Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 августа 2009 г. N КГ-А41/6860-09
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Тихоновой В.К.,
судей Бусаровой Л.В., Хомякова Э.Г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Новичихина В.В., дов. от 07.07.2009 г. N 19-9,
от заинтересованного лица ТУ Росимущества по г. Москве - Тихонов А.В., дов. от 08.09.2008 г. N 22-17/10473; от других заинтересованных лиц - не явились, извещены,
рассмотрев 27 июля 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу Дочернего предприятия ФГУП "СГ-транс" Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление "Мосавтогаз"), на решение от 19 января 2009 года Арбитражного суда Московской области, принятое судьей Горожановой О.Л., на постановление от 22 апреля 2009 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Ханашевичем С.К., Бархатовым В.Ю., Диаковской Н.В., по заявлению Дочернего предприятия ФГУП "СГ-транс" Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление "Мосавтогаз") об установлении юридического факта, заинтересованные лица - Министерство энергетики Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества по г. Москве, Территориальное управление Росимущества по Московской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, установил:
дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) (Управление "Мосавтогаз") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об установлении факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения Управлением "Мосавтогаз" автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247), расположенной по адресу: Московская область, Серпуховский район, Бутурлинский с/о, д. Борисово и состоящей из следующих объектов: основное строение площадью 486,3 кв.м. (литера А); навес площадью 316,3 кв.м. (литера Г); навес площадью 112,9 кв.м. (литера Г1); пожарный резервуар площадью 183,6 кв.м. (литера Г2); емкость для газа площадью 44 кв.м. (литера ГЗ); емкость для газа площадью 44 кв.м. (литера Г4); сарай площадью 3,8 кв.м. (литера Г7); пункт наполнения баллонов площадью 56,5 кв.м. (литера Г8); отстойник (литера Г5); уборная площадью 1,2 кв.м. (литера Г6); ворота площадью 6,8 кв.м. (литера 1); ворота площадью 6,8 кв.м. (литера 2); забор площадью 663 кв.м. (литера 3); калитка площадью 1,8 кв.м. (литера 40); ворота с калиткой площадью 9,1 кв.м. (литера 5); столбы освещения (6 шт.) (литера 6); ворота площадью 15,3 кв.м. (литера 7); забор площадью 115,9 кв.м. (литера 8); ворота площадью 6,7 кв.м. (литера 9); ворота площадью 6,7 кв.м, (литера 10); замощение (литера 1); ворота площадью 6,6 кв.м. (литера 11); трубы канализационные; ворота площадью 6,8 кв.м. (литера 12); ворота площадью 10,8 кв.м. (литера 13); забор площадью 243,7 кв.м. (литера 14); забор площадью 58,5 кв.м. (литера 15); калитка площадью 1,8 кв.м. (литера 16); газопровод; кабельная линия электропередач; кабельная линия связи; сети водопроводные.
Заявление Управления "Мосавтогаз" предъявлено на основании ч. 2 ст. 217, п. 4 ч. 2 ст. 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что указанные выше объекты недвижимого имущества, входящие в автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247) (АГНКС г. Серпухов), расположенную по адресу: Московская область, Серпуховский район, Бутурлинский с/о, д. Борисово были переданы Управлению "Мосавтогаз" на праве хозяйственного ведения и внесены в реестр федерального имущества в соответствии с приказом от 28.09.1998 г. N 63, разделительным балансом по состоянию на 01.10.1998 г. и "Перечнем имущества, передаваемым ГУДП - Управление "Мосавтогаз" на правах хозяйственного ведения", являющимся приложением к разделительному балансу по состоянию на 01.10.1998 г. и его неотъемлемой частью, свидетельством Территориального управления Минимущества России "Агентства федерального имущества по г. Москве" от 01.11.2001 г. N 008585 (реестровый N 07701680) и приложением к нему ("Перечень объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Управлением "Мосавтогаз"), а также выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 28.11.2007 г.
Управление "Мосавтогаз" открыто владеет и пользуется недвижимым имуществом АГНКС г. Серпухов на праве хозяйственного ведения с октября 1998 г. в качестве самостоятельного юридического лица.
Вместе с тем, в связи с утратой подлинников вышеуказанных правоустанавливающих документов и невозможностью их получения как от прежнего руководителя Управления "Мосавтогаз", так и их дубликатов от уполномоченных на распоряжение федеральной собственностью государственных органов - Росимущества и Территориального управления Росимущества по г. Москве, у Управления "Мосавтогаз" отсутствует возможность произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на указанные выше объекты недвижимого имущества, составляющие АГНКС г. Серпухов, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривающей обязательную государственную регистрацию права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие указанного выше закона, то есть после 28.01.1998 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.01.2008 г. по делу N А41-23114/08 заявление Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) удовлетворено в полном объеме. Арбитражный суд первой инстанции установил факт, имеющий юридическое значение - факт владения и пользования на праве хозяйственного ведения Управлением "Мосавтогаз" автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247), расположенной по адресу: Московская область, Серпуховский район, Бутурлинский с/о, д. Борисово и состоящей из следующих объектов: основное строение площадью 486,3 кв.м. (литера А); навес площадью 316,3 кв.м. (литера Г); навес площадью 112,9 кв.м. (литера Г1); пожарный резервуар площадью 183,6 кв.м. (литера Г2); емкость для газа площадью 44 кв.м. (литера ГЗ); емкость для газа площадью 44 кв.м. (литера Г4); сарай площадью 3,8 кв.м. (литера Г7); пункт наполнения баллонов площадью 56,5 кв.м. (литера Г8); отстойник (литера Г5); уборная площадью 1,2 кв.м. (литера Г6); ворота площадью 6,8 кв.м. (литера 1); ворота площадью 6,8 кв.м. (литера 2); забор площадью 663 кв.м. (литера 3); калитка площадью 1,8 кв.м. (литера 40); ворота с калиткой площадью 9,1 кв.м. (литера 5); столбы освещения (6 шт.) (литера 6); ворота площадью 15,3 кв.м. (литера 7); забор площадью 115,9 кв.м. (литера 8); ворота площадью 6,7 кв.м. (литера 9); ворота площадью 6,7 кв.м, (литера 10); замощение (литера 1); ворота площадью 6,6 кв.м. (литера 11); трубы канализационные; ворота площадью 6,8 кв.м. (литера 12); ворота площадью 10,8 кв.м. (литера 13); забор площадью 243,7 кв.м. (литера 14); забор площадью 58,5 кв.м. (литера 15); калитка площадью 1,8 кв.м. (литера 16); газопровод; кабельная линия электропередач; кабельная линия связи; сети водопроводные.
При этом, удовлетворяя заявление Управления "Мосавтогаз" и устанавливая факт владения последним на праве хозяйственного ведения объектами недвижимого имущества, составляющими АГНКС г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247), арбитражный суд первой инстанции, учитывая, что Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области было отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения Управления "Мосавтогаз" на аналогичные газонаполнительные компрессорные станции, закрепленные за ним на основании разделительного баланса по состоянию на 01.10.1998 г. и "Перечня имущества, передаваемого ГУДП - Управление "Мосавтогаз" на правах хозяйственного ведения", по причине отсутствия подлинников правоустанавливающих документов, а необходимые подлинники правоустанавливающих документов Управлением "Мосавтогаз" не могут быть получены и представлены, исходил из того, что на момент обращения Управления "Мосавтогаз" в арбитражный суд с заявлением об установлении юридического факта, у Управления "Мосавтогаз" отсутствует иной (внесудебный) порядок установления факта владения им на праве хозяйственного ведения объектами недвижимости, входящими в АГНКС г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247)
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.04.2009 г. решение Арбитражного суда Московской области от 19.01.2008 г. по делу N А41-23114/08 отменил и заявление Управления "Мосавтогаз" об установлении факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения Управлением "Мосавтогаз" автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247), расположенной по адресу: Московская область, Серпуховский район, Бутурлинский с/о, д. Борисово, оставил без рассмотрения.
При этом, отменяя вынесенное по делу решение арбитражного суда первой инстанции и оставляя заявление Управления "Мосавтогаз" без рассмотрения, арбитражный суд апелляционной инстанции со ссылкой ч. 1 ст. 218, п. 3 ст. 148, ч. 4 ст. 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходил из того, что из текста поданного Управлением "Мосавтогаз" заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом усматривается, что Управление "Мосавтогаз" по делу просит установить факт принадлежности ему недвижимого имущества АГНКС г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247) на праве хозяйственного ведения, то есть просит о признании права, а не об установлении юридического факта. При этом, требование о признании права подлежит рассмотрению в порядке искового производства (ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность вынесенного по делу постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Дочернего предприятия ФГУП "СГ-транс" Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление "Мосавтогаз"), которое полагает, что выводы арбитражного суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, и, как следствие, при вынесении обжалуемого судебного акта арбитражным апелляционным судом нарушены нормы процессуального права ввиду неприменения закона, подлежащего применению, просил суд кассационной инстанции вынесенное по делу постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.
Обжалуя вынесенный по делу судебный акт, в обоснование доводов кассационной жалобы Дочернее предприятие ФГУП "СГ-транс" Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление "Мосавтогаз") указывает на то, что арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному и не соответствующему фактическим обстоятельствам выводу о том, что поданное в арбитражный суд заявление Управления "Мосавтогаз" фактически содержит требование об установлении факта принадлежности ему объектов недвижимого имущества АГНКС г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247) на праве хозяйственного ведения, поскольку представленное в суд заявление содержит требование об установлении факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения Управлением "Мосавтогаз" спорным имуществом АГНКС г. Серпухов.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы подтвердить наличие спора о праве. Права на недвижимое имущество АГНКС г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247) никто не заявлял, доказательства наличия каких-либо требований на указанное недвижимое имущество отсутствуют.
