Защита исключительного права на произведения изобразительного искусства (часть вторая)
Рассмотрены правовые и практические аспекты защиты исключительного права на произведения изобразительного искусства, связанные с основным правомочием правообладателя - правом использования произведений. Показаны особенности использования таких произведений и нарушений исключительного права на них, источники информации о нарушениях, случаи, не являющиеся нарушениями. Изложены меры по предотвращению нарушения исключительного права: заключение договоров, фиксирование времени создания произведений с помощью нотариальных действий, использование клейма изготовителя, номеров экземпляров и сертификатов на произведения, знаков охраны авторского права, предупредительных надписей, голографических наклеек, участие в выставках, конкурсах, издание каталогов, информационно-рекламных материалов, использование средств массовой информации для извещения участников рынка и потребителей, ведение перечня произведений. Представлены действия правообладателя в случае обнаружения нарушения исключительного права и гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые основания для них.
Продолжение. Начало см. в N 4 журнала "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права" за 2013 г.
2. Меры по предотвращению нарушений исключительного права.
2.1. Заключение договоров между автором и иным правообладателем.
Согласно ст. 1228, 1255, 1257, п. 4 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) [1] авторские права, включающие исключительное право на Произведение, возникают у автора, то есть гражданина, творческим трудом которого создано Произведение, из самого факта его создания.
Если автор создал Произведение по своей инициативе, намерен сохранить за собой исключительное право на Произведение и сам его использовать, в том числе тиражировать, то не требуется заключения каких-либо договоров. В остальных случаях автор неизбежно обязан вступить в договорные отношения с другими лицами. Заключение нижеуказанных договоров является важным первоначальным шагом по предотвращению нарушений исключительного права на Произведения.
Автор может в полном объеме передать исключительное право, принадлежащее ему изначально, другому лицу на основании договора об отчуждении исключительного права на Произведение, который регулируется нормами ст. 1234, 1285 и 1290 ГК РФ. Обязательной является письменная форма договора.
По лицензионному договору автор может предоставить другому лицу право использовать Произведение в определенных пределах, например, право изготовления определенным способом и продажи установленного количества копий Произведения. Лицензионный договор регулируется правилами, установленными ст. 1235-1238, 1286, 1287 и 1290 ГК РФ. Лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме, за исключением договора с периодическим печатным изданием, который может быть заключен в устной форме. По лицензионному договору передаются лишь права, прямо указанные в договоре. Лицензионный договор может быть заключен на срок, не превышающий срока действия исключительного права на Произведение. Автор может сохранить за собой право заключения лицензионных договоров с другими лицами (неисключительная лицензия) или утратить такое право (исключительная лицензия).
Существенным условием договора об отчуждении исключительного права на Произведение и лицензионного договора является условие о вознаграждении, выплачиваемом автору. При отсутствии такого условия договор считается незаключенным. Поскольку Произведения как результат интеллектуальной деятельности не подлежат государственной регистрации, договор об отчуждении исключительного права на Произведение и лицензионный договор в силу п. 2 ст. 1232 ГК РФ также не подлежат государственной регистрации.
Соотношение права собственности на оригинал и исключительного права на Произведение регулируется ст. 1291 ГК РФ. Для авторов Произведений установлены специальные права, не предоставляемые авторам других результатов интеллектуальной деятельности: право доступа автора к отчужденному оригиналу Произведения (ст. 1292 ГК РФ) и право на получение вознаграждения автором при каждой публичной перепродаже оригинала Произведения - право следования (ст. 1293 ГК РФ).
Если Произведение создается не по инициативе автора, а по заказу другого лица, например, художественной мастерской, которая в дальнейшем намерена тиражировать его, извлекая доход от продажи копий Произведения, то между этим лицом (заказчиком) и автором заключается договор авторского заказа. Этот договор регулируется правилами, установленными ст. 1288-1290 ГК РФ. По договору авторского заказа автор обязуется в определенный срок создать за вознаграждение Произведение и передать его заказчику. В рамках такого договора автор может произвести отчуждение заказчику исключительного права на Произведение или предоставить заказчику право использования Произведения в установленных договором пределах. К этим условиям применяются правила, предусмотренные ГК РФ для договоров об отчуждении исключительного права на Произведения или для лицензионных договоров соответственно.
