Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 31.05.2013 N ЕД-4-3/9944@
С 1 января 2013 года в результате внесения изменений в ст. 258 и 259 НК РФ Федеральным законом N 206-ФЗ*(1) Налоговый кодекс не связывает момент начала начисления амортизации по объектам основных средств, подлежащим государственной регистрации, с датой их государственной регистрации, а ставит его в зависимость только от ввода объектов основных средств в эксплуатацию.
Новой редакцией ст. 259 НК РФ установлено, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти объекты были введены в эксплуатацию, независимо от даты их государственной регистрации. Данные положения касаются того имущества, которое было приобретено после 1 января 2013 года. Возникает вопрос: как начислять амортизацию на объекты основных средств, подлежащие государственной регистрации, которые были приобретены и приняты к учету до этой даты, но по которым документы на государственную регистрацию не были поданы?
Новые нормы Налогового кодекса не имеют переходных положений для объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года. Ранее в Письме от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285 Минфин высказал мнение о том, что изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом N 206-ФЗ, не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 года. С этого года НК РФ не связывает момент начала начисления амортизации по объектам основных средств с датой их государственной регистрации, а ставит его в зависимость только от ввода объектов основных средств в эксплуатацию.
То есть налогоплательщики, которые до 1 января 2013 года приняли к учету и ввели в эксплуатацию в качестве основных средств недвижимое имущество, по которому документы на государственную регистрацию прав не подавались, не могут учесть амортизацию, начисленную по такому имуществу, ни по нормам НК РФ, действовавшим до 1 января 2013 года, ни по нормам, действующим после этой даты.
Данное утверждение, по нашему мнению, противоречит нормам Налогового кодекса как до, так и после вступления в силу Федерального закона N 206-ФЗ, поскольку лишает налогоплательщика права признать данные расходы при исчислении налога на прибыль. Противоречит такое утверждение Минфина и Постановлению Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 6909/12, в котором сказано, что отсутствие государственной регистрации права на объект основного средства в связи с тем, что налогоплательщик не реализовал право на своевременное оформление его в собственность, не может рассматриваться как основание для лишения налогоплательщика права на учет расходов, связанных с созданием и (или) приобретением этого объекта, через амортизацию. Момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от факта подачи документов на регистрацию.
Поэтому позже Минфин изменил свою точку зрения. В совместном Письме Минфина РФ, ФНС РФ от 31.05.2013 N ЕД-4-3/9944@, ссылаясь на вышеназванное постановление Президиума ВАС, а также руководствуясь нормами п. 7 ст. 3 НК РФ, финансисты отметили следующее.
Имеющиеся неясности в действующей с 1 января 2013 года редакции НК РФ будут способствовать толкованию положения о возможности начисления амортизации по объектам основных средств, отраженным в бухгалтерском учете, введенным в эксплуатацию и использованным в производственной деятельности до 1 января 2013 года, в пользу налогоплательщиков.
Из всего вышесказанного следует, что налогоплательщики вправе и по объектам основных средств, которые подлежат государственной регистрации, приняты к учету до 1 января 2013 года, но документы по которым не были поданы на государственную регистрацию, начислять амортизацию в целях налогового учета.
Для справки. Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"