Изменения в деятельности микрофинансовых организаций
Отечественный рынок микрофинансирования существует более 10 лет, но его регулирование началось лишь с января 2011 года после вступления в силу Федерального закона от 02.07.2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ). Этот Закон устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций (МФО), размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса МФО, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности.
По законодательству контроль за российским рынком микрофинансирования осуществляют две организации:
1) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - надзорные функции;
2) Министерство финансов РФ - разрабатывает нормы правового регулирования в этой сфере.
Под микрофинансовой деятельностью согласно ст. 2 Закона N 151-ФЗ понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус МФО, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).
Микрофинансовая организация представляет собой юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в Государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом.
Микрозаем закрепляется как заем, предоставляемый заимодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.
Федеральным законом от 28.06.2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ) Закон N 151-ФЗ дополнен новой статьей - 4.1, которая устанавливает требования к органам управления МФО.
Так, в силу п. 1 ст. 4.1 членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, единоличным исполнительным органом МФО не могут быть:
- лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие лицензий и они были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения нарушений, если со дня аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет. При этом под финансовой организацией понимаются: профессиональный участник рынка ценных бумаг; клиринговая организация; управляющая компания инвестиционного, паевого инвестиционного и негосударственного пенсионного фонда; специализированный депозитарий инвестиционного, паевого инвестиционного и негосударственного пенсионного фонда; акционерный инвестиционный фонд; кредитная организация; страховая организация; негосударственный пенсионный фонд; организатор торговли;
- лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
Действующий член совета директоров (наблюдательного совета) при наступлении обстоятельств, указанных в пп. 1-3 части 1 ст. 4.1 Закона N 151-ФЗ, считается выбывшим со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа либо суда.
В Закон N 151-ФЗ введена также ст. 4.2, устанавливающая требования к учредителям (участникам) микрофинансовой организации.
Согласно п. 1 указанной статьи физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) МФО, получать право распоряжения 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал МФО.
Лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) МФО, получило право распоряжения 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал МФО, обязано направить уведомление МФО и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 2 ст. 4.2 Закона N 151-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 4.2 Закона N 151-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в рамках осуществления надзорных функций в установленном им порядке вправе запрашивать и получать информацию о лицах, которые прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) МФО, имеют право распоряжения 10% и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал МФО.
Если уведомление, предусмотренное п. 2 ст. 4.2 Закона N 151-ФЗ, не получено МФО или из него следует, что лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) МФО, имеет право распоряжаться 10% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал МФО, не соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 4.2 данного Закона, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал МФО.
При этом остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания акционеров (участников) МФО не учитываются.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 151-ФЗ юридическое лицо приобретает статус МФО со дня внесения сведений о нем в Государственный реестр микрофинансовых организаций (далее - реестр МФО) и утрачивает статус МФО со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
Таким образом, права и обязанности возникают со дня приобретения юридическим лицом статуса МФО.
Зарегистрироваться в реестре МФО можно только после государственной регистрации в качестве юридического лица.
В силу п. 4 ст. 5 Закона N 151-ФЗ сведения о юридическом лице вносятся в реестр МФО в течение 14 рабочих дней со дня представления юридическим лицом в уполномоченный орган соответствующих документов и сведений. Необходимые документы представляются в ФСФР.
После того как юридическое лицо получит свидетельство о внесении сведений в Государственный реестр микрофинансовых организаций, оно сможет согласно ст. 9 Закона N 151-ФЗ:
- предоставлять заемщикам микрозаймы на сумму, не превышающую один миллион рублей;
- запрашивать у лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма;
- мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма;
- осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных законом, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами;
- привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных законом.
Таким образом, микрофинансовой организацией является юридическое лицо, зарегистрированное в реестре МФО и имеющее право не только на предоставление микрозаймов, каждый из которых в сумме не превышает один миллион рублей, но и на привлечение денежных средств в виде кредитов, займов, взносов и пожертвований на осуществление микрофинансовой деятельности.
МФО вправе в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях", предоставлять имеющуюся у них информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении своих заемщиков в бюро кредитных историй, включенное в Государственный реестр бюро кредитных историй (ст. 16 Закона N 151-ФЗ).
МФО могут также формировать целевые фонды на покрытие убытков вследствие невозврата займов. Порядок формирования таких фондов определяется внутренними нормативными документами (ст. 13 Закона N 151-ФЗ).
МФО могут производить продажу своего имущества. Однако если в результате сделки балансовая стоимость имущества может уменьшиться на 10% и более, то необходимо одобрение высшего органа управления. В противном случае сделка будет признана недействительной (п. 3 ст. 12 Закона N 151-ФЗ). При этом количество учредителей, выступающих против сделки, должно составлять не менее трети состава учредителей.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона N 151-ФЗ МФО обязана:
- предоставить лицу, подавшему заявку на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма;
- разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет;
- проинформировать лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма об условиях договора, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе МФО и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма;
- гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков, а также об иных сведениях, определяемых МФО, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления МФО, в порядке, установленном учредительными документами;
- нести другие обязанности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и условиями заключенных договоров микрозайма.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 151-ФЗ выдача микрозаймов осуществляется только в валюте РФ, причем никаких ограничений в части заемщиков законом не установлено.
