Полномочия прокуроров различных уровней на обжалование незаконных судебных актов в апелляционном порядке
Согласно ч. 2 ст. 320 ГПК РФ право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле.
Прокурор, о котором идёт речь в ст. 320 ГПК, - это не только прокурор района, но и любой вышестоящий прокурор. Вышестоящий прокурор обладает всеми правами, которые есть у нижестоящего. Соответственно, он также может принять участие в деле, рассмотрением и разрешением которого занимается мировой или федеральный судья.
В то же время сейчас не совсем корректно законодательно разрешены вопросы, связанные с определением полномочий прокуроров различного уровня, что приводит к возникновению проблемы процессуального соотношения вышестоящего и нижестоящего прокурора.
Правом на подачу апелляционного представления обладают Генеральный прокурор РФ, прокурор республики, края, области, прокурор города, действующий на правах прокурора области, прокурор автономной области, автономного округа, районный и городской прокурор, военный, транспортный и другой прокурор, приравненный к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, его заместитель и помощник, прокурор отдела и управления прокуратуры, действующий в пределах своей компетенции, закреплённой в Законе о прокуратуре и ГПК *(1).
Исходя из анализа норм процессуального закона помимо общего понятия "прокурор" также используется понятие "прокурор, участвующий в деле". К примеру, решения судов, принятые по первой инстанции, могут быть обжалованы прокурорами, участвующими в деле. При этом прокурором, участвующим в деле, может выступить даже помощник прокурора, который не наделён в органах прокуратуры какими-либо организационно-управленческими полномочиями. Тем не менее в гражданском процессе он наделен всей полнотой процессуальных прав, предусмотренных ст. 35 ГПК (за исключением права на заключение мирового соглашения)*(2).
Можно ли рассматривать право на подписание апелляционного представления как исключительное, непередаваемое полномочие соответствующего прокурора? На практике может сложиться ситуация, когда в силу длительного отсутствия по объективным причинам прокурора или помощника, участвующего в рассмотрении конкретного гражданского дела, может быть исключена возможность своевременного внесения представления в суд.
Законом о прокуратуре оставлен открытым вопрос о правомочии подписания апелляционного представления заместителем районного (городского) прокурора.
Опираясь на конституционное понятие прокуратуры РФ как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, можно сделать вывод, что апелляционное представление может быть подписано любым должностным лицом районной (городской) прокуратуры, обладающим равным с прокурором - руководителем этой прокуратуры - статусом. По сути, заместитель прокурора является вышестоящим по отношению к помощнику прокурора, участвующему в рассмотрении гражданского дела, следовательно, подписание апелляционного представления возможно и заместителем прокурора.
Кроме того, прокуроры района, города и их заместители в процессуальном отношении являются прокурорами одного уровня, их нельзя соотнести как вышестоящего и нижестоящего*(3). Вышестоящим по отношению к прокурорам города и района являются Генеральный прокурор РФ, заместители Генерального прокурора РФ, прокуроры субъектов Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и другие специализированные прокуроры и их заместители.
Вышестоящий прокурор, наделенный законом правом внесения апелляционного представления, реализует его не по принципу свободного усмотрения, а когда есть конкретные причины, препятствующие принесению участвующим в судебном заседании прокурором апелляционного представления: отсутствие на работе по причине нахождения в командировке, болезни и аналогичные причины, что делает обжалование судебного решения самим помощником прокурора, участвующим в деле, невозможным.
Заместители прокурора также образуют самостоятельный уровень в процессуальной иерархии, в случае принятия судом незаконного акта реагируют путем принесения представления.
Согласно ст. 16 Закона о прокуратуре прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. Закон не разграничивает полномочий прокурора и его заместителей, этот пробел восполняется путем издания районным (городским) прокурором приказа (распоряжения) о распределении полномочий между подчиненными сотрудниками, в котором может быть оговорено право на подписание, в том числе апелляционного, представления конкретным заместителем прокурора.
Соответственно, под закрепленным в ст. 320 ГПК наименованием "прокурор" следует понимать лиц от генерального прокурора до районных и городских прокуроров, включая военных, транспортных и других прокуроров, приравненных к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, а также их заместителей и помощников (старших помощников, помощников по особо важным делам) прокуроров, действующих в пределах своей компетенции, которые являлись лицом, участвующим в деле*(4).
Г. Залюкова,
помощник прокурора г. Димитровграда
Ульяновской области
"Законность", N 9, сентябрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Рыжаков А.П. Что и кем может быть обжаловано в апелляционном порядке. - Советник юриста, 2010, N 10.
*(2) См.: Крутиков М. Вправе ли заместитель районного (городского) прокурора подписать исковое заявление. - Законность, 2009, N 5.
*(3) См.: Никифоров С. Полномочия прокуроров различных уровней. - Законность, 2012, N 4.
*(4) См.: Рыжаков А.П. Что и кем может быть обжаловано в апелляционном порядке. - Советник юриста, 2010, N 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.