Риски в бухгалтерском учете организаций медиаиндустрии
Сравнительный анализ рисков, возникающих у экономических субъектов в России и за рубежом, показывает, что в нашей стране целый ряд рисков мало изучен, хотя при переходе к постиндустриальному информационному обществу проблема рисков очень актуальна. Яркими особенностями новой информационной среды (так называемой information environment) в России являются:
- осознание новой роли информации как уникального экономического ресурса в жизни отдельных граждан и общества в целом,
- превращение информации в ведущий фактор экономического развития, безусловную экономическую ценность,
- развитие интерактивных информационных сетей - новых каналов коммуникации,
- модернизация технологий обработки информации.
Медиабизнес информатизация затронула одним из первых, в информационной экономике бухгалтерские риски организации трансформировались и приобрели новые черты, которые, безусловно, требуют детального рассмотрения.
Информация - это сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой относятся. Важнейшим информационным ресурсом для организаций по-прежнему остается бухгалтерская (финансовая) отчетность. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями законодательства. Степень точности данных отчетности позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах экономической деятельности, финансовом и имущественном положении и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения, т.е. снизить неопределенность. Именно неопределенность делает сомнительными суждения и рискованными действия, результат которых может быть:
- худшим, чем предполагалось;
- тем, который предполагался;
- лучшим, чем предполагалось.
Само понятие "риск" связано как раз с возможностью получения различных результатов при реализации принятого решения, причем риск может быть связан не только с потерями, но и с дополнительными доходами. Существуют высокорисковые виды деятельности, но при этом высокодоходные, ярким примером которых может служить электронная коммерция.
За последние пять лет целый ряд внешних факторов косвенного действия оказал существенное влияние на риски в медиаиндустрии. Рассмотрим некоторые из этих факторов: экономическую обстановку и законодательство на федеральном уровне.
Экономическое положение медиаиндустрии изменилось. В настоящее время инфраструктура информационного общества почти повсеместно базируется на всемирной информационной сети - Интернете, представляющей всемирную систему объединенных компьютерных сетей, построенную на использовании протокола TCP/IP*(1). Интернет меняет методы работы не только отдельных организаций в области высоких технологий. Сегодня он проник и в другие сферы человеческой жизни, при этом купля-продажа в данной системе взаимоотношений - лишь явная, видимая почти всеми часть мегатенденций, оценка которых пока не дана. Параллельно с использованием Интернета в коммерческих целях активно идет его внедрение в процессы передачи бухгалтерской информации, коммуникации внешних и внутренних пользователей, предоставление необходимой и достаточной информации о деятельности организации, государства. Границы между медиарынком и смежными рынками все больше стираются. Взаимная зависимость медиарынка, телекоммуникационного сектора, рынка ИТ и ряда других так высока, что темп развития каждого из них зависит от общей координации и направления развития каждого. При этом неизбежно искажаются экономические расчеты (не в силу злого умысла, но по причине отсутствия новых актуальных методик формирования интегрированных кросс-медийных данных), увеличиваются неопределенность перспективы развития и риски инвестиций в новые виды коммерции.
Влияние же законодательства на величину рисков противоречиво. С одной стороны, устанавливая общие правила взаимоотношений и правовые ограничения, упорядочиваются отношения субъектов экономической деятельности, что в целом уменьшает риски. С другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность и налогообложение, характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, и это в свою очередь риски повышает. Вступление в силу нового Федерального закона "О бухгалтерском учете", например, создало ряд неточностей и существенные пробелы в определении бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состава и порядка представления оттого лишь, что Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, не было приведено в соответствие с текстом вступившего в силу закона.
Совершенно очевидно, что внешние факторы организации медиаиндустрии должны принять как данность. А вот на уровень неопределенности в бухгалтерском учете конкретной организации можно и нужно воздействовать, ликвидируя причины ее возникновения. Одна только регламентация принципов и правил бухгалтерского учета профессиональным сообществом способствует снижению неопределенности в бухгалтерском учете как для самой организации, так и для внешних пользователей отчетности.
Итак, в качестве основных источников информации о рисках рассмотрим Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Анализ содержания этих форм дает возможность внешним и внутренним пользователям самостоятельно идентифицировать совокупность рисков организации медиаиндустрии и произвести их оценку (табл. 1, 2).
