Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подготовлен в целях дальнейшей гуманизации уголовно-процессуального законодательства.
Законопроект направлен на предоставление подозреваемому (обвиняемому, подсудимому), в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, возможности выезда из следственного изолятора или места отбывания домашнего ареста в связи со смертью или тяжелым заболеванием близких родственников.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 107 и 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрев, что лицам, подозреваемым (обвиняемым, подсудимым) в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, следователем (дознавателем), начальником подразделения дознания, руководителем следственного органа и судом могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы следственных изоляторов в сопровождении сотрудников федеральной службы исполнения наказания и за пределы мест отбывания домашнего ареста в сопровождении сотрудников федерального органа исполнительной власти осуществляющего контроль за нахождением подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста продолжительностью до двух суток, не считая времени в пути, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелое заболевание близкого родственника, угрожающее жизни больного), подтвержденными соответствующими документами.
Одновременно законопроектом предлагается урегулировать порядок подачи и рассмотрения ходатайств о необходимости предоставления такого кратковременного выезда.
При этом предусматривается, что расходы, связанные с кратковременным выездом подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), в отношении которого применена мера пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу в период предварительного расследования или судебного разбирательства, осуществляются за его счет.
Корреспондирующие изменения предлагается внести и в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Важно иметь в виду, что предлагаемые нормы не определяют безусловного права подозреваемых (обвиняемых, подсудимых) в совершении преступлений на краткосрочные выезды за пределы следственных изоляторов и мест отбывания домашнего ареста, а закрепляют исключение из общих условий, допускаемое с учетом личности и поведения подозреваемого (обвиняемого, подсудимого).
В настоящее время статья 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации содержит положение, согласно которому осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений, в том числе в связи с исключительными личными обстоятельствами такими как смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, лица отбывающие наказание по обвинительному приговору суда, имеют право на выезды за пределы исправительных учреждений, в том числе в связи с исключительными личными обстоятельствами.
Отсутствие положений о возможности подозреваемых (обвиняемых, подсудимых) в совершении преступлений на краткосрочные выезды за пределы следственных изоляторов и мест отбывания домашнего ареста ставит их в неравное положение по сравнению с лицами, в отношении которых уже вынесены обвинительные приговоры, тем самым нарушая конституционные принципы равенства всех перед законом и судом и презумпции невиновности.
Фактически установленный запрет на предоставление подозреваемому (обвиняемому, подсудимому) возможности выезда из следственного изолятора или места отбывания домашнего ареста в связи со смертью или тяжелым заболеванием близких родственников, не оправдан интересами защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, нарушает их конституционное право на уважение частной и семейной жизни и превращает содержание под стражей в наказание.
Согласно статье 23 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Право на сохранение неприкосновенности частной и семейной жизни, в том числе на неформальное общение, защищается законом в отношении каждого, т.е. оно распространяется и на лиц, которые лишены свободы в установленном законом порядке. Соблюдение законных интересов задержанных, заключенных под стражу или осужденных к лишению свободы по приговору суда предполагает, в частности, что они не могут быть полностью исключены из сферы общения людей, находящихся с ними в тесных личных, прежде всего родственных, отношениях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года N 1053-О-О).
Недопустимость полного запрещения контактов заключенного с семьей признается и международно-правовыми актами. Так, требование законодательной регламентации свиданий арестованных с родственниками вытекает из положений утвержденного Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 года Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, в силу которого задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется право на посещение его членами семьи и переписку с ними, возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и ограничениям, содержащимся в законе и установленных в соответствии с законом правилах.
В Постановлении от 28 сентября 2000 года по делу "Мессина (Messina) против Италии" Европейский Суд по правам человека указал, что, хотя содержание под стражей предполагает ограничение частной и семейной жизни, содействие со стороны администрации места содержания под стражей в поддержании действенных контактов заключенного с его близкими родственниками является важнейшим элементом права заключенного на уважение его семейной жизни
Таким образом, право на неприкосновенность частной и семейной жизни, находясь в общей системе гарантирующего его конституционно-правового и международно-правового регулирования, должно признаваться и обеспечиваться согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 133-О).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов д федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.