Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 340548-6 "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект внесен в качестве законодательной инициативы депутата Орловского областного Совета народных депутатов П. А. Меркулова.
Необходимость разработки и принятия данного законопроекта обусловлена тем, что государственная молодежная политика является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие, обеспечение конкурентоспособности молодежи и укрепление национальной безопасности.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
В настоящее время государственная молодежная политика нуждается в надежных конституционно-правовых гарантиях. Формирование и развитие отечественного законодательства о государственной молодежной политике - один из вопросов, который требует особого внимания со стороны как федеральных, так и региональных органов государственной власти.
При отсутствии базового "молодежного" закона не приходится говорить о полном конституционно-правовом признании государственной молодежной политики в России.
В настоящий момент в России до сих пор нет единого подхода к формированию системы законов, в которых находили бы отражение вопросы государственной молодежной политики. Это не позволяет говорить о системном отражении вопросов, касающихся молодежи и осуществления государственной молодежной политики, в федеральном законодательстве.
Отсутствует единый понятийный аппарат, связанный с реализацией государственной молодежной политики. Так, например, на федеральном уровне не существует таких понятий, как "государственная молодежная политика", "молодежный совещательный орган", нет единого понятия "молодая семья", нет четкого разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся сферы государственной молодежной политики.
Субъекты Российской Федерации имеют собственное законодательство о государственной молодежной политике и систему органов по делам молодежи, где введены различные понятия. Их введение обусловлено отсутствием или неоднозначностью трактовок соответствующих понятий в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
Все общественные отношения в сфере государственной молодежной политики в настоящее время опираются на Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", которое было принято еще в 1993 году. За прошедший период в стране произошли значительные изменения в законодательстве, экономике, политике, вследствие чего этот документ давно морально устарел.
Отсутствие единого правового акта, регулирующего правоотношения в сфере молодежной политики, создает трудности в работе органов государственной власти и местного самоуправления, в деятельности различных молодежных совещательных структур, молодежных общественных объединений, иных юридических и физических лиц, что негативно сказывается на реализации государственной молодежной политики в России.
Предлагаемый законопроект связан с необходимостью законодательно установить цели, задачи и принципы молодежной политики в Российской Федерации, разграничить полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, определить основы молодежной политики Российской Федерации, а также установить отдельные меры государственной поддержки молодежи и молодежных общественных объединений.
При этом в качестве основных целей стоит выделить, в частности, вовлечение молодежи в социальную практику и информирование молодежи о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
Указы Президента РФ, касающиеся структуры федеральных органов исполнительной власти, свидетельствуют о неопределенности формирования организационной структуры государственной молодежной политики, что вызвало необходимость - в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов молодежи в Российской Федерации, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами - создания единой вертикали органов государственной власти.
Впервые данный законопроект предлагает учреждение органа государственной власти "Уполномоченный по делам молодежи при Президенте Российской Федерации" и подготовку ежегодного доклада о положении молодежи в Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации.
Законопроект также определяет основные направления работы с молодежью в Российской Федерации, к которым отнесены трудоустройство, трудовое воспитание, квотирование рабочих мест для молодежи и социальная адаптация, меры социальной поддержки молодых семей, талантливой молодежи и молодежных общественных объединений, решение жилищных проблем молодежи, исследование проблем молодежи, а также участие молодежи в формировании и реализации молодежной политики.
В связи с этим необходимо определить круг субъектов и их компетенцию, основные принципы и приоритетные направления, а также меры и механизмы реализации государственной молодежной политики, создать единое правовое поле для работы в данной сфере.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации"
Отдельные положения предлагаемого к рассмотрению проекта федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" уже определены и реализовываются Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р, где разделом VI предусмотрено, что финансирование мероприятий по реализации Стратегии осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию молодежной политики федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий субъектам Российской Федерации и организациям любых организационно-правовых форм.
Учреждение органа государственной власти "Уполномоченного по делам молодежи при Президенте Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета в связи с перераспределением части полномочий между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (в отношении лиц в возрасте от 18 до 30 лет) и Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации (в отношении лиц в возрасте от 14 до 18 лет, а в отношении детей - сирот до 23 лет), и передачи вышеперечисленных полномочий для реализации Уполномоченному по правам молодежи при Президенте Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" потребует признания утратившими силу:
1) Закона СССР от 16 апреля 1991 года N 2114-1 "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 19, ст. 53);
2) Постановления Верховного Совета СССР от 16 апреля 1991 года N 2115-1 "О введении в действие Закона СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, N 19, ст. 534);
3) Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст. 903).
2. В связи с принятием Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" необходимо внести изменения в:
1) Федеральный конституционный закон Российской Федерации "Об Уполномоченном по правам человека";
2) Жилищный кодекс Российской Федерации;
3) Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы";
4) другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.