Доставление и задержание военнослужащего, совершившего административное правонарушение, в системе правового принуждения
Дисциплинарное принуждение представляет собой совокупность основанных на законе мер психологического, физического или материального воздействия уполномоченных на то органов, наделенных властными полномочиями, на сознание и волю людей в целях достижения определенного поведения, строгого соблюдения дисциплины и законности*(1).
Развернутую характеристику дисциплинарного принуждения в системе уголовного, административного, гражданско-правового и иных видов легального принуждения представил профессор Д.Н. Бахрах*(2). К основным сущностным особенностям дисциплинарного принуждения этот автор относит следующие:
- осуществляется субъектами исполнительной (публичной и корпоративной) власти во внесудебном порядке;
- применяется субъектами линейной власти (руководителями организаций) в отношении их подчиненных - членов легальных, организованных коллективов в связи с совершением ими дисциплинарных проступков;
- это единственный вид правового принуждения, осуществление которого производится субъектами частного права на основе правовых актов. И его нельзя рассматривать только как вид государственного принуждения;
- если меры административного принуждения используют представители публичной власти, то меры дисциплинарного принуждения - руководители организаций;
- меры дисциплинарного принуждения устанавливаются и применяются за нарушения не только трудовой, но и служебной, учебной, исправительно-трудовой и иной дисциплины в существующих легальных организациях.
Структуру дисциплинарно-правового принуждения составляют меры пресечения, меры дисциплинарной ответственности и восстановительные меры*(3). Отдельные исследователи предлагают расширить этот перечень и включить в него также меры дисциплинарного дестимулирования, например лишение премии, вознаграждения по итогам работы за год и т.п.*(4) Однако автор в этом вопросе разделяет позицию Е.В. Климкиной, Ю.М. Колоскова, справедливо отметивших, что применение к служащему мер воздействия, не предусмотренных законодательством, либо наступившие материальные (финансовые) последствия так называемой "дисциплинарной наказанности" не считаются привлечением к дисциплинарной ответственности*(5).
Согласимся с мнением П.Д. Фризена, что "...административно-правовая мера представляет собой конкретный акт (действие) уполномоченного государственного органа, должностного лица, направленный на реализацию административно-правовой нормы"*(6) в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах.
Меры дисциплинарно-правового принуждения чрезвычайно разнообразны. Есть меры общего характера, которые могут применяться к подавляющему большинству членов воинских коллективов (например, временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей), и меры специальные (например, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или корабля на берег военнослужащих, проходящих военную службу по призыву).
Следует отметить, что возможность применения к военнослужащему, совершившему административное правонарушение, принудительных мер правового воздействия, существует как в рамках производства по делу об административном правонарушении, так и в ходе дисциплинарного разбирательства по факту совершения военнослужащим административного правонарушения. Соответственно в первом случае применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, во втором - меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке военнослужащего. В случаях когда специальный административно-правовой статус военнослужащего не установлен в отношении его за совершенное административное правонарушение, первоначально могут также применяться принудительные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ.
Также следует отметить возможность применения к военнослужащему в связи с совершенным административным правонарушением иных административно-принудительных мер, предусмотренных законодательством, например так называемого "полицейского задержания" на основании п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.
С учетом проблематики исследования содержательно исследуем такие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке военнослужащего, нашедшие свое закрепление в Федеральном законе "О статусе военнослужащих", как доставление и задержание*(7).
Правом применения указанных мер обладают:
- командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше - к военнослужащим, подчиненным им по службе;
- дежурный по воинской части - к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;
- начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, военный комендант гарнизона, дежурный по гарнизону (военной комендатуре) - к военнослужащим при несении гарнизонной, комендантской и (или) караульной служб; временно находящимся в гарнизоне; находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);
- начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) - к военнослужащим во время следования по путям сообщения;
- должностные лица военной автомобильной инспекции гарнизона - к военнослужащим - водителям транспортных средств воинских частей, совершившим дисциплинарный проступок и (или) нарушение требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- старший военнослужащий - к младшему военнослужащему при нарушении последним воинской дисциплины в присутствии старшего военнослужащего, когда напоминание младшему военнослужащему не возымеет действия*(8).
