Экспертиза в сфере обязательного медицинского страхования
(опыт Санкт-Петербурга)
В статье анализируются результаты медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, проведенных страховыми медицинскими организациями в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга в 2012 г. Данные сопоставлены с аналогичными показателями по РФ. Рассмотрена структура дефектов, выявленных по результатам экспертиз.
В соответствии с федеральным законом РФ от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" (далее - Федеральный закон) и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) страховые медицинские организации (далее - СМО) проводят медико-экономическую экспертизу (далее - МЭЭ) и экспертизу качества медицинской помощи (далее - КМП) по случаям оказания медицинской помощи, оплачиваемым за счет средств ОМС, в соответствии с порядком, установленным ФОМС (приказ ФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС" (далее - Порядок)).
Выполнение медико-экономической экспертизы и экспертизы КМП в 2012 г. осуществляли 78 специалистов-экспертов 9 СМО, обеспечивающих ОМС граждан Санкт-Петербурга, и 180 экспертов КМП, включенных в территориальный реестр экспертов КМП Санкт-Петербурга. Из числа экспертов КМП 43 человека (23,9%) являлись штатными работниками СМО.
Медико-экономическая экспертиза
Медико-экономическая экспертиза, в соответствии с ч. 4 ст. 40 Федерального закона, - это установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
В 2012 г. СМО выполнили 320 766 МЭЭ (табл. 1), из которых более половины экспертиз (56,5%) проведено в лечебно-профилактических учреждениях стационарного типа (далее - ЛПУ); в амбулаторно-поликлинических учреждениях (далее - АПУ) и в дневных стационарах (далее - ДС) проведено 39,9 и 3,7% МЭЭ соответственно.
Таблица 1. Медико-экономические экспертизы
Тип медицинского учреждения | Целевые МЭЭ | Плановые МЭЭ | Всего МЭЭ | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
АПУ | 104 226 | 23,0 | 349 066 | 77,0 | 453 292 | 56,5 |
ЛПУ | 207976 | 65,0 | 111 946 | 35,0 | 319 922 | 39,9 |
ДС | 8 564 | 29,1 | 20 878 | 70,9 | 29 442 | 3,7 |
Всего | 320 766 | 40,0 | 481 890 | 60,0 | 802 656 | 100 |
В структуре МЭЭ, выполненных в АПУ и в ДС, преобладали плановые экспертизы (77 и 70,9% соответственно), в ЛПУ большую долю составили целевые МЭЭ (65%). В целом целевые МЭЭ составили 40% от общего количества МЭЭ, что существенно больше, чем в среднем по РФ (12%) в соответствии с данными ФОМС*(1).
В соответствии с Порядком целевые МЭЭ проводятся в случаях:
- жалоб застрахованных лиц на доступность медицинской помощи;
- повторных обращений/госпитализаций по поводу одного и того же заболевания (в течение 30-90 дней);
- заболеваний с удлинением или укорочением срока лечения более чем на 50% от установленного стандартом медицинской помощи (или среднесложившегося срока при отсутствии стандарта медицинской помощи).
Из указанных оснований в 2012 г. в Санкт-Петербурге преобладали целевые МЭЭ по случаям с удлинением/укорочением сроков лечения (61,1%); МЭЭ по случаям повторных обращений/госпитализаций составили 38,9%, по жалобам застрахованных лиц - 0,04%. В среднем по РФ соотношение целевых МЭЭ по указанным основаниям было иным: 35,5; 64; 0,5% соответственно.
Объем плановых МЭЭ составил в ЛПУ, АПУ и ДС: 14; 3,9; 13,7% от числа принятых к оплате счетов по случаям оказания медицинской помощи по ОМС, что существенно превысило установленные ФОМС нормативы (8; 0,8; 8% соответственно).
