Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Козловой О.А.,
судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрела в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области (ул. Ленина, д. 108, под. 1, г. Благовещенск, 675000) от 25.11.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Амурской области от 22.06.2009 по делу N А04-2299/2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.09.2009 по тому же делу по иску Белогорской КЭЧ к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Амурской области о взыскании (с учетом уточнения) 425 849 рублей 78 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2007 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим и медицинским работникам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МУ "Финансовое управление администрации МО "Белогорский район", МУ "Отдел образования администрации МО "Белогорский район", МУ "Отдел здравоохранения администрации МО "Белогорский район".
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 22.06.2009, подтвержденным судом кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено: с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области взыскано 200 689 рублей 49 копеек расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано 225 160 рублей 29 копеек расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам. Судебный акт мотивирован тем, что из областного и федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" и Законом Российской Федерации "Об образовании", не передавались.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что истец во исполнение муниципального контракта от 09.01.2007, заключенного с МУ "Отдел образования администрации МО "Белогорский район", и в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" в период с 01.03.2007 по 31.12.2007 предоставил педагогическим работникам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование в сумме 225 160 рублей 29 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Довод Минфина России о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда надзорной инстанции не входит.
Нарушений норм материального права судами не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
в передаче дела N А04-2299/2009 Арбитражного суда Амурской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 22.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.09.2009 отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2009 г. N ВАС-17035/09 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был