Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Воронцовой Л.Г.,
судей Балахничевой Р.Г., Шилохвоста О.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании заявление муниципального образования "Город Брянск" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации от 13.01.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Брянской области от 13.04.2011 по делу N А09-6839/2010, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.10.2011 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" (г. Брянск, далее - общество) к муниципальному образованию "Город Брянск" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (г. Брянск, далее - муниципальное образование) о взыскании 9 094 рублей 84 копеек убытков в виде межтарифной разницы, возникших за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: товарищество собственников жилья "Советская 52", Финансовое управление Брянской городской администрации.
Суд установил:
решением от 13.04.2011, оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, иск удовлетворен частично, с казны муниципального образования в пользу общества взыскано 5 897 рублей 31 копейка убытков, в остальной части иска отказано.
Суды руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" и исходили из того, что поскольку при установлении размера платы на горячую воду для населения муниципальное образование не обеспечило возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению соответствующие услуги, в результате чего у последней возникли убытки в виде межтарифной разницы, данные убытки в соответствии с нормами закона подлежат возмещению за счет казны муниципального образования.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора муниципальное образование просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом того, что при наличии приводимых заявителем обстоятельств, он вправе инициировать пересмотр судебного акта в ином процессуальном порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 379-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации") новыми обстоятельствами являются (помимо прочего) определение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении муниципального образования, изучив судебные акты, принятые по делу, приходит к выводу о наличии возможности пересмотра оспариваемых судебных актов по новым обстоятельствам.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11, размещенном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01.05.2012, содержится правовая позиция, в соответствии с которой возложение ответственности за понесенные ресурсоснабжающей организацией убытки, возникшие вследствие неполной компенсации разницы между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом, без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта соответствующего органа, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Упомянутое постановление Президиума по конкретному делу касается вопросов, затронутых в оспариваемых судебных актах по настоящему делу, и оно содержит указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по делам со схожими фактическими обстоятельствами на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 8.1 статьи 299 Кодекса в случае, если при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора будет установлено, что имеется обстоятельство, предусмотренное пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам в срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 настоящего Кодекса.
Срок подачи заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам в арбитражный суд, принявший судебный акт, составляет три месяца и исчисляется со дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 312 Кодекса).
Таким образом, сформированная по названным выше вопросам правовая позиция может являться основанием для постановки заявителем вопроса о пересмотре оспариваемых судебных актов по новым обстоятельствам.
Руководствуясь частью 8.1 статьи 299, статьями 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче дела N А09-6839/2010 Арбитражного суда Брянской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 13.04.2011, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.10.2011 отказать.
Председательствующий судья |
Л.Г. Воронцова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
|
О.Ю. Шилохвост |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2012 г. N ВАС-1514/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А09-6839/2010
Истец: ОАО "Брянские коммунальные системы"
Ответчик: МО "г. Брянск" в лице Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации
Третье лицо: Председатель ТСЖ "Советская, 52" Пономарев А. А., ТСЖ "Советская, 52", Управляющий "ТСЖ Советская, 52" Погосян Х. П., Финансовое управление БГА
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6508/12
17.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6508/12
21.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6508/12
21.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6508/12
06.11.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-6839/10
16.08.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-6839/10
14.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3678/11
22.06.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2547/11
22.06.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2630/11