Некоторые вопросы приватизации жилых помещений, предоставленных по договору социального найма
Приватизация жилых помещений является уникальным правовым институтом, присущим только России.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-I под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона всем гражданам Российской Федерации предоставлено важное социальное право на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, которые они ранее получили от государства для проживания, т.е. предусмотрен перевод этих жилых помещений из государственной собственности в их частную собственность.
Для военнослужащих основы государственной политики в части реализации ими права на жилище, были впервые установлены в Законе Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-I. Согласно п. 1 ст. 17 данного Закона для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей устанавливалась важная правовая гарантия: "Военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей наравне с другими гражданами Российской Федерации государство гарантирует получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации", в том числе и при приватизации полученных от государства жилых помещений.
Положениями п. 10 ст. 15 данного Закона предусматривалась другая гарантия: "Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков)". Эта гарантия по своей юридической природе являлась специальным правом на приватизацию ведомственных жилых помещений, присущим не всем гражданам Российской Федерации, а лишь тем из них, которые являлись военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы.
Проведя сравнительный анализ упомянутых нормативных правовых актов, можно сделать выводы:
- во-первых, в вышеуказанных законах нормы о праве на приватизацию полученных от государства жилых помещений по форме и по сути были практически полностью аналогичны;
- во-вторых, военнослужащим давалось специальное право на приватизацию не любого жилого помещения, в котором они проживают (как общее право), а только того жилого помещения, которое было ими получено во время военной службы от Минобороны России (иного федерального органа, в котором предусмотрена военная служба), т.е. право на приватизацию жилых помещений ведомственного жилищного фонда;
- в-третьих, в отличие от общего для всех граждан права на приватизацию жилых помещений, не ограниченного какими-либо условиями, законодателем ограничивалось специальное право на приватизацию ведомственных жилых помещений Минобороны России тремя дополнительными условиями (право дано только самим военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, и это право у военнослужащего появлялось только по достижении общей выслуги военной службы 20 лет и более, а при увольнении его с военной службы с указанной выслугой лет - только при дополнительном условии "льготного" основания увольнения: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Таким образом, законодателем специальному праву военнослужащих на приватизацию ведомственных жилых помещений придавался фактически своего рода "наградной характер", так как это право реально предоставлялось им только лишь за их определенные заслуги в военной службе.
В действующем Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (п. 6 ст. 15) право на приватизацию сформулировано следующим образом: "Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках". Из данной нормы следует, что в настоящее время правом на приватизацию предоставленных по социальному найму жилых помещений обладают все категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
Правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, согласно п. 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, осуществляет Минобороны России.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29 декабря 2008 г. N 1053 к полномочиям Минобороны России в данной сфере относится:
- закрепление находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, выдача заданий по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- выступление от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России организаций и сделок с ним.
Важную роль в реализации права военнослужащих на жилое помещение играет приказ Министра обороны Российской Федерации "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" от 30 сентября 2010 г. N 1280, которым урегулированы следующие вопросы:
- установлен конкретный перечень документов для принятия на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения;
- порядок предоставления служебного жилья и жилья по договору социального найма разделены;
- при переводе к новому месту службы военнослужащего, не обеспеченного жильем ранее, его очередность сохраняется;
- установлено, что распределены могут быть только те жилые помещения, которые Минобороны России зарегистрировало как свою собственность в установленном законом порядке.
Закрепление недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и приобретенного Минобороны России, за подведомственными организациями осуществляется этим министерством. Обязанность по организации работы по закреплению приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Минобороны России организациями возложена на Департамент имущественных отношений Минобороны России и его территориальные органы.
Статья 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определяет, что передача жилых помещений в собственность граждан производится органами, за которыми данный жилищный фонд закреплен в установленном законом порядке.
В настоящее время значительная часть недвижимого имущества закреплена за территориальными управлениями Департамента имущественных отношений Минобороны России. Следовательно, указанные территориальные управления уполномочены на совершение действий по государственной регистрации прав на закрепленное за ними недвижимое имущество.
Вместе с тем, отсутствие зарегистрированного права хозяйственного ведения (оперативного управления) при наличии обязанности по совершению необходимых действий для соответствующего оформления такого права нельзя рассматривать как законное основание для отказа в реализации прав граждан-военнослужащих.
Статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделяет граждан правом приобрести занимаемые ими по договору социального найма жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда в собственность (совместную либо долевую) с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи.
Таким образом, если граждане обратились за реализацией своих прав, им не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений. Этот вывод подтвержден постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 24 августа 1993 г. N 8. Пунктом 5 указанного постановления предусматривается, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению вне зависимости от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В результате проведенного анализа считаем, что в случае отказа военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, в приватизации занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений ведомственного жилищного фонда наиболее продуктивный путь - обращение в суд. Как показывает практика, суды повсеместно удовлетворяют такие требования граждан.
Разрешению данной ситуации могло бы, на наш взгляд, способствовать определение ведомственным актом Минобороны России порядка безвозмездной передачи гражданам в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Минобороны России.
Е.С. Егоршина,
юрист
"Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоторые вопросы приватизации жилых помещений, предоставленных по договору социального найма
Автор
Е.С. Егоршина - юрист
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 7