Размещение информации об образовательной организации
В сети "Интернет" сейчас можно найти практически любую информацию, поэтому различные учреждения, в том числе образовательные, размещают во всемирной паутине сведения о себе и своей деятельности. Это даже не столько требование законодательства, сколько веяние времени и результат информационного прогресса. Какую же информацию и на каком сайте нужно размещать образовательному учреждению? Ответ на поставленный вопрос не так прост, как кажется, в чем читатель и убедится.
А нужно ли это бухгалтеру?
Прежде чем начинать разговор о размещении информации в Интернете, укажем, что это мероприятие не обойдет стороной и бухгалтерию. Размещаемая в Интернете информация об образовательном учреждении и его деятельности имеет стоимостные показатели, за правильность и достоверность которых отвечает именно бухгалтерия. Значит, бухгалтерам нужно быть готовыми к тому, чтобы предоставить исчерпывающие сведения тем сотрудникам, которые непосредственно заняты формированием открытых и общедоступных интернет-ресурсов.
Собственный сайт образовательного учреждения
Обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" является одним из направлений в установленной сфере деятельности образовательной организации. Об этом сказано в пп. 21 п. 3 ст. 28 Закона об образовании*(1). Информационной открытости образовательной организации посвящена его отдельная статья - ст. 29, в которой закреплена обязанность по формированию открытых и общедоступных ресурсов, содержащих информацию о деятельности данной организации. Доступ к таким ресурсам обеспечивается посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в Интернете. На сайте обеспечивается доступность информации и документов (вернее, их копий), указанных ниже.
Должна быть представлена следующая информация о деятельности образовательного учреждения:
- о дате создания этого учреждения, о месте его нахождения и его филиалов (при их наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах, адресах электронной почты;
- о его структуре и органах управления;
- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой;
- о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет средств бюджета и самих обучающихся;
- о федеральных государственных образовательных стандартах, образовательных стандартах (при наличии), языках образования;
- о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности;
- о результатах приема на программы среднего, высшего профессионального образования;
- о наличии и условиях предоставления стипендий, мер социальной поддержки;
- о наличии общежития, интерната для иногородних обучающихся, установленной платы за проживание;
- об объеме бюджетной и платной образовательной деятельности;
- о поступлении финансовых и материальных средств и их расходовании;
- о трудоустройстве выпускников.
На сайте должны быть представлены копии таких документов образовательного учреждения:
- устава образовательной организации;
- лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
- плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы;
- локальных нормативных актов по организации и ведению образовательной деятельности;
- отчета о результатах самообследования организации*(2);
- документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, образца договора об оказании платных образовательных услуг;
- предписаний органов контроля (надзора) в сфере образования, отчетов об их исполнении;
- иных документов, размещаемых на сайте по решению образовательной организации.
Совсем недавно Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации (далее - Правила). Скажем сразу, что действие документа не распространяется на образовательные организации, находящиеся в ведении различных силовых структур, им может "выйти боком" информационная открытость в Интернете. Поэтому на сайте образовательного учреждения не могут быть размещены сведения, составляющие государственную и иную охраняемую тайну.
В Правилах подробно описано, какая информация должна быть представлена на сайте образовательного учреждения. При этом образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно к общей информации указывают наименование образовательной программы. Если речь идет о профессиональных образовательных программах, то учреждению профобразования нужно дополнительно указать на сайте уровень образования, код и наименование профессии, специальности, направления подготовки. В то же время в обязательном порядке приводятся сведения о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний) по каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с разными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджета, на платные места). Приводятся данные о средней сумме набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления обучающихся. Образовательным организациям высшего образования и организациям дополнительного профессионального образования не помешает размещение сведений о результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для осуществления данной деятельности.
На заметку. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на сайте образовательной организации на дату заключения договора (п. 4 ст. 54 Закона об образовании).
Вся вышеперечисленная информация размещается на сайте в текстовой или табличной форме и в форме копий документов согласно требованиям к структуре сайта и формату представления информации, установленным Рособронадзором (п. 8 Правил). При этом пользователю сайта образовательного учреждения предоставляется наглядная информация о структуре официального сайта, включающая в себя ссылку на официальный сайт Министерства образования и науки в Интернете (п. 7 Правил).
Информация на официальном сайте размещается на русском языке, а также может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав РФ, и (или) на иностранных языках (п. 11 Правил). При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении нужно помнить о соблюдении требований законодательства о персональных данных (п. 9 Правил).
Персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (работнику, обучающемуся, гражданину). Обработка таких данных (любое действие с ними) допускается в определенных ст. 6 Закона о персональных данных*(3) случаях. Например, обработку персональных данных можно совершить с согласия субъекта персональных данных. Обработка персональных данных необходима и для исполнения договора. Допускаются действия с персональными данными, подлежащими опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Закон об образовании не выдвигает требований к раскрытию на сайте информации о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, поэтому она может быть размещена на сайте без согласия субъектов персональных данных. Если же могут понадобиться дополнительные данные (для более полной картины), придется заручиться согласием работников на такое размещение.
Сайт Федерального казначейства
Учреждения образования обязаны не только размещать информацию о себе и своей деятельности на собственном интернет-ресурсе, но и предоставлять ее на федеральный сайт. Это указано в п. 3.3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях*(4), а также в п. 13, 14 ст. 2 Закона об автономных учреждениях*(5). В названных законах есть перечни тех сведений, которые представляются учреждением для размещения на официальном сайте, где должны размещаться сведения о государственных и муниципальных учреждениях (сайт ГМУ). Но все же в данном вопросе имеет смысл обратиться к универсальному подзаконному акту - Приказу Минфина РФ от 21.07.2011 N 86н, которым утвержден Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет" и ведения указанного сайта (далее - Порядок).
Согласно упомянутому документу федеральное (муниципальное) учреждение предоставляет перечень документов в электронном виде (п. 6 Порядка), на основании которых выделяется и группируется наиболее важная информация об учреждении и его основной деятельности (п. 7 Порядка).
Предоставляется следующая информация о деятельности государственного (муниципального) учреждения:
- общая информация об учреждении;
- о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении;
- о плане финансово-хозяйственной деятельности;
- об операциях с целевыми средствами из бюджета;
- о бюджетных обязательствах и их исполнении (бюджетной смете);
- о результатах деятельности и использовании имущества;
- о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
- о годовой бухгалтерской отчетности государственного (муниципального) учреждения.
Для размещения на сайте государственному (муниципальному) учреждению нужно представить копии таких документов:
- решения учредителя о создании учреждения;
- учредительных документов (устава), в том числе внесенных в них изменений;
- свидетельства о государственной регистрации учреждения;
- решений учредителя о назначении руководителя учреждения;
- положений о филиалах, представительствах учреждения;
- документов с данными о составе наблюдательного совета автономного учреждения;
- государственного (муниципального) задания на оказание услуг (на выполнение работ);
- плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (для автономных и бюджетных учреждений);
- годовой бухгалтерской отчетности учреждения, составленной в установленном порядке;
- отчета о результатах деятельности учреждения и использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества;
- документов о проведенных в учреждении контрольных мероприятиях и их результатах.
Информация, размещаемая на сайте ГМУ (www.bus.gov.ru), является общедоступной и не должна содержать сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, а также данные, которые в соответствии с Законом о персональных данных являются конфиденциальными и не могут быть опубликованы в открытых источниках.
Предоставление информации на сайт ГМУ происходит в несколько этапов. О них можно узнать из Требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети "Интернет", утвержденных Приказом Казначейства РФ от 15.02.2012 N 72 (далее - Требования).
Первый этап - подача учреждением заявки на внесение изменений в перечень государственных (муниципальных) учреждений*(6) в территориальный орган Казначейства РФ. После этого пишется заявление на получение в уполномоченном удостоверяющем центре Федерального казначейства сертификата ключа электронной подписи*(7) (предназначен для ее проверки). Учреждения, имеющие полномочия заказчика в сфере размещения заказов, вправе использовать сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный им ранее для доступа на сайт (портал) государственных закупок*(8).
Учреждению остается пройти регистрацию на официальном сайте, предназначенном для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, и получить доступ к разделу "Личный кабинет пользователя". Именно через него устанавливается прямая и обратная связь между учреждением и ответственным за функционирование сайта ГМУ - Федеральным казначейством, которое проверяет представленные электронные документы и в случае некорректности или отсутствия каких-либо сведений отправляет протокол замечаний государственному (муниципальному) учреждению. После устранения всех неточностей проверенные сведения об учреждении публикуются Федеральным казначейством на официальном сайте ГМУ (п. 6.6 Требований).
