Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 августа 2009 г. N КА-А40/4800-09
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Антоновой М.К., Тетеркиной С.И.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИФНС России N 3 по г. Москве - Шишов Д.А. - дов. от 11.12.08 г. N 01-03/496д, Прядко А.Ю. - дов. от 12.05.09 г. N 05-24/003д
от ответчика ФГОУ "ВПО (Университет) "Мос. госконсерватория им. П.И. Чайковского" - Травкина Н.А. - дов. от 12.11.08 г. N 2, Шагинян Н.А. - дов. от 12.11.08 г. N 2
рассмотрев 13.08.2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГОУ "ВПО (Университет) "Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского" на решение от 26.12.2008 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Матюшенковой Ю.Л., на постановление от 01.04.2009 г. N 09АП-2120/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Сафроновой М.С., Румянцевым П.В., Нагаевым Р.Г., по делу NА40-53455/08-117-186 по иску (заявлению) ИФНС России N 3 по г. Москве о взыскании недоимки, пени, штрафа и встречному заявлению о признании недействительным решения в части к ФГОУ "ВПО (Университет) "Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского", установил:
решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2008 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.09 г., удовлетворены требования ИФНС России N 3 по г. Москве о взыскании с ФГОУ "ВПО (Университет) "Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского" недоимки по налогу на прибыль в размере 4.465.118 руб., пени в размере 2.073.843 руб. и штрафа в размере 211.212 руб.
В удовлетворении встречного заявления ФГОУ "ВПО (Университет) "Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского" о признании частично недействительным решения налогового органа от 20.03.2008 г. N 05-14с/356-211-339-22д-38 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284 и 286 АПК РФ в части выводов судов о взыскании с Учреждения недоимки по налогу, пеней и штрафа в связи с его кассационной жалобой, в которой ставится об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
В основание своей жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов представленным в материалы дела доказательствам.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела письменных объяснений в порядке ст. 81 АПК РФ.
Представитель заявителя не возражал против удовлетворения данного ходатайства.
Совещаясь на месте, руководствуясь ст. 81 АПК РФ, суд определил: приобщить к материалам дела письменные объяснения налогового органа на кассационную жалобу.
Налоговый орган в письменных объяснениях на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, как вынесенные с соблюдением требований действующего законодательства и соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судами при рассмотрении дела.
В заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы с учетом представленных письменных пояснениях, представители налогового органа возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой заявителем части.
Судами при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам выездной налоговой проверки проверки ФГОУ "ВПО (Университет) "Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского" за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г. ИФНС России N 3 по г. Москве 29.12.2007 г. составила акт N 14с/356-211-339 и 20.03.2008 г. вынесла решение N 05-14с/356-211-339-22д-38 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Выставленным в адрес налогоплательщика требованием N 2968д об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.04.2008 г. ИФНС России N 3 по г. Москве предложено уплатить в добровольном порядке начисленные указанным решением суммы налога, пени и штрафа.
Удовлетворяя требования налогового органа, суды обоснованно указали, что денежные средства в качестве дополнительного бюджетного финансирования, полученные от сдачи бюджетным учреждением в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и переданное ему в оперативное управление, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога на прибыль.
Налоговым органом в рамках выездной проверки установлено, что в 2004-2006 г.г. Учреждением получен доход от сдачи в аренду помещений, находящихся в федеральной собственности и переданных ему в оперативное управление, который при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывался.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Под прибылью для российских организаций понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Внереализационными доходами в силу ст. 250 НК РФ, в том числе, признаются доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленным ст. 249 Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав расходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 названной статьи определено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
При этом данное положение в соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса РФ имеет приоритетное значение перед принятыми федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22.06.2009 г. N 10-П, доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые - в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, - для целей главы 25 НК РФ отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы, к числу которых отнесены доходы от сдачи имущества в аренду (п. 4 ст. 250, абзац второй п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщики - бюджетные учреждения в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (абзац первый п. 1 ст. 321.1 НК РФ); налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой доходов, в том числе суммой внереализационных доходов, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац третий п. 1 ст. 321.1 НК РФ); к внереализационым расходам относятся, в частности, расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ); при этом сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению (абзац пятый п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
В силу приведенных законоположений участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче ими в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, относится для целей налогообложения к коммерческой деятельности бюджетных учреждений и влечет возникновение у них дохода от иных источников.
В свою очередь, Бюджетный кодекс РФ, квалифицируя средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, как доходы бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признает их неналоговым доходом бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (абзац второй п. 3 ст. 41, абзац второй ст. 42), что также свидетельствует об обязанности бюджетного учреждения произвести уплату налога на прибыль организаций с соответствующих доходов.
Следует учитывать, что целевое финансирование, целевые поступления в смысле Налогового кодекса Российской Федерации не тождественны осуществляемому в соответствии с бюджетным законодательством дополнительному бюджетному финансированию, хотя оно также носит строго целевой характер. Доходы федеральных образовательных учреждений от сдачи государственного имущества в аренду являются источником их дополнительного бюджетного финансирования, чем предопределяется использование доходов федерального бюджета и обеспечиваются финансовые гарантии надлежащего осуществления этими учреждениями возложенных на них публичных функций.
Тем самым реализуется бюджетное регулирование, распространяющееся на финансовые средства, которые поступили в доход федерального бюджета и с которых уже уплачены соответствующие налоги и сборы.
Следовательно, такое правовое регулирование не изменяет налогово-правовую квалификацию указанных средств и не выводит их из состава налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, положениями п. 4 части второй ст. 250 НК РФ, предусматривающего включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов от сдачи имущества в аренду, и абзаца второго п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, признаются неналоговым доходом бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, фактически введено налогообложение налогом на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества.
Действующее законодательное регулирование налогообложения налогом на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи переданного им в оперативное управление федерального имущества в аренду не обеспечивает определенность порядка самостоятельной уплаты ими данного налога и создает препятствия для реализации налоговой обязанности в общеустановленном порядке (путем представления платежного документа для отражения соответствующей операции по своему лицевому счету) как на момент зачисления арендной платы на счет Федерального казначейства, так и после ее отражения на лицевом счете бюджетного учреждения в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования.
При этом законодательно не установлен и какой-либо специальный порядок уплаты налога на прибыль организаций указанными бюджетными учреждениями, что свидетельствует о пробельности правового регулирования соответствующих отношений.
Следовательно, возложение на государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Судом кассационной инстанции принимается во внимание снижение судами в 4 раза штрафа, начисленного налоговым органом в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, с учетом наличия в его действиях смягчающих обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о взыскании с Учреждения недоимки по налогу на прибыль в размере 4.465.118 руб., пени в размере 2.073.843 руб. и штрафа в размере 211.212 руб., сделанными в соответствии с установленными при рассмотрении дела обстоятельствами, имеющимися в материалах дела доказательствами и действующим законодательством.
Доводу Общества о неправильном определении налогооблагаемой прибыли, исчисленной с дохода, полученного от сдачи в аренду федерального имущества, судами дана надлежащая правовая оценка с учетом положений п. 1 ст. 122 и ст. 321.1 НК РФ и установленных судами обстоятельств.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают установленные судами обстоятельства, а направлены на их переоценку, что в силу ст.ст. 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судами при рассмотрении спора правильно определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
В кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в части обжалуемой заявителем.
В соответствии со ст. 288 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда он содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.12.2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2009 г. по делу N А40-53455/08-117-186 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГОУ "ВПО (Университет) "Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.К. Антонова |
|
С.И. Тетеркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действующее законодательное регулирование налогообложения налогом на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи переданного им в оперативное управление федерального имущества в аренду не обеспечивает определенность порядка самостоятельной уплаты ими данного налога и создает препятствия для реализации налоговой обязанности в общеустановленном порядке (путем представления платежного документа для отражения соответствующей операции по своему лицевому счету) как на момент зачисления арендной платы на счет Федерального казначейства, так и после ее отражения на лицевом счете бюджетного учреждения в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования.
При этом законодательно не установлен и какой-либо специальный порядок уплаты налога на прибыль организаций указанными бюджетными учреждениями, что свидетельствует о пробельности правового регулирования соответствующих отношений.
Следовательно, возложение на государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Судом кассационной инстанции принимается во внимание снижение судами в 4 раза штрафа, начисленного налоговым органом в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, с учетом наличия в его действиях смягчающих обстоятельств.
...
Доводу Общества о неправильном определении налогооблагаемой прибыли, исчисленной с дохода, полученного от сдачи в аренду федерального имущества, судами дана надлежащая правовая оценка с учетом положений п. 1 ст. 122 и ст. 321.1 НК РФ и установленных судами обстоятельств."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2009 г. N КА-А40/4800-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника