Лето 2013 года: нововведения для предпринимателей
Продолжаем начатый в статье М.В. Подкопаева "Налогообложение предпринимателя: чем дальше, тем сложнее" разговор о законопроектах, принятых в начале лета 2013 года, о которых необходимо знать индивидуальным предпринимателям.
О правилах государственной регистрации
Федеральным законом N 134-ФЗ*(1) внесены поправки в Закон о регистрации*(2): дополнен п. 3 ст. 9. Предприниматель, подающий документы в связи с государственной регистрацией, может рассчитывать на то, что увидит информацию об этом факте на официальном сайте регистрирующего органа*(3) не позднее рабочего дня, следующего за днем представления соответствующих документов.
Кроме того, в ст. 9 появится новый п. 6, согласно которому регистрирующий орган может отказать в регистрации юридического лица, если его учредитель (физическое лицо) выступит против предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ. Этим условием, в частности, дополнен перечень аналогичных поводов, приведенный в п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.
Квота по инвалидам обязательна для предпринимателей
Законом о соцзащите инвалидов*(4) предусмотрены разные мероприятия, проводимые в целях обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями по реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. В частности, субъекты РФ вправе устанавливать квоты для приема на работу инвалидов (ст. 21 данного закона).
Отметим, до сих пор в законе говорилось, что квота распространяется на организации. Однако на практике индивидуальные предприниматели все равно привлекались к ответственности за невыполнение такой обязанности (постановления ВС РФ от 09.11.2011 N 49-АД11-4, ФАС УО от 21.11.2011 N Ф09-7517/11 *(5)).
Теперь в законе прямо сказано, что указанная квота будет применяться в отношении любого работодателя, в том числе индивидуального предпринимателя. Если численность его работников превышает 100 человек, он должен принять на работу инвалидов. Какое количество - зависит от того, какой норматив в пределах от 2 до 4% численности инвалидов установил субъект РФ, где зарегистрирован данный работодатель (изменения внесены Федеральным законом N 183-ФЗ*(6)).
Кроме того, теперь с этой необходимостью может столкнуться работодатель с меньшим количеством работников (не менее 35 человек). Названная обязанность также может быть установлена субъектом РФ в пределах 3% от численности работников.
К сведению. Согласно п. 1 ст. 5.42 КоАП РФ в редакции, действующей с 08.03.2013, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для их приема на работу (это дополнение включено в Федеральным законом N 11-ФЗ*(7)), а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Амортизация без регистрации - только с 01.01.2013
До 01.01.2013 на основании с п. 11 ст. 258 НК РФ было установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав определенной амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Согласно Федеральному закону от 29.11.2012 N 206-ФЗ (далее - Федеральный закон N 206-ФЗ) с названной даты эта норма признана утратившей силу.
При этом начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Многие налогоплательщики, которые ввели имущество в эксплуатацию до 01.01.2013, но не подали до этой даты документы на его регистрацию, начали начислять амортизацию по нему уже с начала текущего года, полагая, что условие было соблюдено - ведь эксплуатация началась.
Однако согласно разъяснениям Минфина изменения, внесенные Федеральным законом N 206-ФЗ, не должны распространяться на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 года (письма от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13773, от 05.04.2013 N 03-03-06/4/11151, от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10161, от 21.03.2013 N 03-03-06/1/8836). То есть по таким основным средствам, если права на них подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент подачи документов на регистрацию указанных прав).
Законодатели поддержали изложенный подход, уточнив лишь, что налогоплательщики, которые ввели имущество в эксплуатацию не позднее декабря 2012 года, а документы на регистрацию подали после 01.01.2013 и начали начислять амортизацию с января 2013 года, ничего пересчитывать не должны, а также освобождаются от уплаты пеней и штрафов (ст. 3.1 Федерального закона N 215-ФЗ*(8)). Это дополнение вступило в силу по истечении месяца со дня опубликования Федерального закона N 215-ФЗ на портале www.pravo.gov.ru (23.07.2013).
Дополнен список НМА
Открытый список видов НМА, приведенный в п. 3 ст. 257 НК РФ, с 01.01.2014 будет дополнен исключительными правами на аудиовизуальные произведения.
В связи с тем, что данные права теперь входят в упомянутый перечень, на них распространяет правило, согласно которому налогоплательщик вправе самостоятельно определить по ним срок полезного использования, который не может быть менее двух лет (изменен абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ).
Уточнен перечень рекламных расходов
Пункт 4 ст. 264 НК РФ определяет, какие расходы можно относить к рекламным в целях исчисления налога на прибыль. С 01.01.2014 в эту норму будут включены расходы на рекламные мероприятия при кино- и видеообслуживании. Напомним, что расходы на рекламу, прямо не указанные в п. 4 ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, рассчитываемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Те расходы, которые прямо упомянуты в данной норме, принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений.
О фиксированном размере страхового взноса
Как известно, в 2013 году у самозанятых предпринимателей повысились расходы по отчислениям в виде страховых взносов. Они составили 32 479,2 руб. (5 205 руб. х 2 х 26% х 12 мес.). Это не считая отчислений в ФФОМС, которые выросли в связи с повышением МРОТ.
Объяснялось такое увеличение тем, что прежний размер отчислений не обеспечивал самозанятым гражданам в будущем достаточный размер пенсий.
Однако, как видим, эта проблема была решена неоднозначно и слишком жестко, что вызвало протесты среди предпринимателей, часть же из них отказалась от статуса ИП.