Дефекты, являющиеся основаниями для применения финансовых санкций, были выявлены в 23,1% МЭЭ (по РФ - 26%). По результатам проведенного анализа были установлены выраженные различия в частоте выявления дефектов в зависимости от ряда факторов (табл. 2):
1) от вида МЭЭ: при проведении плановых МЭЭ доля случаев с выявленными дефектами была в 3,2 раза больше, чем при проведении целевых МЭЭ (31,9 и 9,9% соответственно);
2) от типа медицинского учреждения: при проведении МЭЭ в АПУ доля случаев с выявленными дефектами была больше, чем в ЛПУ (в 3,6 раза) и в ДС (в 2,2 раза): 33,4; 9,3; 15% соответственно;
3) от работы отдельных СМО: отмечена существенная разница между наибольшими значениями (55,5; 32,4%) и наименьшими значениями показателей (2,9; 7,9%).
Таблица 2. Сведения о случаях с выявленными дефектами по результатам медико-экономических экспертиз
Виды экспертиз | Доля МЭЭ с дефектами, % | |||
АПУ | ЛПУ | ДС | Всего | |
МЭЭ, из них: | 33,4 | 9,3 | 15 | 23,1 |
целевые МЭЭ | 18,4 | 5,8 | 6,9 | 9,9 |
плановые МЭЭ | 37,9 | 15,8 | 18,3 | 31,9 |
В структуре оснований для применения финансовых санкций (табл. 3) 75,2% занимали дефекты оформления первичной медицинской документации, включая несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестров счетов (36,2%) и непредставление медицинских документов (35,1%). Дефекты, связанные с нарушениями в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов (необоснованное применение тарифов на медицинскую помощь), и дефекты/нарушения при оказании медицинской помощи составили в структуре оснований для применения финансовых санкций 11,4 и 10,7% соответственно.
Таблица 3. Структура оснований для применения санкций по результатам медико-экономических экспертиз
N нарушения* | Основания для отказа/уменьшения оплаты медицинской помощи | % |
4 | Дефекты оформления первичной медицинской документации | 75,2 |
4.6 | Несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестров счетов | 36,2 |
4.1 | Непредставление медицинских документов | 35,1 |
4.2 | Дефекты оформления первичной медицинской документации | 3,9 |
5 (5.4) | Нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов: | |
необоснованное применение тарифа на медицинскую помощь | 11,4 | |
3 | Дефекты/нарушения при оказании медицинской помощи | 10,7 |
3.9 | Необоснованное удлинение сроков лечения, увеличение количества услуг | 6,9 |
3.2.1 | Невыполнение медицинских услуг, не повлиявшее на состояние здоровья застрахованного лица | 3,8 |
Остальные коды | 2,7 | |
Итого | 100 | |
* Здесь и далее в таблицах номера нарушений приведены в соответствии с их нумерацией в приложении N 8 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утвержденного приказом ФОМС от 01.12.2010 N 230. |
По данным ФОМС, по итогам 9 месяцев 2012 г. в среднем по РФ в структуре нарушений, выявленных по результатам МЭЭ, лидировали нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов (42%) и дефекты оформления медицинской документации (39,3%).
Сведения о структуре дефектов, послуживших основаниями для финансовых санкций в медицинских учреждениях разных типов, приведены в таблице 4. Дефекты оформления первичной медицинской документации преобладали в АПУ и в ДС (80,9 и 69% от общего числа оснований для санкций), тогда как в АПУ доля таких дефектов была сопоставима с нарушениями других групп (нарушения в оформлении и предъявлении счетов, дефекты/нарушения при оказании медицинской помощи). Дефекты/нарушения при оказании медицинской помощи занимали более 20% в структуре оснований для применения санкций в ЛПУ и ДС (29,7 и 21,3% соответственно).