Несмотря на то что доставление применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в ходе разбирательства по делу о дисциплинарном проступке в целях его пресечения, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке для разбирательства и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения, его применение возможно и в рамках производства по привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершенное им административное правонарушение, что и обусловило необходимость его критического анализа.
Доставление предполагает принудительное препровождение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в служебное помещение воинской части или военной комендатуры. Доставление военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
Доставление как мера обеспечения применяется в отношении военнослужащих, совершивших грубые дисциплинарные проступки*(9). При отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны сотрудниками органов внутренних дел (полиции) и доставлены в служебные помещения ОВД, органов местной администрации для передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам или командирам воинских частей.
Также следует иметь в виду, что при совершении военнослужащим административного правонарушения в вопросах его доставления следует руководствоваться и положениями ст. 27.2 КоАП РФ, в которой прямо указывается, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, осуществляется при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте совершения административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
Таким образом, при совершении военнослужащим административного правонарушения, носящего одновременно признаки административно наказуемого в общем порядке деяния и дисциплинарного проступка, возможно его доставление, предусмотренное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", или в порядке, установленном КоАП РФ, в зависимости от вида субъекта, пресекшего (выявившего) противоправные действия, либо от вида наступающей юридической ответственности (в рассматриваемом случае - административной или дисциплинарной).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и ДУ ВС РФ, закрепившие правовой механизм доставления, не оговаривают общий порядок доставления и возможность недобровольного доставления, в частности, в случае, когда для выполнения законных требований доставляющего необходимо применение физической силы, специальных средств в отношении доставляемого.
На практике воинскими должностными лицами используются положения Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - УГК и КС ВС РФ). В ст. 93.49 УГК и КС ВС РФ определено, что "в случае неповиновения или сопротивления военнослужащего при его доставлении в военную комендатуру гарнизона, а также для преодоления противодействия законным требованиям, если иные способы не обеспечивают исполнение возложенных на патруль обязанностей, начальник патруля имеет право сам или составом патруля применить к нему оружие или физическую силу". Применение специальных средств (резиновой палки, наручников) допускается пп. 41 и 42 приложения N 14 к УГК и КС ВС РФ лишь в отношении военнослужащего, содержащегося на гауптвахте. Соответственно ДУ ВС РФ должен быть дополнен положением о возможности недобровольного доставления военнослужащего и праве доставляющего при необходимости применять физическую силу и специальные средства.
Следует учитывать, что действующее военное законодательство, равно как и КоАП РФ, не конкретизирует нормативные положения о сроке доставления военнослужащего. Данное обстоятельство вызвано объективными причинами невозможности законодательного его закрепления: срок доставления может быть разным при различных обстоятельствах, но минимально возможным в каждом конкретном случае. Учитывая ограничение личной свободы доставляемого военнослужащего, предлагаем в Протоколе о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке указывать временной срок доставления.
Другой мерой обеспечения, сопутствующей доставлению, является задержание.
Задержание заключается в кратковременном ограничении свободы и может быть применено к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения (ч. 3 ст. 28.7 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Доставление отличается от задержания по кругу лиц, уполномоченных его осуществлять, по основаниям и порядку осуществления. Вместе с тем, следует согласиться с точкой зрения, что "эти меры непосредственно связаны друг с другом"*(10), равно как доставление в порядке ст. 27.2 КоАП РФ и административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, так как доставлению военнослужащего, как правило, предшествует его задержание.
Военнослужащий может задерживаться другим военнослужащим, который по отношению к нему является начальником (ст. 9 ДУ ВС РФ), либо лицами, наделенными специальными полномочиями (например, военным комендантом - ст. 93.13 УГК и КС ВС РФ).
О задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется командир воинской части, в которой данный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, проходит военную службу (военные сборы). По просьбе задержанного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляется защитник, а по просьбе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, также уведомляются указанные им родственники.
Срок задержания военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, исчисляется с момента его доставления, а военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае, если к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, может быть применен дисциплинарный арест, - 48 часов.
Задержанный военнослужащий может быть освобожден до истечения установленного срока командиром воинской части (начальником гарнизона, военным комендантом гарнизона, помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы)*(11).
Задержанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, содержится в изолированном помещении воинской части или военной комендатуры либо на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Условия содержания задержанных военнослужащих определяются УГК и КС ВС РФ.
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что правовая конструкция доставления и задержания не лишена отдельных недостатков:
1. Военнослужащий, совершивший противоправные действия, называется "нарушителем", и в правовой норме усматривается явно обвинительный уклон, налицо игнорирование конституционного принципа презумпции невиновности. Однако вина лица в совершении правонарушения должна быть установлена решением по конкретному делу, вступившим в законную силу, с соблюдением надлежащей процедуры. Полагаем, что терминологически здесь более правильно использовать выражение "лицо, подозреваемое в совершении правонарушения".
2. Не всегда возможно определить момент фактического начала задержания военнослужащего, по крайней мере, при помещении его в изолированное помещение воинской части - в Протоколе о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке время доставления (задержания) не фиксируется, а указывается только время составления Протокола, что, на наш взгляд, может существенно нарушить права задержанного лица, в частности право пользоваться юридической помощью защитника. Однако время доставления военнослужащего в военную комендатуру гарнизона за грубые нарушения воинской дисциплины фиксируется в книге учета задержанных военнослужащих*(12). Аналогично время принятия военнослужащего на гауптвахту заносится в Именной список военнослужащих, содержащихся на гауптвахте*(13).
Соответственно можно предложить Протокол о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке" дополнить следующим пунктом - "время начала применения меры.
3. Риторическая фраза "с момента вытрезвления" не учитывает юридический и медицинский критерии вытрезвления, и ее буквальная реализация на практике является довольно сложной, так как задержанный военнослужащий может считать себя трезвым. При этом, следует учитывать, что вид опьянения не имеет значения (алкогольное, наркотическое, токсическое и др.). Соответственно момент вытрезвления может определяться медицинским работником либо с помощью упражнений для проверки координации движении (прямолинейное движение, способность приседать и т.п.).
4. Не определены должностные лица, обязанные уведомлять защитника и родственников; не закреплено право "телефонного звонка" задержанного по аналогии, например, с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О полиции".
5. Реализация целей задержания - установление личности, подготовка материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечение своевременного и правильного их рассмотрения - не всегда может "уложиться" в установленный трехчасовой срок, продление которого не предполагается, за исключением случаев возможности применения в отношении военнослужащего дисциплинарного ареста (до 48 часов). Также вызывает сомнение возможность органов военного управления самостоятельно установить личность лица, предположительно являющегося военнослужащим, если последний препятствует этому. Поэтому следует законодательно предусмотреть возможность увеличения срока задержания лица, которое препятствует установлению его личности, но не более чем на 48 часов.
Военнослужащий за совершение административного правонарушения может быть подвергнут и административному задержанию. В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ, об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы)*(14). После установления личности военнослужащего, его места службы, а также причин доставления оперативный дежурный органа внутренних дел (полиции) обязан известить командира воинской части (военного коменданта) о произведенном доставлении и (или) задержании, вызвать, при необходимости, представителя воинской части для передачи доставленного лица в целях привлечения в последующем его к дисциплинарной ответственности*(15). Если в отношении военнослужащего административная ответственность наступает на общих основаниях, то уведомление военного командования (военного коменданта) о факте доставления и административного задержания не осуществляется. Передача кому-либо задержанных военнослужащих, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, КоАП РФ не предусмотрена. Таким образом, в рамках производства по делам об административных правонарушениях отсутствуют как правовые основания, так и целесообразность передачи воинским должностным лицам доставленных (задержанных) военнослужащих, подлежащих привлечению к административной ответственности на общих основаниях.
Срок передачи задержанного военнослужащего для привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение административного правонарушения нормативно не закреплен. Так как Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (ст. 28.7) предусматривает возможность задержания военнослужащих в общем порядке за дисциплинарное нарушение на срок до трех часов, полагаем, что срок передачи задержанного военнослужащего командованию места службы (военной комендатуре) также не должен превышать трех часов при их нахождении в том же населенном пункте, где содержится задержанный военнослужащий.
