Организация при уплате налога в платежном поручении неправильно указало ОКАТО. В связи с этим налоговая инспекция сделала вывод о неуплате налога и начислила нам недоимку. Правомерны ли действия инспекции?
В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Согласно подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Из указанных норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной при предъявлении в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Исключением является случай, когда в поручении на перечисление денежных средств неправильно указан номер счета Федерального казначейства и наименование банка, что повлекло неперечисление денежных средств в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Соответственно, признание обязанности по уплате налога исполненной не ставится в зависимость от правильного указания ОКАТО в поручении на перечисление денежных средств.
Таким образом, при предъявлении налогоплательщиком в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ и неправильном указании в нем ОКАТО обязанность по уплате налога тем не менее считается исполненной. Действия инспекции по начислению недоимки по причине неправильного указания в платежном поручении ОКАТО неправомерны. Указанный вывод подтверждается судебной практикой (определение ВАС РФ от 24.04.2013 N ВАС-784/13).
Кроме того, необходимо учитывать, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, в т.ч. в части ОКАТО, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании такого заявления и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).
В. Брызгалин,
управляющий партнер группы компаний "Налоговый щит"
1 сентября 2013 г.
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1