Таблица 4. Структура оснований для применения санкций по результатам медико-экономических экспертиз в зависимости от типа медицинского учреждения
N нарушения | Основания для отказа/уменьшения оплаты медицинской помощи | АПУ | ЛПУ | ДС |
4 | Дефекты оформления первичной медицинской документации | 80,9 | 37,3 | 69 |
4.6 | Несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестров счетов | 37,4 | 30,1 | 22,6 |
4.1 | Непредставление медицинских документов | 40,9 | 1,0 | 3,0 |
4.2 | Дефекты оформления первичной медицинской документации | 2,6 | 6,2 | 43,4 |
5 (5.4) | Нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов: | |||
нарушения, связанные с необоснованным применением тарифа на медицинскую помощь | 8,9 | 28,8 | 7,8 | |
3 | Дефекты/нарушения при оказании медицинской помощи | 7,7 | 29,7 | 21,3 |
3.9 | Необоснованное удлинение сроков лечения, увеличение количества услуг | 7,3 | 5,1 | 4,4 |
3.2.1 | Невыполнение медицинских услуг, не повлиявшее на состояние здоровья застрахованного лица | 0,4 | 24,6 | 16,9 |
Остальные коды | 2,5 | 4,3 | 0,9 | |
Итого | 100 | 100 | 100 | |
Доля в структуре оснований для санкций | 85,3 | 12,7 | 2,0 |
В общем количестве дефектов, послуживших основаниями для применения санкций, наибольшая доля приходится на АПУ (85,3%). В то же время в структуре финансовых средств, удержанных по результатам МЭЭ, наибольшая доля приходится на ЛПУ (71,8%). В среднем удержание по результатам МЭЭ в расчете на 1 МЭЭ составило в 2012 г. 304,59 руб.
Экспертиза качества медицинской помощи
Экспертиза качества медицинской помощи, в соответствии с ч. 6 ст. 40 Федерального закона, - это выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в т.ч. оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Экспертизу КМП проводят эксперты КМП, включенные в территориальный реестр экспертов КМП в установленном порядке.
В 2012 г. СМО, осуществляющими ОМС граждан в Санкт-Петербурге, организовано и проведено 149 258 экспертиз КМП, из них 80% приходится на 5 профилей медицинской помощи: терапия (33,1%); педиатрия (15,9%); неврология (12,2%); кардиология (11,3%) и хирургия (7,5%).
Из общего числа экспертиз КМП 52,8% проведено в ЛПУ; 40,3% - в АПУ и 7% экспертиз КМП - в ДС (табл. 5). Во всех типах медицинских учреждений преобладали плановые экспертизы, доля которых в АПУ составила 91,7%. Доля целевых экспертиз в общем объеме экспертиз КМП составила 25%, среднее значение данного показателя по РФ, согласно данным ФОМС, составило за 9 месяцев 2012 г. 8,6%.
Таблица 5. Экспертизы качества медицинской помощи
Тип медицинского учреждения | Целевые экспертизы КМП | Плановые экспертизы КМП | Всего экспертиз КМП | |||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
АПУ | 4 966 | 8,3 | 55 122 | 91,7 | 60 088 | 40,3 |
ЛПУ | 30 398 | 38,6 | 48 370 | 61,4 | 78 768 | 52,8 |
ДС | 1 912 | 18,4 | 8 490 | 81,6 | 10 402 | 7,0 |
Всего | 37 276 | 25,0 | 111 982 | 75,0 | 149 258 | 100 |
В соответствии с Порядком целевые экспертизы КМП, кроме оснований, общих с целевыми МЭЭ (повторные обращения/госпитализации; отклонение сроков лечения), проводятся в случаях:
- жалоб застрахованных лиц на КМП;
- летальных исходов при оказании медицинской помощи;
- внутрибольничного инфицирования и осложнения заболеваний;
- первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей.
В 2012 г. в Санкт-Петербурге в структуре целевых экспертиз КМП, проведенных СМО, наибольшую долю занимали экспертизы по случаям летальных исходов (49,9%) и по случаям заболеваний с удлинением/укорочением сроков лечения (39,8%). Экспертизы по случаям повторных обращений/госпитализаций; первичного выхода на инвалидность; письменных жалоб на КМП и развития внутрибольничных осложнений составили 7,3; 2,4; 0,5 и 0,1% от общего количества целевых экспертиз КМП соответственно.