При доставлении военнослужащего за совершение административного правонарушителя в ОВД (полицию) административное задержание процессуально не может начаться ранее окончания разбирательства оперативного дежурного с доставленным и составления протокола административного задержания (до этого лицо будет считаться доставленным)*(16). Заслуживает внимания высказывание, что по общему правилу "административное задержание физического лица представляет собой кратковременное ограничение свободы"*(17). Но нельзя полностью согласиться с тем, что "задержание выражается лишь в содержании лица в специальном помещении под охраной"*(18). И остановка соответствующего лица на месте, и его доставление сотрудником ОВД к месту разбирательства охватываются понятием задержания*(19). Поэтому следует согласиться с тем, что лицо фактически будет задержанным в административно-правовом порядке с момента применения в отношении его различных принудительных мер: проверка документов, досмотр, остановка автотранспорта, недобровольное нахождение в служебных помещениях ОВД или иного органа, так как его личная свобода в этом случае ограничена*(20). Предлагается срок административного задержания (задержания) считать со времени фактического доставления лица.
Устранение указанных недостатков в правовом регулировании должно способствовать совершенствованию практики применения дисциплинарно-правового воздействия на военнослужащих и способствовать соблюдению прав и законных интересов военнослужащих.
С.М. Кондратьев,
кандидат юридических наук, доцент
"Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гавриленко Д.А. Дисциплина труда и средства ее обеспечения / под ред. В.Ф. Чигира Мн., 1985. С. 78.
*(2) Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. для вузов, 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2007. С. 586.
*(3) Бахрах Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации // Государство и право. 2006. N 6. С. 48.
*(4) См., напр.: Гавриленко Д.А. Государственная дисциплина: Сущность. Функции. Значение / под ред. А.П. Шергина. Мн., 1988. С. 271; Адушкин Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР / под ред. В.М. Манохина. Саратов, 1986. С. 125.
*(5) Климкина Е.В. Административно-правовое регулирование ответственности государственного гражданского служащего России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 37; Колосков А.М. Дисциплинарно-правовое принуждение и дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы: содержание и соотношение // Вестн. Владимирского юрид. ин-та. 2008. N 4 (9). С. 42.
*(6) Фризен П.Д. Административно-правовое предупреждение отдельных видов преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2004. С. 132.
*(7) Доставление и механизм его применения установлены Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ (в редакции от 8 ноября 2011 г.).
*(8) Статья 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ДУ ВС РФ).
*(9) Исчерпывающий перечень грубых дисциплинарных проступков закреплен в приложении N 7 к ДУ ВС РФ (к ст.ст. 10, 80, 81). К грубым дисциплинарным проступкам относится и административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с КоАП РФ несет административную ответственность.
*(10) Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 46.
*(11) Данное правило не содержится в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" и закреплено в п. 2 Порядка применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке (приложение N 6 к ДУ ВС РФ).
*(12) Пункт 18 приложения N 14 к УГК и КС ВС РФ (к ст.ст. 24, 37, 54, 71, 93.11, 93.14, 93.18, 93.36, 93.52, 188, 189, 192, 224 и 226) "О гауптвахте".
*(13) Пункт 17 приложения N 14 к УГК и КС ВС РФ (к ст.ст. 24, 37, 54, 71, 93.11, 93.14, 93.18, 93.36, 93.52, 188, 189, 192, 224 и 226) "О гауптвахте".
*(14) Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.
*(15) Пункт 8.3.2 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан (приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. N 389).
*(16) Там же.
*(17) Часть 1 ст. 27.3 КоАП РФ.
*(18) Бахрах Д.Н. Административно-процессуальное принуждение // Правоведение. 1989. N 4. С. 63.
*(19) Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения и их применение (по материалам деятельности органов внутренних дел): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983. С. 80.
*(20) Такая позиция подтверждается законодательной легализацией так называемого института "полицейского задержания" в ст. 14 Федерального закона "О полиции", которое исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лиц и оформляется протоколом задержания (ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О полиции").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доставление и задержание военнослужащего, совершившего административное правонарушение, в системе правового принуждения
Автор
С.М. Кондратьев - кандидат юридических наук, доцент
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 7