Установление факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения указанным недвижимым имуществом Управлению "Мосавтогаз" необходимо не для признания факта хозяйственного ведения, а для его оформления на основании ч. 3 ст. 222 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
У Управления "Мосавтогаз" отсутствуют подлинники правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, так как руководителем Управления "Мосавтогаз" не были переданы конкурсному управляющему правоустанавливающие документы АГНКС г. Серпухов.
Управление "Мосавтогаз" предприняло всевозможные меры для получения правоустанавливающих документов во внесудебном порядке. Так, Управление "Мосавтогаз" обращалось в арбитражный суд г. Москвы в рамках дела о банкротстве N А40-70337\05-38-21Б с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение определения арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2006 г. и обязании руководителя Управления "Мосавтогаз" передать конкурсному управляющему правоустанавливающие документы. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 13.02.2007 г. о невозможности исполнения и возврате исполнительного листа в арбитражный суд г. Москвы. Управление "Мосавтогаз" обращалось в ОАО "СГ-транс", являющееся правопреемником ФГУП "СГ-транс" с просьбой о предоставлении оригиналов правоустанавливающих документов для оформления Управлением "Мосавтогаз" права хозяйственного ведения автомобильной газонаполнительной компрессорной станцией N 12. В получение указанных документов было отказано ввиду их утраты.
Управление "Мосавтогаз" обращалось также с просьбами о выдаче правоустанавливающих документов к собственнику имущества, в Росимущество, и в Территориальное Управление Росимущества по г. Москве, однако, ответа получено не было.
Кроме того, установление факта владения и пользования на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом АГНКС г. Серпухов порождает для Управления "Мосавтогаз" такие важные юридические последствия, как возможности исполнения внешним управляющим обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве, в частности, реализовать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления.
Как полагает заявитель жалобы, ввиду несоответствия фактическим обстоятельствам дела вывода арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что поданное в арбитражный суд заявление Управления "Мосавтогаз" фактически содержит требование об установлении факта принадлежности ему объектов недвижимого имущества АГНКС г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247) на праве хозяйственного ведения, арбитражным судом, как следствие, были нарушены нормы процессуального права в связи с неприменением положений ч. 3 ст. 217 и ч. 3 ст. 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежащих применению.
До рассмотрения кассационной жалобы Управления "Мосавтогаз" в арбитражный суд кассационной инстанции от заявителя кассационной жалобы поступило заявление об изменении просительной части кассационной жалобы, в соответствии с которым заявитель просил суд кассационной инстанции отменить вынесенные по делу решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В судебное заседание кассационной инстанции представитель Дочернего предприятия ФГУП "СГ-транс" Министерства энергетики РФ - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление "Мосавтогаз") явился, доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, просил суд кассационной инстанции отменить вынесенные по делу решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Представитель Территориального управления Росимущества по г. Москве в судебное заседание кассационной инстанции явился, полагает вынесенное по делу постановление арбитражного суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении арбитражным судом апелляционной инстанции норм процессуального права, просил суд кассационной инстанции указанный судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу Управление "Мосавтогаз" - без удовлетворения, отзыв на кассационную жалобу не представил.
Министерство энергетики Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области в судебное заседание суда кассационной инстанции своих представителей не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, отзывов на кассационную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей заявителя кассационной жалобы и Территориального управления Росимущества по г. Москве, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм процессуального права и соответствие его выводов установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу постановления арбитражного суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, дочернее предприятие ФГУП "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Управление "Мосавтогаз") было создано в результате реорганизации Государственного унитарного предприятия по закупке, транспорту и реализации сжиженных нефтяных газов "СГ-транс" в соответствии с приказом N 63 от 28.09.1998 г. и разделительным балансом по состоянию на 01.10.1998 г. путем выделения.
В соответствии с копией "Перечня имущества, передаваемого ГУДП - Управление "Мосавтогаз" на правах хозяйственного ведения", являющегося приложением к разделительному балансу по состоянию на 01.10.1998 г., Управлению "Мосавтогаз" на правах хозяйственного ведения на баланс были переданы 20 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и одна ремонтно-складская база, в том числе АГНКС г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247), расположенная по адресу: Московская область, Серпуховский район, Бутурлинский с/о, д. Борисово.