По данным ФОМС, в среднем по РФ доля экспертиз по летальным исходам существенно меньше (27,7%), доля экспертиз по случаям повторных обращений/госпитализаций (20,9%) и по случаям жалоб на КМП (3,4%) больше, чем в Санкт-Петербурге.
При проведении целевых экспертиз КМП доля случаев с дефектами, послужившими основаниями для применения финансовых санкций, составила 10,1%. Значение данного показателя существенно различалось в разных СМО: в трех СМО оно находилось в диапазоне от 31,8 до 43,7%; в четырех СМО - от 0 до 4,5% случаев с дефектами.
Наибольшая доля случаев с дефектами отмечена по результатам целевых экспертиз в связи с жалобами застрахованных лиц на КМП - 69,3%. При этом доля случаев с дефектами, оказавшими негативное влияние на состояние пациентов, составила 29% от общего количества случаев жалоб; на оптимальность использования ресурсов - 25,7%; на экспертную оценку КМП - 10,2%.
Объем плановых экспертиз КМП составил в ЛПУ, АПУ и в ДС: 6,1; 0,6; 5,6% от количества законченных случаев лечения соответственно, что превысило установленные ФОМС нормативы (5; 0,5; 3% соответственно). Доля случаев с выявленными дефектами составила 22,6% от общего количества плановых экспертиз при максимальном значении показателя - 51,5% и минимальном - 2,1% случаев с дефектами по разным СМО.
В целом по результатам экспертиз КМП дефекты, являющиеся основаниями для применения финансовых санкций, были выявлены в 19,5% случаев (по РФ - 19,8%). По результатам проведенного анализа были установлены заметные различия в частоте выявления дефектов в зависимости от ряда факторов (табл. 6):
1) от вида экспертизы КМП: при проведении плановых экспертиз КМП доля случаев с выявленными дефектами была в 2,2 раза больше, чем при проведении целевых экспертиз (22,6 и 10,1% соответственно);
2) от вида плановых экспертиз КМП: при проведении тематических экспертиз КМП доля случаев с выявленными дефектами была в 2,7 раза больше, чем при проведении плановых экспертиз "методом случайной выборки" (54 и 20% соответственно);
3) от типа медицинского учреждения: при проведении экспертизы КМП в АПУ доля случаев с выявленными дефектами была больше, чем в ЛПУ (в 1,8 раза) и в ДС (в 1,6 раза): 26,3; 14,7; 16,3% соответственно;
4) от работы отдельных СМО: отмечена существенная разница между наибольшими (48,1; 42,4%) и наименьшими значениями показателей (2,3%).
Таблица 6. Сведения о случаях с выявленными дефектами по результатам экспертиз КМП
Виды экспертиз | Доля экспертиз КМП с дефектами,% | |||
АПУ | ЛПУ | ДС | Всего | |
Экспертизы КМП, из них: | 26,3 | 14,7 | 16,3 | 19,5 |
целевые экспертизы КМП | 15,5 | 9,8 | 1,8 | 10,1 |
плановые экспертизы КМП, из них: | 28,5 | 17,3 | 18,7 | 22,6 |
- тематические экспертизы КМП | 55,8 | 52,6 | 32,4 | 54,0 |
- экспертизы КМП "методом случайной выборки" | 24,8 | 15,4 | 18,0 | 20,0 |
В структуре оснований для применения финансовых санкций (табл. 7) наибольшую долю (58%) занимали дефекты/нарушения при оказании медицинской помощи, связанные с невыполнением/ненадлежащим выполнением необходимых медицинских услуг: не повлиявшим на состояние здоровья застрахованного лица (42% дефектов), приведшим к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица (14,3% дефектов), а также с выполнением непоказанных мероприятий, приведшим к удлинению сроков лечения (1,7% дефектов).