Таблица 1
Взаимосвязь показателей бухгалтерского баланса и основных рисков
Показатель баланса | Код | Вид риска |
АКТИВ | - | - |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | - | - |
Нематериальные активы | 1110 | Рыночный риск, репутационный риск |
Результаты исследований и разработок | 1120 | Рыночный риск |
Нематериальные поисковые активы | 1130 | Рыночный риск |
Материальные поисковые активы | 1140 | Рыночный риск, региональный риск |
Основные средства | 1150 | Рыночный риск |
Доходные вложения в материальные ценности | 1160 | Рыночный риск, репутационный риск |
Финансовые вложения | 1170 | Рыночный риск |
Отложенные налоговые активы | 1180 | Правовой риск |
Прочие внеоборотные активы | 1190 | - |
Итого по разделу I | 1100 | Риск ликвидности |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | - | - |
Запасы | 1210 | Рыночный риск |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 1220 | Правовой риск |
Дебиторская задолженность | 1230 | Кредитный риск |
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) | 1240 | Кредитный риск |
Денежные средства и денежные эквиваленты | 1250 | Риск ликвидности |
Прочие оборотные активы | 1260 | - |
Итого по разделу II | 1200 | Риск ликвидности |
БАЛАНС | 1600 | - |
ПАССИВ | - | - |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | - | - |
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, | 1310 | Кредитный риск |
вклады товарищей) | ||
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 1320 | Рыночный риск, репутационный риск |
Переоценка внеоборотных активов | 1340 | Рыночный риск |
Добавочный капитал (без переоценки) | 1350 | Кредитный риск |
Резервный капитал | 1360 | Рыночный риск, региональный риск |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 1370 | Рыночный риск |
Итого по разделу III | 1300 | - |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | - | - |
Заемные средства | 1410 | Рыночный риск, кредитный риск |
Отложенные налоговые обязательства | 1420 | Правовой риск |
Оценочные обязательства | 1430 | Правовой риск |
Прочие обязательства | 1450 | - |
Итого по разделу IV | 1400 | - |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | - | - |
Заемные средства | 1510 | Рыночный риск, кредитный риск |
Кредиторская задолженность | 1520 | Региональный риск, репутационный риск, рыночный риск |
Доходы будущих периодов | 1530 | Рыночный риск, репутационный риск, кредитный риск |
Оценочные обязательства | 1540 | Правовой риск |
Прочие обязательства | 1550 | - |
Итого по разделу V | 1500 | - |
БАЛАНС | 1700 | - |
Таблица 2
Взаимосвязь показателей отчета о финансовых результатах и основных рисков
Показатель отчета о финансовых результатах | Код | Вид риска |
Выручка | 2110 | Рыночный риск, региональный риск |
Себестоимость продаж | 2120 | Рыночный риск |
Валовая прибыль (убыток) | 2100 | - |
Коммерческие расходы | 2210 | Рыночный риск |
Управленческие расходы | 2220 | Рыночный риск |
Прибыль (убыток) от продаж | 2200 | Рыночный риск |
Доходы от участия в других организациях | 2310 | Репутационный риск, правовой риск |
Проценты к получению | 2320 | Процентный риск |
Проценты к уплате | 2330 | Процентный риск |
Прочие доходы | 2340 | Ценовой риск |
Прочие расходы | 2350 | Ценовой риск |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 2300 | Рыночный риск |
Текущий налог на прибыль | 2410 | Правовой риск |
В том числе постоянные налоговые обязательства (активы) | 2421 | Правовой риск |
Изменение отложенных налоговых обязательств | 2430 | Правовой риск |
Изменение отложенных налоговых активов | 2450 | Правовой риск |
Прочее | 2460 | - |
Чистая прибыль (убыток) | 2400 | Рыночный риск, репутационный риск |
СПРАВОЧНО | - | - |
Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | 2510 | - |
Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | 2520 | - |
Совокупный финансовый результат периода | 2500 | - |
Базовая прибыль (убыток) на акцию | 2900 | Репутационный риск |
Разводненная прибыль (убыток) на акцию | 2910 | Репутационный риск |
При этом в соответствии с требованием законодательства, если при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности организацией медиаиндустрии выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении, финансовых результатах и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо включить соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Исходя из этого в целях формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация. Раскрытие указанной информации является одной из составляющих системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организации.
Если обобщить информацию о рисках, то все их можно разделить на четыре группы: финансовые, правовые, страновые (региональные), а также репутационные.
Финансовые риски, в свою очередь, делятся на рыночные риски, кредитные риски и риски ликвидности.
Рыночные риски характеризуют возможные неблагоприятные последствия в случае изменения рыночных параметров, в частности цен и ценовых индексов (на контент, транзакции, технологии, и пр.), процентных ставок, курсов иностранных валют. Медиаиндустрия анализирует свою чувствительность к каждому виду рыночных рисков, которым она подвержена, с отражением эффекта, который оказали бы на прибыль и капитал организаций изменения соответствующей переменной, от которой зависит уровень риска. Минфин России информирует о том, что обособленно анализируются риски, связанные с переданными активами (например, по сделкам РЕПО, по опционам, выписанным или купленным на переданные активы, по переданным векселям, по которым у организации имеется солидарная ответственность), информация о страховании указанных рисков путем заключения сделок на срочных рынках (форварды, фьючерсы, опционы).
