Комментарий к Федеральному закону от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ вносит изменения в ч. I и II НК РФ. Большинство из этих поправок не затрагивают деятельность автономных учреждений, поэтому мы поговорим только о тех нормах данного федерального закона, которые будут вам интересны и полезны в работе, но прежде заметим, что федеральный закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу. На официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru документ размещен 24.07.2013, в "Российской газете" (N 163) - 26.07.2013, а в Собрании законодательства РФ - 29.07.2013 (N 30 (ч. I), ст. 4081). О тех положениях, которые начали действовать в иные сроки (не с 24.08.2013), мы будем делать отметки в самом комментарии.
Срок представления справки о состоянии расчетов
Законом внесены некоторые изменения в права и обязанности налоговых органов. Так, в результате корректировки п. 10 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
Исчисление суммы налога
Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля. Такую норму содержит новая редакция ст. 52 НК РФ.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов
Статьей 78 НК РФ установлены правила зачета (возврата) сумм излишне уплаченного налога. Федеральным законом N 248-ФЗ в результате внесения изменения в п. 6 данной статьи определено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы НДС, подлежащей возмещению по решению налогового органа. Эта норма применяется к решениям о возмещении суммы НДС, вынесенным после 1 октября 2013 года (п. 6 ст. 6 Федерального закона N 248-ФЗ).
Истребование документов (информации) о налогоплательщике
Проверки могут быть выездными и камеральными, проводиться как на территории налогоплательщика, так и на территории налогового органа или другого налогоплательщика (в случае проведения встречной проверки). В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (его законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) исключительно лично под расписку. Это установлено новой редакцией ст. 93 НК РФ.
С 1 января 2014 года в результате внесения изменений в ст. 93.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. Напомним, что в силу ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, приводят к наложению штрафа в размере 20 000 руб.
Обжалование результатов налоговой проверки
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям в частности. Ранее данный срок составлял 15 дней. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Срок представления возражения по акту проверки изменен и в ст. 101.4 "Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях" НК РФ. В новой редакции этой статьи сказано, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям в частности. Ранее этот срок составлял 10 дней. Указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Следует заметить, что в п. 7 ст. 6 Федерального закона N 248-ФЗ имеется такая оговорка. В случае если течение данного срока (15, 10 дней) не завершилось до дня вступления в силу настоящего федерального закона, указанные сроки исчисляются в порядке, действующем после дня вступления в силу этого федерального закона.
Так, Федеральный закон N 248-ФЗ вступил в силу 24.08.2013 - по истечении месяца со дня его официального опубликования. Предположим, что в отношении автономного учреждения проводилась налоговая проверка, с результатами которой учреждение несогласно. Акт налоговой проверки был вручен учреждению 19 августа. Срок представления возражений по результатам проверки составляет по старой редакции п. 6 ст. 100 НК РФ 15 дней. Они еще не истекли, следовательно, налогоплательщик применяет положения новой редакции ст. 100 НК РФ и вправе в течение месяца подготовить возражения по акту проверки и представить их в налоговые органы.
Вынесение решения по итогам проверки
По итогам налоговой проверки составляется соответствующий акт. Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним принимается в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Данный срок составляет месяц, который исчисляется со дня получения налогоплательщиком акта налоговой проверки.
В случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки. В ранее применяемой ст. 101 НК РФ срок представления таких материалов запрашиваемому лицу не был установлен.
Если в ходе налоговой проверки будет обнаружена сумма налога, излишне возмещенная налоговым органом, такая сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (при зачете суммы налога) (новые положения ст. 101 НК РФ).
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"