Изменения, целью которых является противодействие незаконным финансовым операциям
Каждое лето депутаты традиционно принимают большое количество федеральных законов. Этот год не стал исключением. О некоторых изменениях в законодательстве мы рассказали в обзоре новостей. Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-Ф3*(1) (далее - Закон N 134-ФЗ) внесены поправки в целый ряд законодательных актов, целью которых является противодействие незаконным финансовым операциям (документ, за исключением отдельных положений, вступил в силу 30.06.2013). Рассмотрим эти нововведения подробнее.
Согласно пояснительной записке к проекту данного закона изменения, вносимые им, направлены на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, в том числе с использованием фирм-"однодневок", и легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получения коррупционных доходов.
Государственная регистрация юридических лиц
Статьей 14 Закона N 134-ФЗ внесены поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в части расширения оснований для отказа в государственной регистрации (соответствующие дополнения включены в п. 1 ст. 23 данного закона). Предполагается, что они позволят исключить регистрацию фирм-"однодневок" по украденным или потерянным документам.
Так, теперь в регистрации откажут также в следующих случаях:
- в случае, предусмотренном новым п. 3 ст. 13.1 закона: внесение в ЕГРЮЛ записи (записей) о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается в случае участия в реорганизации юридического лица, в отношении которого принято решение о его ликвидации;
- при несоответствии сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
- в случае получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;
- если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
- если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
- если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
- если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
- при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных пп. "в" п. 1 ст. 5 настоящего закона. Напомним, что в данном подпункте речь идет об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается их место жительства или место нахождения.
Новым в Законе N 129-ФЗ также является то, что:
- информация о факте представления документов в регистрирующий орган должна появиться на его сайте не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом (новый абз. 4 п. 3 ст. 9);
- физическое лицо может направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ (новый п. 6 ст. 9).
Изменения внесены и в ст. 51 "Государственная регистрация юридических лиц" ГК РФ (ст. 4 Закона N 134-ФЗ). Главным здесь является то, что теперь налоговики обязаны проводить проверку достоверности данных, вносимых в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 ГК РФ). Также регистрирующий орган должен заблаговременно уведомить заинтересованных лиц о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, а те, в свою очередь, могут направить в уполномоченный государственный орган свои возражения по этому поводу (п. 4 ст. 51 ГК РФ). Эти возражения рассматриваются, и принимается соответствующее решение (о внесении изменений либо об отказе). Кроме того, включение данных в ЕГРЮЛ может быть оспорено в суде, вследствие чего государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущением при его создании грубых нарушений закона, если они носят неустранимый характер (п. 6 ст. 51 ГК РФ).
Если в государственной регистрации юридического лица будет отказано незаконно либо регистрирующий орган допустит иные нарушения порядка государственной регистрации, причиненные этим убытки подлежат возмещению за счет казны РФ (п. 7 ст. 51 ГК РФ).
Вносимыми изменениями повышается ценность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Так, в силу п. 2 ст. 51 ГК РФ лицо, добросовестно полагающееся на данные реестра, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на сведения, не включенные в этот реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если они включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
При этом юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.
Положения о банкротстве
Согласно п. 3 ст. 63 "Порядок ликвидации юридического лица" ГК РФ, если у ликвидируемого юридического лица имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Пунктом 2 ст. 4 Закона N 134-ФЗ данная норма дополнена положением, согласно которому при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.
Уточнены отдельные положения ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) (ст. 18 Закона N 134-ФЗ). В частности, п. 4 данной статьи установлено, что если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих его лиц, то такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Напомним, что согласно абз. 32 ст. 2 Закона N 127-ФЗ таким лицом может быть признано, например, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника.
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих его лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:
- причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в его пользу либо одобрения данным лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в ст. 61.2, 61.3 настоящего закона. Напомним, что в ст. 61.2 речь идет о подозрительных сделках, а в ст. 61.3 - о сделках, влекущих оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами;
- документы бухгалтерского учета и (или) отчетность к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информации об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы. Это положение применяется в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и отчетности должника. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета и хранение соответствующих документов организуются руководителем экономического субъекта.
Бухгалтерский учет
Согласно новой ч. 4 ст. 29 Закона N 402-ФЗ при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации (ст. 22 Закона N 134-ФЗ). Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно. Введены данные поправки с целью обеспечения сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации.
Уголовная ответственность
Вносимые ст. 8 Закона N 134-ФЗ в Уголовный кодекс изменения ужесточают меры по противодействию преступлениям экономической направленности и возлагают более жесткую ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а также за нарушения законодательства в части перемещения валютных средств. В частности:
- изложены в новой редакции ст. 174 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем", ст. 174.1 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления", ст. 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ", ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ;
- в Уголовный кодекс включены ст. 193.1 "Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов", ст. 200.1 "Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов".
Ответственность по данным статьям предусмотрена в виде не только огромных сумм штрафов, но и принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность, лишения свободы, а в отношении ст. 174, 174.1, 200.1 УК РФ - и в виде конфискации имущества в силу п. "а" ч. 1 ст. 101.4 УК РФ.
Закон о противодействии легализации доходов
Многочисленные поправки внесены в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) (ст. 13 Закона N 134-ФЗ).
В частности, преступления, предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, теперь также признаются легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (соответствующие уточнения внесены в ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Напомним, что данное понятие определяется как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступлений.
Появилось также понятие "бенефициарный владелец". Это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (к которым относятся, например, кредитные организации), обязаны принимать меры по выявлению таких владельцев. Если же они не будут выявлены, ими может быть признан единоличный исполнительный орган клиента (пп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Значительно расширены в ст. 7 Закона N 115-ФЗ права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Так, например, в силу п. 5.2 данной статьи кредитная организация вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами ее внутреннего контроля при наличии подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Напомним, что раньше она могла отказаться от заключения договора в случае:
- отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
- непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления недостоверных документов;
- наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с данным законом.
Пунктом 5.2 установлено и право кредитной организации расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании п. 11 настоящей статьи. Соответствующие поправки внесены и в ст. 859 "Расторжение договора банковского счета" ГК РФ (ст. 6 Закона N 134-ФЗ). При этом причиной отказа от совершения операции в силу п. 11 может стать подозрение, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или отсутствие документов по данной операции, необходимых для фиксирования информации согласно положениям настоящего закона.
* * *
Итак, как мы видим, недобросовестным организациям и предпринимателям данные новшества, что называется, "перекрывают все ходы". Законодатели планируют, что введение этого закона будет иметь благоприятные социально-экономические последствия как с точки зрения снижения уровня криминализации российской экономики, так и с позиции обеспечения наибольшего соответствия российского законодательства международным стандартам, а это, в свою очередь, повлечет улучшение инвестиционного климата и повышение уровня безопасности деятельности законопослушных предпринимателей.
О.А. Фролова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"