Кредитные риски характеризуют возможные неблагоприятные для организаций последствия при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по предоставленным им заемным средствам (в том числе в форме покупки облигаций, векселей, предоставлении отсрочки и рассрочки платежа за переданные активы, выполненные работы или оказанные информационные услуги). В частности, раскрывается информация о сомнительной (в том числе просроченной) дебиторской задолженности, об обесценившихся предоставленных займах, о приведенной стоимости долговых финансовых вложений и дебиторской задолженности на отчетную дату и об их справедливой стоимости, если она отличается от приведенной стоимости и практически определима. Раскрывается также информация о положении дебитора - его дееспособности, правоспособности, деловой репутации, наличии или отсутствии полученного обеспечения, финансовом состоянии дебитора на отчетную дату, его способности получать доходы в будущем, возможностях привлечения дополнительного финансирования, о суммах выданных поручительств (с учетом финансового положения лица, за которое поручилась организация, вероятности неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного поручительством организации обязательства). Обособленно приводится максимальный размер потенциального кредитного риска и методика его определения, выбор последней представляет собой отдельный интересный для рассмотрения вопрос.
Риск ликвидности связан с возможностями организации медиаиндустрии своевременно и в полном объеме погасить имеющиеся на отчетную дату финансовые обязательства: кредиторскую задолженность, в том числе собственным сотрудникам, государству, партнерам, задолженность заимодавцам по полученным кредитам и займам (в том числе в форме ценных бумаг). Финансовые обязательства анализируются по срокам погашения относительно отчетной даты в соответствии с условиями получения (заключенными договорами,условиями размещения облигаций, условиями выпуска векселей). Например, организации медиаиндустрии могут ориентироваться на следующие временные интервалы:
сверхсрочные - не более одного месяца;
краткосрочные - от одного месяца до трех месяцев;
срочные - от трех месяцев до одного года;
среднесрочные - от одного года до трех лет;
долгосрочные - свыше трех лет.
При этом, если у партнера имеется право выбора срока оплаты, обязательство включается во временной интервал исходя из наиболее ранней даты, на которую у организации может быть истребован платеж. Например, финансовое обязательство, которое необходимо погасить по первому требованию, включается в самый ранний временной интервал.
Правовые риски связаны с изменением валютного и таможенного регулирования, гражданского и налогового законодательства. Медиабизнес переживает сложный и интересный этап правового становления, характеризующийся перманентными изменениями российского законодательного поля. Изменения касаются самых разных законодательных аспектов: интеллектуальной собственности и авторского права, борьбы с киберпреступностью, фильтрации запрещенного контента, защиты детей, спама, электронной коммерции и многих других.
Страновые и региональные риски связаны с политической и экономической ситуацией, географическими особенностями в России и регионах, в которых организация осуществляет обычную деятельность или зарегистрирована в качестве налогоплательщика. Подобные риски связаны с падениями метеоритов, возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками, повышенной опасностью стихийных бедствий, климатических аномалий, возможным прекращением или перебоями в транспортном сообщении. Каждая организация медиаиндустрии неизбежно прогнозирует и формирует базу данных по всем видам чрезвычайных ситуаций, имеющим место на территории ее размещения: это и чрезвычайные ситуации природного характера (сильный ветер, сильные морозы, сильный снегопад, сильный дождь, лесные пожары и весеннее половодье, осенний паводок), и ситуации техногенного характера (разгерметизация нефте-, газопроводов; пожары на производстве и жилом секторах; аварии на коммуникационных и электрических сетях; дорожно-транспортные происшествия), и катастрофы биолого-социального характера (эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Репутационный риск связан с уменьшением числа клиентов электронной коммерции вследствие негативного представления о качестве реализуемой ею продукции, работ, услуг, соблюдении сроков поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, участии в ценовом сговоре. К сожалению, совершенствование технологий продаж вызывает неизбежный процесс роста недобросовестных конкурентов, и медиабизнес как никакой другой располагает инновационными механизмами, которые могут быть использованы не только во благо. Время распространения информации уже не прямо пропорционально расстоянию, так как практически не важно, в какой именно точке земного шара находится абонент.
Подводя итог, следует сказать, что дополнительные показатели и пояснения о рисках могут быть оформлены организацией в виде отдельного раздела пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах или путем включения их в пояснения к соответствующим показателям бухгалтерской отчетности об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, денежных потоках организации (в том числе в пояснения о забалансовых статьях, финансовых вложениях). В случае, когда организация медиаиндустрии формирует отчет о рисках, можно существенно снизить неопределенность, возникающую в ходе экономической деятельности, и системно воздействовать на риски, ведь, как показывает практика, создание инструментов управления существующими рисками приводит к возникновению их новых видов.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
2. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
4. О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности: информация Минфина России от 14.09.2012 N ПЗ-9/2012.
Г.М. Авраменко,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и финансов медиабизнеса,
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
"Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет. Название TCP/IP происходит из двух наиболее важных протоколов семейства - Transmission Control Protocol (TCP) и Internet Protocol (IP), которые были разработаны и описаны первыми в данном стандарте. Также изредка упоминается как модель DOD в связи с историческим происхождением от сети ARPANET 1970-х гг. (под управлением DARPA, Министерства обороны США).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии"
Учредитель:
АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "ИД Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017198
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Тел./факс: (495) 721-85-75
Адрес в Internet:
E-mail: post@fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).