Таблица 7. Структура оснований для применения санкций по результатам экспертиз КМП
Код | Основания для отказа/уменьшения оплаты медицинской помощи | % |
3 | Дефекты/нарушения при оказании медицинской помощи | 58 |
3.2.1 | Невыполнение/ненадлежащее выполнение медицинских услуг, не повлиявшее на состояние здоровья застрахованного лица | 42,0 |
3.2.3 | Невыполнение/ненадлежащее выполнение медицинских услуг, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица | 14,3 |
3.3.1 | Выполнение непоказанных мероприятий, приведшее к удлинению сроков, удорожанию стоимости лечения, при отсутствии отрицательных последствий для здоровья застрахованного лица | 1,7 |
4 | Дефекты оформления первичной медицинской документации | 38,7 |
4.2 | Дефекты оформления первичной медицинской документации | 15,5 |
4.1 | Непредставление медицинских документов | 11,6 |
4.6 | Несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестров счетов | 11,6 |
5 (5.4) | Нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов (необоснованное применение тарифа на медицинскую помощь) | 1,4 |
Остальные коды | 1,9 | |
Всего | 100 |
Дефекты оформления первичной медицинской документации составили 38,7%; нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов (необоснованное применение тарифа на медицинскую помощь) - 1,4%; прочие дефекты - 1,9% от общего количества нарушений, послуживших основаниями для финансовых санкций по результатам экспертиз КМП. По данным ФОМС, в среднем по РФ в структуре дефектов преобладали дефекты/нарушения при оказании медицинской помощи - 63,4% и дефекты оформления первичной медицинской документации - 32,8%.
Сведения о структуре дефектов, послуживших основаниями для финансовых санкций в медицинских учреждениях разных типов, приведены в таблице 8. Дефекты в оказании медицинской помощи преобладали в структуре нарушений, выявленных по результатам экспертиз КМП во всех типах медицинских учреждений, в наибольшей степени в ЛПУ (75,8% дефектов) и в ДС (62,1%). В АПУ, наряду с дефектами в оказании медицинской помощи (52,3%), лидировали дефекты в оформлении первичной медицинской документации (46,2%).
Таблица 8. Структура оснований для применения санкций по результатам экспертиз КМП в зависимости от типа медицинского учреждения
Код | Основания для отказа/уменьшения оплаты медицинской помощи | АПУ, % | ЛПУ, % | ДС, % |
3 | Дефекты/нарушения при оказании медицинской помощи | 52,3 | 75,8 | 62,1 |
3.2.1 | Невыполнение/ненадлежащее выполнение медицинских услуг, не повлиявшее на состояние здоровья застрахованного лица | 36,0 | 60,5 | 47,5 |
3.2.3 | Невыполнение/ненадлежащее выполнение медицинских услуг, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица | 15,2 | 12,5 | 7,3 |
3.3.1 | Выполнение непоказанных мероприятий, приведшее к удлинению сроков, удорожанию стоимости лечения, при отсутствии отрицательных последствий для здоровья застрахованного лица | 1,1 | 2,8 | 7,3 |
4 | Дефекты оформления первичной медицинской документации | 46,2 | 15,8 | 28,6 |
4.1 | Непредставление медицинских документов | 15,5 | 0,2 | 2,5 |
4.2 | Дефекты оформления первичной медицинской документации | 16,2 | 12,0 | 24,6 |
4.6 | Несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестров счетов | 14,5 | 3,6 | 1,5 |
5 (5.4) | Нарушения в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов | |||
(необоснованное применение тарифа на медицинскую помощь) | 0,3 | 4,9 | 2,1 | |
Остальные коды | 1,2 | 3,6 | 7,2 | |
Всего | 100 | 100 | 100 | |
Доля в структуре оснований для применения санкций, % | 74,0 | 22,9 | 3,1 |
В общем количестве дефектов, послуживших основаниями для применения санкций, наибольшая доля приходится на АПУ (74%). Вместе с тем в общем объеме финансовых средств, удержанных по результатам экспертиз КМП, наибольшая доля приходится на ЛПУ (75,7%). В среднем удержание в расчете на одну экспертизу КМП составило в 2012 г. 177,69 руб.