Наконец, возможен вариант, когда Произведение создается автором в рамках выполнения своих трудовых обязанностей при работе по найму. Таким образом возникает так называемое служебное Произведение. Авторские права на служебное Произведение принадлежат автору, кроме исключительного права на Произведение, которое согласно ст. 1295 ГК РФ принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено другое. Указанной статьей установлены условия приобретения автором исключительного права на Произведение и получения им вознаграждения, а также правила использования Произведения работодателем и автором, когда исключительное право на Произведение принадлежит автору.
2.2. Фиксирование даты создания Произведения.
Фиксирование даты создания Произведения является важным этапом подготовки к защите исключительного права на Произведение на случай его возможного нарушения, поскольку создает необходимое доказательство срока, начиная с которого Произведение безусловно существовало. Такое доказательство может быть использовано в суде или другом правоохранительном органе.
Фиксирование целесообразно производить путем удостоверения у нотариуса даты предъявления соответствующего описания Произведения. Возможность совершения такого нотариального действия и соответствующая обязанность нотариуса предусмотрены ст. 35, 16 и 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1 [2]. Описание Произведения должно составляться автором или иным владельцем исключительного права на Произведение по возможности сразу по окончании создания Произведения. Чем раньше будет удостоверена нотариусом дата предъявления описания Произведения, тем надежнее при прочих равных условиях будет защищено исключительное право.
Описание Произведения должно включать:
1) наименование;
2) сведения об авторе (авторах): фамилия, имя, отчество (если есть), паспортные данные, включая гражданство, пол, дату и место рождения, номер паспорта, кем и когда он выдан, код подразделения, адрес регистрации по месту жительства;
3) сведения о заказчике и (или) правообладателе исключительного права: если это лицо является гражданином, то указываются те же сведения, что приведены в пункте 2) описания, если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то дополнительно указываются данные свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, включая серию и номер свидетельства, кем и когда оно выдано, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), если это юридическое лицо, то указывается его полное наименование, адрес места нахождения (юридический адрес), данные свидетельства о государственной регистрации юридического лица, включая серию и номер свидетельства, кем и когда оно выдано, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), если владельцем исключительного права является автор (авторы), то делается ссылка на пункт 2) описания;
4) правовое основание для создания Произведения и (или) приобретения исключительного права: реквизиты договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права, трудового или иного договора (для служебного Произведения). Если правообладателем исключительного права является автор (авторы), то указывается - инициатива автора (авторов);
5) время создания: следует указать дату начала и дату окончания создания Произведения;
6) место создания: следует указать наименование населенного пункта. При необходимости следует также указать район, область и страну (если это не Россия);
7) фотография (фотографии): фотографии должны быть высокого качества как по контрастности и яркости, так и по цветопередаче. Фотографий должно быть достаточно для отображения основных особенностей Произведения. Возможно, что кроме общих планов следует разместить и крупные планы отдельных фрагментов Произведения. Фотографии приклеиваются к описанию и удостоверяются либо печатью лица, указанного в пункте 3) описания, если это лицо - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, либо печатью нотариуса, если это лицо - гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем. Оттиск печати должен располагаться частично на фотографии и частично на описании;
8) краткое описание: следует отразить тему, изобразительные и, возможно, технические или технологические особенности изготовления Произведения. Краткое описание следует давать в привязке к фотографиям. Цель краткого описания - дополнить и пояснить фотографии Произведения, дать более полную характеристику Произведения;
9) подпись лица, указанного в пункте 3) описания, и дата составления описания. Этот пункт описания Произведения должен заполняться в присутствии нотариуса, удостоверяющего дату предъявления документа. Описание может быть подписано и другим лицом, например лицом, действующим по доверенности лица, указанного в пункте 3) описания.
Описание заканчивается удостоверительной надписью нотариуса.
Следует подчеркнуть, что, удостоверяя дату предъявления описания Произведения, нотариус не проверяет и не удостоверяет сведения, указанные в пунктах 1)-8) описания. Он лишь подтверждает, что именно такое описание было предъявлено ему и удостоверено им в указанную дату. Однако этого достаточно, чтобы доказывать факт существования с этой даты указанного в описании Произведения. А вместе с использованием доказательств, приведенных в пункте 3) описания, появляется возможность подтверждения и более ранней даты существования Произведения. Например, если Произведение было создано на основании договора авторского заказа, то можно доказать дату создания Произведения, а также подтвердить, кто является его автором.
