Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 1997 г. N 72-Г97-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 21 ноября 1997 г. по кассационной жалобе Читинской областной Думы на решение судебной коллегии по гражданским делам Читинского областного суда от 22 сентября 1997 г. дело по заявлению прокурора Читинской области о признании недействительными пунктов 2 и 7 ст. 3, части 3 ст. 7 Закона Читинской области от 26 октября 1995 г. "О целевых бюджетных и внебюджетных фондах Читинской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.Б.А., объяснения представителя Читинской областной Думы В.Л.Н. (доверенность от 18.11.97 г. N ОД-1015), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.Л.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 октября 1995 г. Читинской областной Думой был принят Закон Читинской области "О целевых бюджетных и внебюджетных фондах Читинской области".
Пунктом 7 ст. 3 указанного закона установлено, что "в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 4 статьи 76) создание структурных подразделений федеральных внебюджетных фондов, затрагивающих интересы Читинской области, является предметом совместного ведения Российской Федерации и Читинской области. Положение (устав) подразделения федерального фонда вступает в силу на территории области с момента его утверждения Читинской областной Думой".
Пунктом 2 ст. 3 предусмотрено право представительного органа власти Читинской области принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов, средства на которые формируются, в частности, за счет целевых налогов сборов и иных платежей, установленных законодательными актами Российской Федерации и Читинской области, решениями областной Думы и органов местного самоуправления в рамках своей компетенции.
В ч. 3 ст. 7 данного закона установлена административная ответственность должностных лиц органов управления внебюджетными целевыми фондами за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, либо за нарушения, допущенные в использовании финансовых средств фондов, в размере от двукратной до двадцатикратной величины минимального размера оплаты труда.
Прокурор Читинской области обратился в суд с заявлением о признании указанных положений Закона Читинской области от 26 октября 1995 г. "О целевых бюджетных и внебюджетных фондах Читинской области" недействительными, указывая на то, что эти нормы противоречат федеральному законодательству и приняты с превышением полномочий представительного органа власти субъекта Российской Федерации.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Читинского областного суда от 22 сентября 1997 г. заявление прокурора было удовлетворено.
В кассационной жалобе Читинской областной Думы поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения не усматривает.
Оспариваемые нормы Закона Читинской области от 26 октября 1995 г. в соответствии с п.п. "а" п. 1 его ст. 3 распространяются на территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов, включая подразделения Государственного пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Фонда государственного социального страхования Российской Федерации, дорожных и экологических фондов.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что эти нормы приняты с превышением полномочий Читинской областной Думы, поскольку порядок создания указанных внебюджетных фондов регулируется федеральным законодательством, противоречить которому в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы субъекта Российской Федерации не могут.
Обоснованно сослался суд и на то, что в соответствии с п. "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность, к которой отнесены средства указанных фондов, находится в ведении Российской Федерации, а не в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и "Положением о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации", утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г. N 5132-1, средства Государственного фонда занятости формируются за счет четко определенных сборов и находятся в федеральной собственности.
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации также находятся в федеральной собственности и формируются в порядке, определенном ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и "Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. и Федерального закона от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ).
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан на основании Закона РФ от 25 декабря 1992 г. N 4231-1 "О страховых тарифах взносов в фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование граждан на первый квартал 1993 г." и "Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования", утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. N 4543-1. Его средства также находятся в федеральной собственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 4230-I"
На основании указанного Закона РФ от 25 декабря 1992 г. N 4231-1 создан Фонд социального страхования, средства которого являются федеральной собственностью. Порядок деятельности этого фонда определен постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.
Федеральный экологический фонд Российской Федерации создан на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I "Об охране окружающей природной среды", находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и действует в соответствии с "Положением о Федеральном экологическом фонде Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г. N 442.
Создание Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов Российской Федерации предусмотрено Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
При наличии специального федерального законодательства об указанных внебюджетных фондах субъект Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование их деятельности. В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" представительный орган власти субъекта Российской Федерации вправе принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов, но не вмешиваться в деятельность уже существующих федеральных внебюджетных фондов, причем средства на формирование этих вновь создаваемых территориальных фондов определены в указанном Законе и не могут изыматься из тех источников, за счет которых формируются федеральные внебюджетные фонды.
В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Полномочия представительных органов власти субъектов Российской Федерации перечислены в исчерпывающем перечне, приведенном в ст. 6 КоАП РСФСР. Введение административной ответственности за неисполнение должностными лицами внебюджетных фондов решений Читинской областной Думы выходит за рамки этого перечня и обоснованно признано судом незаконным.
Оснований к отмене правильного решения суда первой инстанции не имеется.
На основании п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Читинского областного суда от 22 сентября 1997 г. оставить без изменения; кассационную жалобу Читинской областной Думы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 1997 г. N 72-Г97-2
Текст определения официально опубликован не был