По результатам проведенного анализа сделаны выводы о том, что СМО, осуществляющие ОМС граждан в Санкт-Петербурге, выполняют работу по проведению медико-экономической экспертизы и экспертизы КМП в соответствии с действующими правовыми нормативными документами, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Несмотря на имеющиеся различия со средними показателями по РФ в части соотношения разных видов экспертиз, значения показателей, характеризующих выявление случаев с дефектами по результатам МЭЭ и экспертизы КМП, в Санкт-Петербурге и в среднем по РФ примерно одинаковые.
Вместе с тем полученные по итогам 2012 г. данные свидетельствуют о том, что результаты экспертной деятельности существенно различаются в разных СМО, а также зависят от вида экспертизы (целевая, плановая, тематическая) и типа медицинской организации (АПУ, ЛПУ, ДС). Наименьшее количество дефектов выявляется при проведении целевых экспертиз, наибольшее - по результатам плановых тематических экспертиз.
Полученные по результатам проведенного анализа данные предложено учесть:
- медицинским организациям в целях устранения типичных дефектов в оказании медицинской помощи, при оформлении медицинской документации, а также при оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов;
- СМО для улучшения организации и проведения МЭЭ и экспертиз КМП, в частности, путем увеличения доли тематических экспертиз;
- территориальному фонду ОМС при планировании проверок СМО путем проведения повторных МЭЭ и экспертиз КМП (реэкспертиз) в 2013 г.
М.А. Карачевцева,
д.м.н., проф.,
Северо-Западный государственный
университет им. И.И. Мечникова,
кафедра организации здравоохранения
и управления качеством медицинской помощи;
Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга,
управление организации контроля качества
медицинской помощи
С.М. Михайлов,
д.м.н., профессор,
Северо-Западный государственный
университет им. И.И. Мечникова,
кафедра организации здравоохранения
и управления качеством медицинской помощи
П.В. Гуринов,
Северо-Западный государственный
университет им. И.И. Мечникова,
кафедра организации здравоохранения
и управления качеством медицинской помощи;
Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга,
управление организации контроля качества
медицинской помощи
К.А. Савин,
Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга,
управление организации контроля качества
медицинской помощи
"Вестник Росздравнадзора", N 3, май-июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее в тексте приводятся данные ФОМС за 9 месяцев 2012 г., представленные в информационно-аналитической справке "О деятельности по защите прав застрахованных лиц в сфере ОМС в РФ за 9 месяцев 2012 г." (приложение к письму ФОМС от 26.12.2012 N 10021/30 5/и).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник Росздравнадзора"- рецензируемый научно-практический журнал для специалистов в сфере здравоохранения и фармдеятельности. Является официальным изданием Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
Предназначен для руководителей и специалистов в области медицинской и фармацевтической деятельности, практикующих врачей и руководителей фармпредприятий, изготовителей медицинской техники. Концепция журнала включает в себя комплексное обсуждение проблем, связанных с вопросами контрольно-надзорной деятельности в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества медицинской помощи и качества медицинской продукции, а также других направлений деятельности, входящих в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
Журнал выходит один раз в два месяца. Подписку на журнал можно оформить во всех почтовых отделениях Российской Федерации по каталогу "Почта России", подписной индекс П4551.
Объединенный каталог "Пресса-России" подписной индекс 38847 во всех почтовых отделениях РФ.
Электронная библиотека Руконт - https://www.rucont.ru/efd/656707
Интернет-магазин "Пресса по подписке" - https://www.akc.ru/rucont/itm/656707
Подробную информацию по журналу можно получить у ответственного редактора Федотовой Ольги Федоровны o.f.fedotova@mail.ru +7 (962) 950-20-49 и зав. редакцией журнала Анастасии Трубниковой anastasia-vestnikrzn@mail.ru или +7(967)161-34-35