В каких случаях Международные стандарты финансовой отчетности имеют приоритет перед российскими стандартами?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в соответствии с законодательством РФ организация обязана составлять консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам, то такая отчетность должна быть основана на положениях, утвержденных Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО). То есть в отношении консолидированной отчетности применение МСФО является обязательным (МСФО имеют приоритет перед российскими стандартами бухгалтерского учета).
В отношении бухгалтерской отчетности, составляемой организациями в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (в том числе положениями по бухгалтерскому учету (далее - ПБУ)). В данном случае МСФО могут иметь приоритет перед российскими стандартами применительно к вопросам бухгалтерского учета, не урегулированным российским законодательством о бухгалтерском учете (в том числе, ПБУ).
Обоснование вывода:
В соответствии с Планом Минфина России на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе МСФО, утвержденным приказом от 30.11.2011 N 440, в течение нескольких лет планируется перевод всей системы бухгалтерского учета на учет по МСФО.
В настоящее время обязанность по составлению консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО возложена на кредитные, страховые и иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (ст. 2, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной отчетности" (далее - Закона N 208-ФЗ). При этом консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО, введенными в действие приказом Минфина России 25.11.2011 N 160н (далее - приказ N 160н).
Необходимо учитывать, что консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Законом N 402-ФЗ. Таким образом, консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, не заменяет традиционную бухгалтерскую отчетность, составляемую в соответствии с Законом N 402-ФЗ (п. 2 ст. 3 Закона N 208-ФЗ).
Бухгалтерская отчетность составляется организациями в соответствии с нормами законодательства РФ о бухгалтерском учете. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). При этом федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (ч. 2 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждены приказом Минфина России от 11.03.2013 N 26н. При этом федеральные и отраслевые стандарты должны быть разработаны с применением МСФО (п. 4 ст. 20 Закона N 402-ФЗ). В то же время действующие ПБУ также разрабатывались на основе МСФО и совершенствовались в направлении сближения с ними. До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России до 01.01.2013. При этом указанные правила применяются в части, не противоречащей Закону о бухгалтерском учете (ст. 30 Закона N 402-ФЗ, Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Таким образом, организации, обязанные составлять консолидированную отчетность в соответствии с МСФО, наряду с этим составляют и традиционную бухгалтерскую отчетность, руководствуясь в том числе действующими российскими ПБУ. Остальные организации составляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с нормами Закона N 402-ФЗ, а также действующими российскими федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета.
При этом необходимо учитывать, что организациям следует использовать МСФО не только при формировании консолидированной отчетности. Так, Минфин России в письме от 12.12.2011 N 07-02-06/240 разъяснил, что организациям следует руководствоваться текстами МСФО, содержащимися в приложениях к приказу N 160н, "и в иных целях".
Например, при формировании организацией учетной политики в случаях, когда по конкретному вопросу нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не установлены способы учета, то в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008) организация должна их разработать самостоятельно:
а) исходя из иных ПБУ - для аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов;
б) исходя из МСФО.
Следовательно, организации могут формировать учетную политику не только исходя из ПБУ, но и основываясь на положениях МСФО. Тем более что в настоящее время МСФО официально утверждены, и в силу ссылки на них ПБУ 1/2008 организациям необходимо ими пользоваться и при составлении традиционной бухгалтерской отчетности (в случаях, когда российские ПБУ не содержат необходимой для принятия решения информации).
Таким образом, по вопросам бухгалтерского учета, не урегулированным российским законодательством о бухгалтерском учете (в частности, ПБУ), организации теперь обязаны руководствоваться правилами МСФО (в данном случае МСФО имеет приоритет над российскими стандартами). При этом соответствующие решения закрепляются в учетной политике.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Алексеева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
13 сентября 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.