Нужно отметить, что данный сайт имеет удобный интерфейс и простую поисковую систему. Для сравнения разных учреждений и просмотра сводной информации об их деятельности на сайте реализован аналитический раздел, включающий аналитические и статистические отчеты. На отдельной вкладке размещены документы, регламентирующие весь процесс обеспечения открытости и публичности сведения об различных учреждениях. Часто задаваемые вопросы и ответы к ним представлены в разделе "Вопросы и ответы" - он также поможет в решении вопросов, возникающих при работе с сайтом.
Хотя чиновниками казначейства в обязательном порядке проводится правовая экспертиза представляемых государственными (муниципальными) учреждениями документов (Письмо Казначейства РФ от 14.05.2012 N 42-7.4-05/9.5-254), иногда приходится поправлять или дополнять представленные учреждением сведения. В таком случае нужно знать, что удаление уже опубликованной в открытом доступе информации не допускается. Сведения об учреждении, размещенные на сайте ГМУ (включая структурированную информацию и электронные копии документов), хранятся на указанном сайте в течение трех лет с сохранением размещенных версий (п. 6.7, 6.8 Требований). При принятии новых документов и (или) внесении изменений в имеющиеся документы, информация из которых была ранее размещена на сайте, учреждение предоставляет на официальный сайт уточненную структурированную информацию (п. 15 Порядка).
И все же в отдельных случаях допускается удаление информации с сайта ГМУ. Решение на этот счет принимается на уровне центрального аппарата казначейства. Для удаления информации с сайта учреждению необходимо направить официальный запрос, который должен быть оформлен на бланке учреждения с подписью руководителя и печатью. В запросе нужно указать полное наименование учреждения, код учреждения в перечне государственных (муниципальных) учреждений на сайте ГМУ, наименование документа, подлежащего удалению, и наименование раздела, в котором опубликован документ, а также обоснование причины удаления документа с сайта (Письмо Казначейства РФ от 21.05.2012 N 42-12.4-12/70). Но все же лучше несколько раз проверить сведения перед тем, как передавать их для размещения на сайте ГМУ.
Единый портал бюджетной системы
В статье 36 БК РФ говорится о принципе прозрачности (открытости). Он подразумевает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению органов власти. Возможность доступа к информации, размещенной в Интернете на Едином портале бюджетной системы РФ, также предоставлена в целях обеспечения прозрачности (открытости) общественных финансов.
Этот портал объединяет в себе информацию об образовательном учреждении, которая вначале указывалась на собственном сайте учреждения, а затем - на сайте ГМУ. В итоге сведения об образовательном учреждении (в разном виде, объеме и представлении) выкладываются сразу на нескольких интернет-ресурсах, что положительно влияет на распространение информации об учреждениях в сфере образования и осведомленность всех участников бюджетной системы (граждан, чиновников, иных заинтересованных лиц).
Распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами" предусмотрено создание Единого портала бюджетной системы РФ, содержащего различные данные. Среди них не только информация о доходах и расходах бюджетов, расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм), но и данные об основных показателях государственных и муниципальных заданий применительно к каждому государственному или муниципальному учреждению, а также об использовании ими имущества учреждений.
В целях развития портала и обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного государственного (муниципального) учреждения решено организовать привлечение на единый портал всех групп пользователей (граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций). Для этого проведено информирование населения о функционировании единого портала, на портале созданы отдельные разделы, адаптированные для каждой целевой аудитории, а также организована система обратной связи. Единый портал запущен в тестовой версии. Его адрес в Интернете - www.budget.gov.ru.
На едином портале размещается общедоступная информация, поэтому все материалы могут быть воспроизведены в любых СМИ, на серверах сети "Интернет" или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
* * *
Как видим, образовательные учреждения достаточно открыты для всех желающих, которые могут найти интересующую информацию о том или ином учреждении сразу на нескольких интернет-ресурсах. Что ж, остается надеяться, что это положительно повлияет на результаты деятельности образовательных учреждений, заинтересованных в том, чтобы о них знали как можно больше пользователей Интернета и потенциальных клиентов.
С. Кравченко,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(2) Порядок проведения самообследования образовательной организацией утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 N 462. Самообследование - это оценка образовательной деятельности, системы управления, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, работы и отдачи системы оценки качества образования.
*(3) Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
*(4) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(5) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(6) Форма заявки приведена в приложении 1 к Приказу Казначейства РФ от 15.02.2012 N 72.
*(7) Форма заявления приведена в приложении 1 к Приказу Казначейства РФ от 23.12.2011 N 621.
*(8) Адрес в Интернете - http://zakupki.gov.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"