Проведение закупок путем электронного аукциона и запроса котировок
Продолжим рассматривать основные положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В статье пойдет речь о таких способах осуществления закупок, как запрос котировок и электронный аукцион.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (п. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни производится при одновременном выполнении следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Вместе с тем заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в установленные Правительством РФ перечни.
Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых осуществлена на территории РФ, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение таких аукционов в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Не допускается взимание оператором электронной площадки платы за проведение электронного аукциона (п. 5 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
Документооборот при проведении электронного аукциона
Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком и оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (п. 1 ст. 60 Закона N 44-ФЗ). Электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника аукциона, заказчика, оператора электронной площадки.
Ключи усиленных электронных подписей, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей должны быть созданы и выданы удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", или - в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, - удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.
Порядок использования усиленной электронной подписи при обмене информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке и проведением электронного аукциона, и порядок признания электронной подписи или ее аналога, созданных исходя из норм права иностранного государства и (или) международных стандартов и соответствующих усиленной электронной подписи, используемой в целях настоящей статьи, устанавливаются едиными требованиями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Аккредитация участников электронного аукциона
Для обеспечения доступа к участию в электронном аукционе оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона (п. 1 ст. 61 Закона N 44-ФЗ).
Для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию:
1) заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке;
2) копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица) и копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с указанным выше заявлением, копию документа, удостоверяющего личность участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя исходя из законодательства соответствующего государства (для иностранного лица);
3) копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копию документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (то есть быть руководителем)). Если от имени участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени названного участника соответствующих действий, заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. Если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. Если от имени данного участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в электронных аукционах (в том числе на регистрацию на электронных аукционах), заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. Если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
6) ИНН данного участника или (исходя из законодательства соответствующего иностранного государства) аналог идентификационного номера налогоплательщика этого участника (для иностранного лица);
7) адрес электронной почты данного участника для направления оператором электронной площадки уведомлений и иной информации;
8) решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. Если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки утверждено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях такое решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки - юридического лица.
Обратите внимание! Требование наряду с указанными документами и информацией предоставления иных документов и информации не допускается (п. 3 ст. 61 Закона N 44-ФЗ).
Извещение о проведении электронного аукциона
Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (п. 1 ст. 63 Закона N 44-ФЗ).
Если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота):
- не превышает 3 млн. руб., извещение размещается не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- превышает 3 млн. руб. - не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик вправе опубликовать извещение в любых средствах массовой информации или разместить его в электронных средствах массовой информации при условии, что такое опубликование или такое размещение не может осуществляться в единой информационной системе.
Наряду с обязательной информацией, приведенной в ст. 42 "Извещение об осуществлении закупки" Закона N 44-ФЗ (положения этой статьи раскрыты в прошлом номере журнала), в извещении указываются:
1) адрес электронной площадки в Интернете;
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
3) дата проведения аукциона. Если она приходится на нерабочий день, день проведения аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
4) реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого аукциона и размер данного обеспечения;
5) преимущества, предоставляемые заказчиком учреждениям УИС, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям (ст. 28-30 Закона N 44-ФЗ);
6) предъявляемые участникам аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пп. 1, 2 п. 1 и п. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (при наличии таких требований). В частности, указанными положениями предусмотрены следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным исходя из законодательства РФ к лицам, поставляющим товар, выполняющим работу, оказывающим услугу, являющиеся объектом закупки;
- правомочность участника закупки заключать контракт.
Также предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, дополнительные требования;
7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчик может внести изменения в извещение, но не может изменить объект закупки. Вносить изменения необходимо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе информацию об указанных изменениях. Причем срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе данный срок составлял не менее семи дней (п. 6 ст. 63 Закона N 44-ФЗ).
Содержание документации об электронном аукционе
Наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, документация о таком аукционе должна содержать следующую информацию (ст. 64 Закона N 44-ФЗ):
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ (положения этой статьи были рассмотрены в прошлом номере), в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению. Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе;
3) дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
4) дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе;
5) дату проведения аукциона;
6) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя или иного участника аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе;
12) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Обратите внимание! К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (п. 4 ст. 64 Закона N 44-ФЗ).
Запрос котировок
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (п. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе осуществлять закупки данным способом при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн. руб. в год.
В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация (ст. 73 Закона N 44-ФЗ):
1) информация, указанная в п. 1-5 ст. 42 "Извещение об осуществлении закупки" Закона N 44-ФЗ (положения этой статьи раскрыты в прошлом номере журнала), требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике запроса котировок, учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
2) о форме заявки на участие в запросе котировок;
3) о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
4) о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, о сроке, в течение которого победитель или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, об условиях признания победителя или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
5) о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
К извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
Заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также сведения:
1) о согласии участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
2) о цене товара, работы или услуги.
Не допускается требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации.
Порядок проведения запроса котировок изложен в ст. 74 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой статье заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, в следующие сроки:
- не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок,
- не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок - в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., и в случаях, предусмотренных ст. 76 Закона N 44-ФЗ.
К сведению. В статье 76 Закона N 44-ФЗ приведены особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан.
Извещение о проведении запроса котировок должно быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок без взимания платы.
Одновременно с размещением в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок заказчик вправе направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
В случаях, указанных в ст. 75, 76 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, которые могут осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
К сведению. Статьей 75 Закона N 44-ФЗ определены особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства.
Запрос о предоставлении котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в форме электронного документа.
Как и в случае проведения электронного аукциона, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. В течение одного рабочего дня с даты принятия такого решения указанные изменения размещаются заказчиком в единой информационной системе в порядке, установленном для размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. При этом срок подачи заявок на участие в запросе котировок должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в единой информационной системе изменений до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок данный срок составлял не менее чем семь рабочих дней, а при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., - не менее чем четыре рабочих дня до даты истечения этого срока.
При внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок необходимо учитывать, что не допускается изменять объект закупки (п. 6 ст. 74 Закона N 44-ФЗ).
О. Заболонкова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"