Заметим, что подобным образом можно зафиксировать дату предъявления описания не только произведения в области изобразительного искусства, но и в других областях, например, литературы или науки. Изложенный подход гораздо более удобен, чем отправка произведения или его описания по почте в свой адрес, которая позволяет подтвердить факт существования произведения на дату почтового штемпеля, указывающего на отправку конверта по почте. Содержимое такого конверта после вскрытия может быть однократно исследовано судом или другим правоохранительным органом. В дальнейшем можно лишь ссылаться на результат такого исследования, если он будет должным образом зафиксирован в процессуальном документе. Тогда как изложенный подход позволяет использовать удостоверенное описание в качестве доказательства многократно и независимо в разных правоохранительных и административных органах, а также в ходе переговоров.
2.3. Использование клейма изготовителя, номеров экземпляров и сертификатов на Произведения, знаков охраны авторского права, предупредительных надписей, голографических наклеек.
2.3.1. Клеймо изготовителя на экземпляре Произведения позволяет отличить экземпляр, изготовленный правообладателем исключительного права на Произведение, от подделки при условии, что само клеймо технически сложно подделать. Клеймо может быть дополнено уникальным номером данного экземпляра Произведения. Клеймо и номер должны наноситься на экземпляр Произведения таким образом, чтобы это не влияло на эстетическое восприятие Произведения, с одной стороны, но обеспечивало возможность проверки наличия клейма и номера на экземпляре Произведения, с другой стороны, исключая или хотя бы уменьшая при этом возможность подделки клейма или номера.
Применение клейма и номера возможно и целесообразно не на всяком Произведении. Если Произведение небольшого размера, то применение этих идентификационных признаков подлинности может оказаться невозможным. Может оказаться нецелесообразным по экономическим соображениям применение этих идентификационных признаков на относительно недорогих экземплярах Произведения, изготавливаемых в значительных количествах. Однако при всякой возможности следует делать выбор в пользу применения клейма и номера.
Возможно, наибольший эффект от применения названных идентификационных признаков подлинности будет гарантирован для ценных экземпляров произведений скульптуры малых форм и декоративно-прикладного, в том числе ювелирного, искусства, а также живописи и графики.
Дополнительную защиту может обеспечить использование специального порядка, заключающегося в применении не одного, а нескольких разных клейм изготовителя, причем таким образом, чтобы каждой партии экземпляров Произведений, изготовленных в определенный период времени, соответствовало определенное клеймо и определенный набор уникальных номеров экземпляров Произведений, возможно, идущих не подряд и (или) с пропусками. Понятно, что зафиксированная должным образом, например, в специальном журнале учета, информация о соответствии вида клейма и номеров экземпляров Произведений, применявшихся изготовителем в определенный период времени, должна быть закрытой и строго охраняться изготовителем как коммерческая тайна. Применение такого специального порядка предоставляет дополнительные возможности для идентификации подделок.
2.3.2. Экземпляры Произведения могут сопровождать сертификаты, выдаваемые изготовителем, которые также обеспечивают дополнительную защиту от подделки и подтверждают подлинность. Такие сертификаты могут содержать описание Произведения, его фотографию (фотографии), сведения об изготовителе, изображение клейма и уникального номера, нанесенных на экземпляр Произведения, сведения о первом и последующих владельцах, знак охраны авторского права и предупредительную надпись.
Знак охраны авторского права применяется в соответствии со ст. 1271 ГК РФ, которая в свою очередь соответствует норме п. 1 ст. 3 Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.) [3], распространяющейся в том числе и на охрану прав на Произведения, как указано в ст. 1 конвенции. Российская Федерация связана этой конвенцией с 27 мая 1973 г., когда этот документ вступил в силу для СССР.
Согласно ст. 1271 ГК РФ "правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
латинской буквы "C" в окружности;
имени или наименования правообладателя;
года первого опубликования произведения".
