Комментарий к постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2013 N 19-П
В Постановлении КС РФ от 18.07.2013 N 19-П рассмотрена взаимосвязь положений п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 83, ст. 351.1 ТК РФ и Конституции РФ. Напомним, что Законом N 387-ФЗ*(1) в Трудовой кодекс были внесены изменения, а именно был уточнен перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности (ч. 2 ст. 331 ТК РФ): имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Кроме этого, была дополнена ст. 351.1 ТК РФ, в соответствии с которой к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
В связи с вышеуказанными изменениями было введено новое основание прекращения трудового договора: согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ возникновение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
К сведению. Прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации сотрудника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую сотрудник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Причем работодатель обязан предлагать сотруднику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено соглашениями, коллективным или трудовым договором.
Таким образом, из приведенных положений трудового законодательства следует, что с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, трудовые отношения должны быть прекращены на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Данные выводы были сделаны в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 20.06.2012: трудовые отношения носят длящийся характер, поэтому указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.
В связи с нововведениями граждане, которые были уволены с работы, обратились в Конституционный суд с требованием проверить, соответствуют ли новые положения Трудового кодекса Конституции РФ.
В комментируемом постановлении Конституционный суд пришел к следующим выводам: п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения означают, что к занятию педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются (а работавшие на момент вступления в силу Закона N 387-ФЗ - подлежат увольнению):
- лица, имеющие судимость за совершение указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ преступлений;
- лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа названных в данных законоположениях преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- лица, имевшие судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных в данных законоположениях преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, - поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних обеспечивается соразмерность введенного ограничения целям государственной защиты прав несовершеннолетних.
Однако Конституционный суд нашел противоречия между положениями п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331, ст. 351.1 ТК РФ и Конституцией РФ. Именно эти положения ТК РФ:
- носят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, кроме тяжких, особо тяжких преступлений и преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право данных лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей;
- содержат условие обязательного и безусловного прекращения трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если работник подвергается уголовному преследованию за указанные в данных законоположениях преступления, - до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;
- допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.
В связи с вышеперечисленными противоречиями между положениями Трудового кодекса и Конституцией РФ арбитры постановили:
- федеральному законодательству внести в ТК РФ изменения, направленные на обеспечение баланса конституционно значимых ценностей применительно к ограничениям на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям);
- установить перечень видов преступлений, сам факт совершения которых - вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств - дает основание утверждать, что совершившие данные преступления лица представляют безусловную опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Впредь до внесения изменений к педагогической деятельности, а также иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних во всяком случае не могут допускаться (а работающие - подлежат увольнению):
- лица, имеющие судимость за совершение преступлений, указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;
- лица, имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, названных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;
- лица, имевшие судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Что касается применения положений абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ к лицам, совершившим иные преступления из числа указанных в этих положениях, но при том, что их судимость снята или погашена, либо лицам, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления данными лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.
Кроме этого, суд отметил, что федеральный законодатель имеет право установить порядок временного отстранения от исполнения трудовых обязанностей лица, занимающегося педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если это лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления из числа указанных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ, до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу.
При этом до внесения соответствующих изменений временное отстранение таких лиц от работы осуществляется в порядке, установленном ст. 114 УПК РФ и ст. 76 ТК РФ, при наличии оснований полагать, что они представляют потенциальную опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Напомним, согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) сотрудника, в частности, по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Статьей 114 УПК РФ предусмотрено, что при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. Причем постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы (ч. 3 ст. 114 УПК РФ).
В период отстранения от работы зарплата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст. 76 ТК РФ). Однако в ч. 6 ст. 114 УПК РФ говорится, что временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, а именно на ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном ч. 1 ст. 114 УПК РФ. Данное пособие является процессуальными издержками, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо участников уголовного судопроизводства.
В.И. Горюшина,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном)
учреждении: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 9, сентябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.12.2010 N 387-ФЗ "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"