Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М.
рассмотрела в судебном заседании заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") в лице его филиала - Управления федеральной почтовой связи Тверской области (УФПС Тверской области) о пересмотре в порядке надзора решения от 06.12.2010 по делу N А66-3367/2010 Арбитражного суда Тверской области, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2011 по тому же делу по уточнённому иску ФГУП "Почта России" в лице его филиала - УФПС Тверской области к Муниципальному образованию город Тверь в лице Департамента по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального агентства связи, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания" в лице Тверского филиала, Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) в лице Тверского Отделения N 8607 Сбербанка РФ, о признании права долевой собственности Российской Федерации в объекте, расположенном по адресу: г. Тверь, Октябрьский проспект, д. 49а, с кадастровым номером 69:40:02:00:101:0001:1/019731/37:10011/А, общей площадью 809,6 кв.м, в размере 505,3 кв.м, в том числе 1 этаж - 306,9 кв.м; 2 этаж - 198,4 кв.м, и о прекращении права собственности муниципального образования город Тверь на указанный объект; о признании права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Тверь, Октябрьский проспект, д. 49 а, общей площадью 505,3 кв. м, в том числе 1 этаж - 306,9 кв.м, 2 этаж - 198,4 кв. м.
Суд установил:
решением от 06.12.2010 первой инстанции Арбитражного суда Тверской области, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
Обжалуя принятые по делу судебные акты, заявитель - ФГУП "Почта России" в лице его филиала - УФПС Тверской области полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права.
Заявитель считает, что судами неполно исследованы существенные по делу обстоятельства по вопросам возникновения в силу закона права федеральной собственности и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на спорные нежилые помещения. Заявитель не согласен с выводами судов, приводит доводы. По мнению заявителя, спорные нежилые помещения с момента их строительства и ввода в эксплуатацию являлись федеральной собственностью.
Изучив материалы дела, в том числе оспариваемые судебные акты, а также доводы, изложенные в поданном заявлении, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что данное дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно пункту 6 раздела 4 приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации исключительно к федеральной собственности были отнесены предприятия связи.
На день вступления в законную силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 существовало государственное предприятие связи и информатики "Россвязьинформ" (ГПСИ "Россвязьинформ") Тверской области, функционирующее как единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий отделение почтовой связи, и названное государственное предприятие было зарегистрировано решением исполкома Центрального районного Совета народных депутатов г. Твери от 01.04.1991 N 130-8. Такое предприятие как имущественный комплекс было отнесено исключительно к федеральной собственности. Однако в состав имущества вышеназванного предприятия не входили спорные нежилые помещения, поскольку они были созданы и введены в эксплуатацию 31.12.1992 постановлением Главы Администрации города Твери от 31.12.1992 N 851.
В ходе рассмотрения дела истец не представил доказательств, подтверждающих то, что спорные нежилые помещения были построены за счёт средств, выделенных ГПСИ "Россвязьинформ" из государственного бюджета на строительство этих нежилых помещений.
Вместе с тем судами установлено, что строительство объекта, расположенного по названному адресу, осуществлялось на основании решения горисполкома, и заказчиком строительства являлось муниципальное предприятие "Тверьстройзаказчик", на баланс которого были поставлены спорные помещения после ввода их в эксплуатацию, а в последующем орган местного самоуправления закрепил это недвижимое имущество на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием "ПЖРЭУ Московского района г. Твери".
Право муниципальной собственности на указанные помещения было зарегистрировано в 2005 году.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31.07.1992 г. N 810 "О связи в Российской Федерации", на который ссылается истец как на основание возникновения права федеральное собственности на спорное недвижимое имущество, был издан до ввода спорного объекта в эксплуатацию, и в этом законодательном акте указывалось на то, что органы исполнительной власти обязаны предоставлять предприятиям связи в городах, поселках городского типа и на селе в аренду в существующих или строящихся жилых и административных зданиях специальные помещения.
В процессе рассмотрения возникшего спора судами установлено, что спорные нежилые помещения после их создания передавались для использования предприятию связи на условиях договоров доверительного управления и аренды, заключаемых с уполномоченным органом местного самоуправления.
Поскольку истец не доказал, что спорные нежилые помещения создавались с использованием государственных средств как недвижимое имущество федеральной собственности, которое после его создания было включено в реестр федеральной собственности и передано уполномоченным органом собственника предприятию связи на праве хозяйственного ведения, выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах законодательства.
Доводам заявителя с учётом установленных по делу обстоятельств судами дана правовая оценка.
Анализ доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А66-3367/2010 Арбитражного суда Тверской области для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказать.
Председательствующий судья |
Куликова В.Б. |
Судья |
Борисова Е.Е. |
Судья |
Медведева А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2011 г. N ВАС-10506/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А66-3367/2010
Истец: ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Тверской области-филиала ФГУП "Почта России"
Ответчик: город Тверь в лице Департамента пго управлению имуществом и земельными ресурсами г. Твери, МО город Тверь в лице Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери
Третье лицо: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) в лице Тверского Отделения N 8607 Сбербанка РФ, Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) в лице Тверского Отделения N 8607 Сбербарнка РФ, ОАО "ЦентрТелеком" в лице Тверского филиала ОАО "ЦентрТелеком", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, Федеральное агентство связи
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10506/2011
01.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10506/11
03.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10506/11
23.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3774/11
18.02.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-218/2011