Знак охраны авторского права целесообразно наносить как на сертификат, так и на экземпляр Произведения вместе с клеймом и уникальным номером.
Кроме того, на сертификате рядом со знаком охраны авторского права целесообразно размещать предупредительную надпись: все права на произведение и сертификат защищены, нарушение исключительного права на произведение и сертификат преследуется по закону, изготовление копий и изображений произведения и сертификата возможно только с разрешения правообладателя.
Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ защита авторских прав, включая исключительное право на Произведение, осуществляется независимо от регистрации Произведения или соблюдения каких-либо формальностей, в том числе применения знака охраны авторского права или предупредительной надписи. В силу п. 3 ст. 1250 ГК РФ отсутствие вины нарушителя исключительного права на Произведение не освобождает его от ответственности за нарушение этого права. Поэтому применение знака охраны авторского права и предупредительной надписи носит необязательный и информационный характер. Вместе с тем знак охраны авторского права содержит важное указание на срок, начиная с которого охраняется исключительное право на Произведение. В целом применение знака охраны авторского права и предупредительной надписи снижает риск неумышленного нарушения исключительного права на Произведение.
Сертификат на экземпляр Произведения также может быть объектом подделки. Поэтому сертификаты должны изготавливаться на высоком полиграфическом уровне с использованием средств защиты, применяемых для документов. Применение таких мер является достаточно дорогостоящим и целесообразно в отношении дорогих Произведений. Тем не менее эффективным и относительно недорогим дополнительным средством защиты может быть использование голографических наклеек, наносимых на экземпляр Произведения и сертификат и имеющих свойство разрушаться в случае попытки перенесения наклейки с одного объекта на другой.
2.4. Участие в выставках, конкурсах, издание каталогов, информационно-рекламных материалов, использование средств массовой информации.
Любые формы распространения информации об обладателе исключительного права на Произведение полезны с точки зрения профилактики возможных нарушений такого права. К подобным формам относятся, в частности, участие в выставках, конкурсах, издание каталогов, информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов и т.п.), публикации в средствах массовой информации, как печатных, так и электронных.
Если в названных формах информирования участников рынка и потребителей используются изображения Произведения, то в соответствующих материалах целесообразно применение знака охраны авторского права и предупредительной надписи. В любом случае должна использоваться полная информация об авторе (авторах), изготовителе экземпляров и обладателе исключительного права на Произведение.
2.5. Ведение перечня Произведений.
Сам по себе перечень Произведений не является средством защиты исключительного права на Произведения, но позволяет в систематизированном виде организовать хранение информации, необходимой для такой защиты, а также для планирования и управления деятельностью по созданию Произведений, изготовлению и распространению их экземпляров.
Целесообразно, чтобы перечень Произведений содержал следующие сведения о каждом Произведении:
1) наименование,
2) фотография (фотографии),
3) автор (авторы),
4) дата создания,
5) дата фиксирования создания,
6) договор, на основании которого приобретено исключительное право на Произведение,
7) сведения о выставках, конкурсах, в которых участвовало Произведение,
8) сведения о дипломах, иных наградах, полученных за Произведение на выставках и конкурсах,
9) сведения о каталогах, рекламно-информационных материалах, публикациях в средствах массовой информации, в которых отражена информация о Произведении.
Состав указанных сведений не ограничивается данными пунктами и может включать, например, информацию о количестве изготовленных экземпляров Произведения, примененных клеймах, уникальных номерах, голографических наклейках, выданных сертификатах на экземпляры Произведения, первоначальных приобретателях экземпляров Произведений и т.п.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, (утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1) // Российская газета, N 49, 13.03.1993.
3. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 06.09.1952 г.) // Союз писателей СССР, 1973, N 24, ст. 139.
В.П. Малин,
генеральный директор юридической и консалтинговой
фирмы ЗАО МАЛИН, патентный поверенный РФ
(Москва)
"Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права", N 5, 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Защита исключительного права на произведения изобразительного искусства (часть вторая)
Автор
В.П. Малин - генеральный директор юридической и консалтинговой фирмы ЗАО МАЛИН, патентный поверенный РФ (Москва)
Первоначальная публикация работы состоялась в журнале "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права", 2013 г., N 5, с. 17-26.