Государственный (муниципальный) финансовый контроль
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 252-ФЗ*(1) в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, усилены меры государственного (муниципального) финансового контроля. В чем заключается такой контроль? Кем и в отношении кого он проводится? Какие нарушения могут быть выявлены по результатам проведения государственного (муниципального) контроля, а также какие меры бюджетного принуждения и административного наказания предусмотрены за такие нарушения? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Учитывая, что изменения, касающиеся обеспечения государственного (муниципального) финансового контроля, вступили в силу с 4 августа 2013 года, материал, представленный в данной статье, составлен на основании новых (обновленных) норм Бюджетного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль (далее - контроль) осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Различают следующие виды такого контроля:
- внешний контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов внешнего контроля;
- внутренний контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов внутреннего контроля, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований);
- предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
Контроль может осуществляться следующими методами (ст. 267.1 БК РФ):
а) проверка, под которой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Различают следующие виды проверок:
- камеральные проверки, проводимые по месту нахождения контрольного органа на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу;
- выездные проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов;
- встречные проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля;
б) ревизия - комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
в) обследование - анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля, результаты которых оформляются заключением;
г) санкционирование операций - совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Санкционирование операций проводится при осуществлении полномочий по внутреннему контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований).
Объекты контроля
Перечень объектов, которые подлежат контролю, приведен в ст. 266.1 БК РФ. Среди них упомянуты, в частности, государственные (муниципальные) учреждения.
Таким образом, законодатели четко установили, что контролю подлежат не только учреждения, являющиеся участниками бюджетного процесса, но и бюджетные (автономные) учреждения.
Полномочия контролирующих органов
Информацию о том, кто согласно п. 2, 3 ст. 265, 268.1, 269.1, 269.2 БК РФ относится к органам контроля и какими полномочиями они наделены, приведем в таблице.
Контрольные органы | Полномочия контрольных органов | |
Органы внешнего контроля, к которым относятся: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований | Осуществляют: - контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; - контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; - контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" | |
Органы внутреннего контроля. К ним относятся: 1. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований | Осуществляют: - контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями; - контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств; - контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета | |
2. Росфиннадзор, органы (должностные лица) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, осуществляющие контроль | Осуществляют: - контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. |
Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за их совершение
Федеральным законом N 252-ФЗ изменено не только название ч. IV БК РФ, определяющей виды нарушений бюджетного законодательства и меры принуждения за их совершение, но и сам текст данной части полностью изменен. А точнее, гл. 28, составляющая ч. IV БК РФ, теперь отменена, вместо нее введены в действие следующие главы:
- гл. 29 "Общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения";
- гл. 30 "Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение".
Статьей 306.1 БК РФ вводится новое понятие - "бюджетное нарушение", под которым подразумевается действие (бездействие) лица, являющегося участником бюджетного процесса (финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета), совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ. За совершение бюджетного нарушения предусмотрено применение бюджетных мер принуждения, установленных гл. 30 БК РФ. Уточнено, что применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством РФ. По мнению автора, под "законодательством РФ" в первую очередь подразумеваются нормы КоАП РФ.
Действие (бездействие) лица, не являющегося участником бюджетного процесса (бюджетного учреждения, автономного учреждения), совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (КоАП РФ, иные кодексы и нормативные акты, предусматривающие ответственность за нарушения бюджетного законодательства).
Учитывая сказанное, теперь необходимо разделять следующие моменты:
- бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения за их совершение устанавливаются Бюджетным кодексом и действуют только в отношении участников бюджетного процесса;
- в отношении лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, виды нарушений бюджетного законодательства и ответственность за их совершение устанавливаются КоАП РФ (иными нормативными актами, предусматривающими ответственность за нарушения бюджетного законодательства).
Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения за их совершение, установленные Бюджетным кодексом
Приведем в таблице виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения за их совершение, предусмотренные гл. 29, 30 БК РФ.
Бюджетные нарушения | Бюджетные меры принуждения | ||
Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ) | Влечет: - либо передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств; - либо бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими; - приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) | ||
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ) | Влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита | ||
Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6 БК РФ) | Влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом | ||
Нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7 БК РФ) | Влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) | ||
Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8 БК РФ) | Влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) |
Виды нарушений бюджетного законодательства и ответственность за их совершение, установленные КоАП РФ
Приведем в таблице виды нарушений бюджетного законодательства, установленные КоАП РФ, и размеры административных штрафов за их совершение.
Нарушение бюджетного законодательства | Административные штрафы, предусмотренные в отношении | ||||
должностных лиц | юридических лиц | ||||
Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ) | от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет | от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению | |||
Невозврат бюджетного кредита (ст. 15.15 КоАП РФ) | от 20 000 до 50 000 руб. | от 5 до 25% суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ | |||
Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий, несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи, нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.8, 15.15.9, 15.15.10 КоАП РФ) | от 20 000 до 50 000 руб. | ||||
Возврат бюджетного кредита с нарушением срока (ст. 15.15 КоАП РФ) | от 10 000 до 30 000 руб. | от 2 до 12% суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ | |||
Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.15 КоАП РФ) | от 10 000 до 30 000 руб. | ||||
Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 15.15.1 КоАП РФ) | от 10 000 до 30 000 руб. | от 5 до 25% суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ | |||
Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом с нарушением срока (ст. 15.15.1 КоАП РФ) | от 5 000 до 15 000 руб. | от 2 до 12% суммы платы за пользование кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ | |||
Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3 КоАП РФ) | от 10 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет | ||||
Нарушение условий предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетного кредита (ст. 15.15.5, 15.15.4, 15.15.2 КоАП РФ) | от 10 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет | от 2 до 12% суммы полученной субсидии (бюджетной инвестиции, бюджетного кредита) | |||
Нарушение порядка представления бюджетной отчетности, учета бюджетных обязательств, ведения бюджетных смет, сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) ЛБО (ст. 15.15.6, 15.15.7, 15.15.11 КоАП РФ) | от 10 000 до 30 000 руб. | ||||
Нарушение запрета на размещение бюджетных средств, сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. 15.15.12, 15.15.13 КоАП РФ) | от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет | ||||
Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства (ст. 15.15.16 КоАП РФ) | от 10 000 до 30 000 руб. | от 1 до 5% суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы РФ (средств незаконно произведенных операций) |
Л. Морозова,
эксперт журнала "Учреждения культуры
и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2013 г., "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"