Многоквартирные дома, находящиеся на управлении и обслуживании у управляющей компании, кроме квартирных приборов учета электрической энергии, оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Может ли управляющая компания взимать плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, с собственников помещений в многоквартирном доме в полном объеме, исходя из фактического объема потребления по показаниям приборов учета, если фактический объем потребления превышает установленный законодательством норматив?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отсутствие решения общего собрания управляющая организация не вправе начислять собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома доплату за сверхнормативное потребление электроэнергии, поставленную на общедомовые нужды.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как следует из ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. При этом согласно п. 40 ныне действующих Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В первоначальной редакции Правил N 354 количество коммунального ресурса (в рассматриваемом случае - электроэнергии), потребленного на общедомовые нужды, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета определялось как разница между общим объемом коммунального ресурса, который был определен согласно показаниям коллективного прибора учета, и суммарным объемом потребления в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома (п. 44 Правил N 354, формулы 10 и 11 приложения N 2 к Правилам N 354). При этом объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределялся между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения вне зависимости от количества проживающих в них лиц.
Однако с 1 июня 2013 г. постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 в п. 44 Постановления N 354 внесены изменения, согласно которым распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Иными словами, начиная с указанной даты, при исчислении объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, показания общедомового прибора учета электроэнергии должны сравниваться с количеством, рассчитанным по нормативу потребления данного коммунального ресурса за расчетный период. Как мы полагаем, при отсутствии неучтенных источников потребления коммунального ресурса, потерь электроэнергии во внутридомовых сетях и оборудовании всех помещений многоквартирного дома индивидуальными приборами учета результат должен быть нулевым или отрицательным, поскольку, как правило, объем потребления, исчисленный по нормативу, всегда больше чем зафиксированный прибором учета. В случае возникновения положительной разницы, собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании могут принять решение о распределении этой суммы между ними пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения. Если же такого решения собственниками не принято, то обязанность оплатить сверхнормативное потребление электроэнергии возлагается на управляющую организацию за счет её собственных средств.
Исключение составляет ситуация, когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В этом случае объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354.
Таким образом, управляющая организация теперь в одностороннем порядке не вправе начислять собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома доплату за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды.
Принимая во внимание, что новая редакция Правил N 354 действует непродолжительное время, каких-либо официальных разъяснений, судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
6 сентября 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.