В итоге правительство решило вновь изменить порядок расчета отчислений по страховым взносам в ПФР для самозанятых граждан - вышел Федеральный закон N 237-ФЗ*(9).
Сумма отчислений в ПФР вновь будет рассчитываться исходя из однократного МРОТ. Если определять ее исходя из МРОТ, действующего в 2013 году, она бы составила 16 239,6 руб. (5 205 руб. х 26% х 12 мес.). Правда, правительство уже с 01.01.2014 намерено повысить МРОТ, как предполагается, до 5 554 руб. В таком случае в 2014 году сумма годового страхового взноса в ПФР будет равна 17 328,48 руб. (5 554 руб. х 26% х 12 мес.).
При этом, если у предпринимателя величина дохода за расчетный период составит более 300 000 руб., он дополнительно будет уплачивать 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. Например, если величина годового дохода составит 600 000 руб., то сумма страхового взноса из расчета ныне действующего МРОТ будет равна 19 239,6 руб. (16 239,6 + (600 000 - 300 000) руб. х 1%).
Но величина отчислений, рассчитанных таким способом, не будет расти бесконечно, для нее предусмотрено ограничение, определяемое как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенного в 12 раз.
Поскольку вероятность, что с 01.01.2014 МРОТ вырастет до указанной выше величины, очень высока, рассчитаем исходя из нее, каково в этом случае окажется данное ограничение. Оно будет равно 138 627,84 руб. (5 554 руб. х 8 х 26% х 12 мес.). Это соответствует годовому доходу в 12 238 824 руб. ((138 627,84 - 16 239,6) руб. / 1%). Каким бы ни оказался годовой доход, сумма отчислений в ПФР не изменится.
Обратите внимание! Федеральным законом N 237-ФЗ установлено, что величину страхового взноса контролирующие органы ПФР будут определять на основании данных о годовом доходе плательщиков, которые им будут предоставлять налоговые органы. Если такая информация от налоговиков им не поступила на том основании, что контролируемое лицо своевременно не отчиталось в налоговые органы, сумму страхового взноса ПФР начислит и будет истребовать в максимальном размере, то есть из расчета восьмикратного МРОТ.
Величина страхового взноса с суммы годового дохода, превышающего 300 000 руб., теперь может стать значительной, но эту часть взноса можно будет уплачивать в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. А вот основную часть взноса нужно будет по-прежнему уплачивать в общем порядке - не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 2 ст. 16 Закона о страховых взносах).
Расчет суммы годового взноса по обязательному медицинскому страхованию не изменился (ч. 1.2 ст. 14 Закона о страховых взносах). Он равен произведению МРОТ и тарифа страховых взносов в ФОМС, увеличенному в 12 раз. В 2013 году на эти цели необходимо заплатить 3185,46 руб. (5205 руб. х 5,1% х 12 мес.), в 2014 году, опять-таки исходя из возможного увеличения МРОТ, - 3 399,05 руб. (5554 руб. х 5,1% х 12 мес.).
Имущественный вычет для предпринимателя
Согласно Федеральному закону N 212-ФЗ*(10) существенно изменился порядок предоставления имущественных вычетов, в том числе при продаже имущества.
Казалось бы, эта информация не очень-то интересна индивидуальным предпринимателям, ведь на данный вычет они могут претендовать только в качестве обычного физического лица. В статье 220 НК РФ специально указано, что ее положения (пп. 1 п. 1) не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Теперь в новом пп. 4 п. 2 ст. 220 НК РФ определено, что с 01.01.2014 названное ограничение будет распространяться только на продажу недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности. Следовательно, при продаже иного имущества, а также доли (долей) в нем, доли (ее части) в уставном капитале организации при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством) ИП будет вправе получить имущественный вычет.
Налоговый кодекс не содержит пояснений, какое имущество в таком случае следует относить к недвижимым и транспортным средствам, поэтому обратимся к нормам Гражданского кодекса.
К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) причисляются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (ст. 130 ГК РФ).
Движимым имуществом Гражданский кодекс признает вещи, не относящиеся к недвижимости. Правда, в пп. 4 п. 2 ст. 220 НК РФ будет говориться именно о транспортных средствах. Можно найти различные разъяснения этого термина в зависимости от целей, в которых он используется. В рассмотренной ситуации подойдет, например, приведенное в ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств": транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Нужно обратить внимание на еще один нюанс. Сейчас данное ограничение применяется при продаже имущества в связи с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности. Теперь если недвижимость или транспортные средства хоть как-то и в течение любого малого периода использовались в предпринимательской деятельности, имущественный вычет при их продаже будет невозможен.
По-видимому, в этой формулировке отразилась позиция контролирующих органов (см., например, письма Минфина от 27.06.2013 N 03-04-05/24447, от 22.02.2013 N 03-04-05/3-122, от 07.02.2012 N 03-04-05/3-124).
Е.С. Казаков,
эксперт журнала "ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".
*(2) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
*(3) Вероятно, с этой целью создан сайт www.reg.nalog.ru.
*(4) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(5) Определением ВАС РФ от 16.04.2012 N ВАС-328/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(6) Федеральный закон от 02.07.2013 N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(7) Федеральный закон от 23.02.2013 N 11-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов".
*(8) Федеральный закон от 23.07.2013 N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(9) Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(10) Федеральный закон от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"