Правила предоставления микрозаймов разрабатываются и утверждаются самой организацией. Они должны устанавливать порядок подачи заявки на предоставление микрозайма, сроки рассмотрения заявок, перечень документов для получения займа, условия его обслуживания, порядок возврата.
В п. 5 ст. 8 Закона N 151-ФЗ отмечено, что права и обязанности сторон определяются договором микрозайма.
При этом МФО не вправе в силу ст. 12 Закона N 151-ФЗ:
- привлекать денежные средства физических лиц, кроме лиц, являющихся учредителями МФО, а также предоставляющих средства организации на основании договора займа в сумме 1,5 миллионов рублей или более по одному договору займа с одним заимодавцем;
- выступать поручителем по обязательствам своих учредителей;
- без предварительного решения высшего органа управления МФО совершать сделки, связанные с отчуждением находящегося в собственности организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10% и более балансовой стоимости активов, определенной по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
- выдавать займы в иностранной валюте;
- в одностороннем порядке изменять процентные ставки и порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;
- применять к заемщику, являющемуся физическим лицом (в том числе к индивидуальному предпринимателю), досрочно возвратившему заем (полностью или частично) и предварительно письменно уведомившему о таком намерении МФО не менее чем за 10 календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;
- осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- выдавать заемщику микрозаймы, если сумма его обязательств перед МФО по договорам микрозаймов в случае предоставления такого займа превысит один миллион рублей.
При досрочном возврате средств микрозайма заемщик не менее чем за 10 календарных дней должен письменно уведомить об этом МФО. В этом случае к нему не будут применены штрафные санкции (п. 6 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
Нормы, касающиеся отчетности микрофинансовых организаций, установлены ст. 15 Закона N 151-ФЗ.
МФО обязаны ежеквартально представлять в территориальные органы ФСФР документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки для этого утверждены Приказом Минфина от 01.03.2012 г. N 37н "Об утверждении форм и сроков представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации" (далее - Приказ Минфина N 37н).
Отчетность за первый квартал, первое полугодие, девять месяцев календарного года представляется не позднее 45 дней по окончании отчетного периода, а за календарный год - не позднее 105 дней по его окончании.
Порядок заполнения документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации, ФСФР разъяснила в Информационном письме от 14.06.2012 г. N 12-ДП-10/26505, где отмечено, что в соответствии с Приложением N 1 к Приказу N 37н форма отчета о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации включает в себя три раздела:
- Раздел I "Общие сведения о микрофинансовой организации";
- Раздел II "Основные показатели деятельности микрофинансовой организации";
- Раздел III "Дополнительные показатели деятельности микрофинансовой организации".
В Разделе I отражаются сведения, соответствующие данным, указанным в уставе микрофинансовой организации, а также иных учредительных документах, свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, свидетельстве о государственной регистрации, свидетельстве о внесении сведений о юридическом лице в Государственный реестр микрофинансовых организаций, а именно:
1) полное наименование микрофинансовой организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах;
2) организационно-правовая форма микрофинансовой организации - форма юридического лица, соответствующая одной из предусмотренных Законом N 151-ФЗ форм для приобретения статуса микрофинансовой организации: фонд, автономная некоммерческая организация, учреждение (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческое партнерство, хозяйственное общество (открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), хозяйственное товарищество (полное товарищество, коммандитное товарищество);
3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) - номер, указанный в свидетельстве о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
4) основной государственный регистрационный номер (ОГРН) организации - номер, указанный в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица;
5) регистрационный номер в Государственном реестре микрофинансовых организаций согласно свидетельству о внесении сведений о юридическом лице в данный реестр;
6) место нахождения организации, определяемое местом государственной регистрации юридического лица и указанное в его учредительных документах;
7) адрес для почтовой корреспонденции, номер телефона, факса, адрес электронной почты;
8) адрес сайта в сети Интернет, на котором размещены правила предоставления микрозаймов.
Показатели Раздела II и Раздела III формируются независимо от организационно-правовой формы и применяемой микрофинансовыми организациями системы налогообложения на основании данных бухгалтерского (финансового) учета, а также на основании данных учета микрозаймов.
Закон N 151-ФЗ, Приказ Минфина N 37н содержат нормы, реализация которых возможна на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.
В Разделе II отражаются:
- сведения о микрозаймах;
- сведения о средствах, привлеченных для осуществления микрофинансовой деятельности от юридических лиц;
- сведения о средствах, привлеченных для осуществления микрофинансовой деятельности от физических лиц;
- справочная информация.
Кроме того, МФО должна соблюдать экономические нормативы достаточности собственных средств и ликвидности.
Порядок расчета указанных показателей и минимально допустимые значения для них установлены Приказом Минфина от 30.03.2012 г. N 42н "Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов". Соответствие этим критериям контролируют органы ФСФР.
В. Семенихин,
руководитель "Экспертбюро Семенихина"
"Аудит и налогообложение", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720