Комментарий к приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 августа 2013 г. N 231 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок"
Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок (далее - Рекомендации) утверждены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103. Опубликованным документом Федеральная служба по финансовому мониторингу внесла изменения в названный нормативный акт. В частности, изменились его преамбула и сами Рекомендации. Целью последних является создание механизма, с помощью которого определенные лица могут оказать противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Рассмотрим, что это за лица.
Участники противодействия
Под ними подразумеваются организации, совершающие операции с денежными средствами или иным имуществом (кроме кредитных компаний), некоторые индивидуальные предприниматели и иные лица.
Противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посвящен Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Согласно статье 5 этого закона, к организациям, совершающим операции с денежными средствами или иным имуществом, помимо кредитных компаний, относятся:
- профессиональные участники рынка ценных
- бумаг;
- организации федеральной почтовой связи;
- ломбарды;
- фирмы, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
- компании, совершающие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
- фирмы, оказывающие посреднические услуги при совершении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- не кредитные компании, занимающиеся приемом от граждан наличных денег в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности;
- операторы по приему платежей;
- кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- микрофинансовые организации;
- общества взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на ведение деятельности по пенсионному обеспечению и страхованию;
- операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.
Среди участников противодействия из числа индивидуальных предпринимателей значатся те, кто:
является страховыми брокерами;
осуществляет скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
оказывает посреднические услуги при совершении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В свою очередь под иными лицами подразумеваются адвокаты, нотариусы и лица, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в определенных случаях. А именно, когда они готовят или совершают от имени или по поручению своего клиента: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денег для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также их куплю-продажу.
Внутренний контроль
Одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является организация и проведение внутреннего контроля за операциями с денежными средствами или иным имуществом.
Перечисленные выше участники противодействия для предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию этих правил, принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Критерии и признаки необычных сделок Росфинмониторинг рекомендует участникам противодействия включать в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Эта программа разрабатывается в составе правил внутреннего контроля.
Отметим, что информационным письмом от 26.08.2013 N 33 Федеральная служба по финансовому мониторингу сообщила о внесении изменений в Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, которые утверждены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103. Согласно этому письму организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам следует использовать данные Рекомендации при разработке и актуализации правил внутреннего контроля. Таковы условия пункта 19 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667.
О новых критериях и признаках
Новые критерии и признаки необычных сделок разделены на группы. Те, что входят в группы 11-22, носят общий характер. Фирмы и иные лица их применяют в полном объеме. Признаки групп 31-46 используются с учетом особенностей осуществляемой деятельности.
Каждый признак (критерий) имеет соответствующий код. Он нужен для заполнения реквизита 125 "Код вида необычной операции" в листе 01 Формы 4-СПД. Эта форма приведена в Приложении 1 к Инструкции, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009 N 245. Компании, которые проводят операции с деньгами или иным имуществом, используют ее для представления в Росфинмониторинг информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, и по операциям с денежными средствами или иным имуществом, когда на основании реализации программ внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Помимо общих критериев выделены признаки необычных сделок. В качестве таковых выступают сделки с использованием бюджетных средств, основанные на стране регистрации, места жительства или места нахождения клиента, его контрагента, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) его учредителя. Также к необычным сделкам относят те, которые свидетельствуют о возможном финансировании терроризма и совершаются при проведении международных расчетов, переводов денег, а также операций с денежными средствами или иным имуществом в наличной форме, по договорам займа, с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
Помимо этого обозначены признаки необычных сделок, выявляемые при осуществлении деятельности:
по управлению инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
по содержанию тотализаторов и букмекерских контор, а также организации и проведении лотерей, тотализаторов (взаимного пари)
и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме;
по выдаче потребительских кредитов;
ломбарда;
оператора по приему платежей;
оператора связи, имеющего право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
страховой, лизинговой, микрофинансовой деятельности;
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
сделок с недвижимым имуществом;
скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
финансирования под уступку денежного требования;
нотариальных услуг;
услуг почтовой связи.
Среди общих критериев необычных сделок значатся следующие. Во-первых, несоответствие сделки целям деятельности фирмы, установленным ее учредительными документами. Во-вторых, необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (его представитель). В-третьих, излишняя озабоченность клиента (его представителя) вопросами конфиденциальности в отношении совершаемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам. В-четвертых, отсутствие информации о клиенте - юридическом лице, индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях либо невозможность связаться с клиентом по указанным им адресам и телефонам.
Помимо критериев выявления и признаков необычных сделок, перечисленных в рассматриваемых Рекомендациях, при составлении правил внутреннего контроля участники противодействия могут использовать иные критерии и признаки, разработанные с учетом особенностей своей деятельности.
Уголовная ответственность
Участникам противодействия рекомендуется включать критерии и признаки необычных сделок в программу внутреннего контроля. Это позволит им снизить собственные риски вовлечения в процессы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.
Отметим, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, предусмотрена уголовная ответственность.
Так, совершение финансовых операций и других сделок с деньгами или иным имуществом, которые заведомо приобретены другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями наказывается штрафом. Его размер может достигать 120 000 рублей.
Штраф может также составлять сумму заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года (ч. 1 ст. 174 УК РФ).
При крупном размере того же деяния применяется один из следующих видов наказания:
штраф в размере до 200 000 рублей;
штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
принудительные работы продолжительностью до двух лет;
лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 50 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех месяцев либо без такового (ч. 2 ст. 174 УК РФ).
Допустим, такое преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или лицом с использованием своего служебного положения. Наказание такое.
Прежде всего это принудительные работы на срок до трех лет. Одновременно может применяться ограничение свободы продолжительностью до двух лет и лишение права занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет.
Помимо этого предусмотрено наказание в виде лишения свободы продолжительностью до пяти лет наряду со штрафом в размере до 500 000 рублей (или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех лет), с ограничением свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет (ч. 3 ст. 174 УК РФ).
Если рассматриваемое преступление совершено организованной группой либо в особо крупном размере, то применяются принудительные работы или лишение свободы.
Продолжительность принудительных работ может достигать пяти лет. При этом осужденному могут ограничить свободу на срок до двух лет, а также лишить его права занимать определенные должности или вести определенную деятельностью на срок до трех лет.
Продолжительность лишения свободы может достигать семи лет.
Одновременно осужденного могут оштрафовать на сумму до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы (иного его дохода) за период до пяти лет, а также ограничить ему свободу на срок до двух лет или лишить его права занимать определенные должности (вести определенную деятельность) на срок до пяти лет.
Ю.Г. Морозов,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 18, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.