Согласно свидетельству Территориального управления Минимущества России "Агентство федерального имущества по городу Москве" от 01.11.2001 г. N 008585 (реестровый N 07701680) и "Перечню объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Управлением "Мосавтогаз", являющемуся приложением к указанному свидетельству от 01.11.2001 г. N 008585 (реестровый N 07701680) и его неотъемлемой частью, объекты недвижимого имущества, входящие в состав АГНКС г. Серпухов, были закреплены на праве хозяйственного ведения за Управлением "Мосавтогаз" и внесены в реестр федерального имущества.
Удовлетворяя заявление Управления "Мосавтогаз" об установлении факта владения и пользования последним на праве хозяйственного ведения объектами недвижимого имущества, составляющими АГНКС г. Серпухов, арбитражный суд первой инстанции, установив, что недвижимое имущество АГНКС г. Серпухов было закреплено на праве хозяйственного ведения за Управлением "Мосавтогаз", исходил из того, что в связи с утратой правоустанавливающих документов у заявителя отсутствует возможность государственной регистрации права хозяйственного ведения на упомянутое имущество, кроме как на основании судебного акта об установления факта владения им на праве хозяйственного ведения объектами недвижимости, входящими в АГНКС г. Серпухов.
Вместе с тем арбитражный суд кассационной инстанции не может согласиться с указанным выводом арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявления Управления "Мосавтогаз" об установлении факта владения и пользования последним на праве хозяйственного ведения объектами недвижимого имущества, составляющими АГНКС г. Серпухов в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 3 ст. 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным или иным правовым нормативным актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права третьих лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Исходя из рекомендаций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 г. N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение", арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий:
1) если согласно закону факт порождает юридические последствия;
2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;
3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;
4) если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Из материалов дела и текста поданного Управлением "Мосавтогаз" заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, составляющим АГНКС г. Серпухов, усматривается, что Управление "Мосавтогаз" по делу просит установить факт принадлежности ему объектов недвижимого имущества, входящих в автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247), расположенную по адресу: Московская область, Серпуховский район, Бутурлинский с/о, д. Борисово на праве хозяйственного ведения, то есть просит о признании права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, а не об установлении юридического факта.
Между тем, требование о признании права, в том числе права хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит рассмотрению в порядке искового производства в соответствии со ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что соответствует рекомендациям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 информационного письма от 17.02.2004 г. N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение".
В силу положений п. 3 ст. 148, ч. 4 ст. 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает правомерным вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что требования Управления "Мосавтогаз" направлены на признание права хозяйственного ведения последнего на недвижимое имущество автомобильной газонаполнительной компрессорной станции г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247), расположенной по адресу: Московская область, Серпуховский район, Бутурлинский с/о, д. Борисово, то есть связаны с разрешением спора от праве на указанные объекты недвижимого имущества.
В этой связи судебная коллегия полагает правильным вывод арбитражного суда апелляционной инстанции об оставлении заявления Управления "Мосавтогаз" об установлении факта владения и пользования последним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без рассмотрения в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 148 и ч. 4 ст. 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены арбитражным судом кассационной инстанции в полном объеме и отклоняются ввиду их несостоятельности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены арбитражным судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, вынесенное по делу постановление арбитражного суда апелляционной инстанции принято при правильном применении норм процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2009 года по делу Арбитражного суда Московской области N А41-23114/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.К. Тихонова |
Судьи |
Л.В. Бусарова |
|
Э.Г. Хомяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела и текста поданного Управлением "Мосавтогаз" заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, составляющим АГНКС г. Серпухов, усматривается, что Управление "Мосавтогаз" по делу просит установить факт принадлежности ему объектов недвижимого имущества, входящих в автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247), расположенную по адресу: Московская область, Серпуховский район, Бутурлинский с/о, д. Борисово на праве хозяйственного ведения, то есть просит о признании права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, а не об установлении юридического факта.
Между тем, требование о признании права, в том числе права хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит рассмотрению в порядке искового производства в соответствии со ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что соответствует рекомендациям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 информационного письма от 17.02.2004 г. N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение".
В силу положений п. 3 ст. 148, ч. 4 ст. 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает правомерным вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что требования Управления "Мосавтогаз" направлены на признание права хозяйственного ведения последнего на недвижимое имущество автомобильной газонаполнительной компрессорной станции г. Серпухов (инвентарный номер 81-7247), расположенной по адресу: Московская область, Серпуховский район, Бутурлинский с/о, д. Борисово, то есть связаны с разрешением спора от праве на указанные объекты недвижимого имущества.
В этой связи судебная коллегия полагает правильным вывод арбитражного суда апелляционной инстанции об оставлении заявления Управления "Мосавтогаз" об установлении факта владения и пользования последним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без рассмотрения в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 148 и ч. 4 ст. 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 августа 2009 г. N КГ-А41/6860-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника