Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 337978-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - законопроект) подготовлен в связи с необходимостью приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Законопроект представляет собой пакет законодательных инициатив, направленных на формирование и закрепление механизма экономического стимулирования работодателей к реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, основным инструментом которого будет проведение специальной оценки условий труда.
Вносимые законопроектом поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривают введение в законодательство Российской Федерации об охране труда процедуры специальной оценки условий труда как основного инструмента для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда, замену процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда для работодателя декларированием соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда на основе результатов специальной оценки условий труда.
Изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается выделение наиболее опасных для жизни и здоровья работников нарушений законодательства об охране труда в отдельную статью 5.27.1, предусматривающую такие составы правонарушений в области охраны труда, как нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний, допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты и другие.
Также изменениями в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается существенное увеличение размера административных штрафов за указанные нарушения, а также "ступенчатое" наступление ответственности.
Новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает увеличение размера наказания за нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, включая ужесточение ответственности (до пяти лет лишения свободы) за нарушение требований охраны труда, если это повлекло по неосторожности гибель двух и более лиц.
В части пенсионного обеспечения законопроектом в качестве мер, стимулирующих работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения закрепляется положение, в соответствии с которым досрочное негосударственное пенсионное обеспечение будет осуществляться работодателем в пользу работника и с его согласия в силу существующих (существовавших) между ними трудовых отношений, на основе пенсионного договора.
Законопроектом предлагается освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам в случае формирования работодателями систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и формирования у работников прав на социальные гарантии в указанных системах с уплатой работодателями соответствующих взносов. Также законопроектом предусматривается, что правовые отношения работодателя и работников, возникающие в связи с заключением досрочного пенсионного договора и участием в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения работников, регулируются законодательством Российской Федерации, коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением, пенсионными правилами фонда, пенсионной программой работодателя и досрочным пенсионным договором.
Кроме того, законопроектом предусматривается сохранение за работником права на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования только в части, пропорционально уплаченным за него работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховым взносам по дополнительным тарифам. При этом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочных трудовых пенсий будут включаться периоды работы во вредных и (или) опасных условиях, за которые, с согласия работника, работодатель уплачивал пенсионные взносы в рамках созданной им системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Кроме того, в связи с введением специальной оценки условий труда законопроектом вводятся терминологические изменения в отдельные федеральные законы в области здравоохранения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в части внесения изменений в Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации не потребует увеличения расходов бюджетов всех уровней.
Изменения, вносимые в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в части взносов по дополнительным тарифам, установленным с 1 января 2013 г. в соответствии со статьей 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" повлекут увеличение поступлений в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 4,86 млрд. рублей в 2014 году и снижение поступлений от указанных взносов на 21,43 млрд. рублей в 2015 году.
Прогнозируемый объем поступлений дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в условиях действующего законодательства об обязательном пенсионном страховании составляет 48,23 млрд. рублей и 80,49 млрд. рублей в 2014 и 2015 годах соответственно.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов за исключением перечисленных в самом Федеральном законе.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
I. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда":
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2003 г. N 669 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью".
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 394 "Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией".
8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".
II. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда":
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об уполномоченных негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих досрочное негосударственное пенсионное обеспечение".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типовых пенсионных программ досрочного негосударственного пенсионного обеспечения".
III. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда":
постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 86 "Об утверждении рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации".
IV. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда":
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 639н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения".
V. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда":
1. Приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти "Об утверждении Порядка актуарного оценивания пенсионных программ работодателей при их регистрации, а также при внесении в них изменений".
2. Приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти "Об утверждении Типовых правил досрочного негосударственного пенсионного обеспечения".
3. Приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти "Об утверждении Типовых форм досрочного пенсионного договора".
4. Приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти "Об утверждении формы ежеквартального отчета негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, в уполномоченный федеральный орган".
5. Приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти "Об утверждении порядка уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченного федерального органа о вновь заключенных досрочных пенсионных договорах".
6. Приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти "Об утверждении формы предоставления негосударственным пенсионным фондом участникам досрочных пенсионных договоров информации о состоянии их именных пенсионных счетов и информации о результатах инвестирования средств для выплаты пенсий по досрочным пенсионным договорам, в том числе о суммах пенсионных взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования средств для выплаты этих пенсий".
7. Приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти "Об утверждении порядка регистрации пенсионной программы работодателя".
8. Приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти "Об утверждении форм отчетных документов, формируемых фондом по результатам сверки информации о размере средств для выплаты пенсий по досрочным пенсионным договорам, учтенных на именных пенсионных счетах участников, нарастающим итогом с общим объемом средств для выплаты пенсий по досрочным пенсионным договорам, включая сверку за прошедший финансовый год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.