Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 23 мая 2013 г. N 55/3.1
на проект федерального закона N 223180-6 "О внесении изменения в часть 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции"
(в части возложения на полицию обязанности по осуществлению розыска и задержанию граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов),
внесен Законодательным Собранием Забайкальского края
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 223180-6 "О внесении изменения в часть 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции", внесенный Законодательным Собранием Забайкальского края, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается возложить на полицию обязанность осуществлять розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
По мнению субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, его принятие устранит возникшее противоречие между Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции") и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), в соответствии с пунктом 3 статьи 4 последнего из названных которого органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
Статья 2 Федерального закона "О полиции" содержит исчерпывающий перечень направлений деятельности полиции, в том числе предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и розыск лиц.
Для выполнения указанной деятельности полиция наделена соответствующими правами и обязанностями (глава 3 Федерального закона "О полиции"). Кроме того, Федеральный закон "О полиции" предусматривает применение полицией отдельных мер государственного принуждения (глава 4).
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан в мирное время предусматривает, в том числе, воинский учет, призыв на военную службу и на военные сборы.
Частью первой статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат должны направить соответствующие материалы в территориальные органы Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса о привлечении граждан к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона "О полиции" на полицию возложена обязанность осуществлять розыск лиц, совершивших преступления, подозреваемых и обвиняемых в их совершении, и предоставлено право задерживать их по основаниям, в порядке и на срок, предусмотренный уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопрос осуществления полицией розыска и задержания граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу (то есть совершивших уголовно наказуемое деяние), Федеральным законом "О полиции" уже урегулирован и в этой части Комитет Государственной Думы по обороне согласен с мнением Правительства Российской Федерации об избыточности проектируемого положения законопроекта.
Неисполнение гражданином обязанностей в области воинского учета относится к административным правонарушениям, ответственность за которые установлена статьей 21.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статьями 27.2. и 27.3. КоАП РФ предусмотрены полномочия полиции по доставлению и задержанию граждан, совершивших любые административные правонарушения, при обращении к ним соответствующих должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы административных правонарушениях, что учтено в Федеральном законе "О полиции" (пункт 8 части 1 статьи 13 и пункт 5 части 2 статьи 14). В соответствии со статьями 23.11. и 28.3. КоАП РФ составление протоколов об административных правонарушениях в области воинского отнесено к компетенции соответствующих должностных лиц военных комиссариатов. При этом следует учитывать, что такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как розыск лиц, совершивших административные правонарушения, КоАП РФ не предусматривает. Следовательно, возложение на полицию обязанности осуществлять розыск лиц, совершивших административные правонарушения в области воинского учета, должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в КоАП РФ. А поскольку внесение изменений в КоАП РФ статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рассмотрение законопроекта в Государственной Думе должно осуществляться в особом порядке в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Регламентом Государственной Думы.
Вместе с тем, проблему обеспечения явки граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, следует признать актуальной.
Уголовная ответственность граждан за уклонение от призыва на военную службу установлена частью первой статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 3 апреля 2008 года N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы", во всех случаях рассмотрения уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу, судам следует обращать внимание на то обстоятельство, что призывник должен быть надлежащим образом оповещен о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу - под расписку и только установленными законодательством лицами (абзац первый пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Учитывая это, для того, чтобы избежать привлечения к ответственности за уклонение от призыва на военную службу, по существу совершая такое преступление, гражданину достаточно не получать повестку военного комиссариата под расписку, в том числе и путем прямого отказа от этого (справочно: количество граждан, уклоняющихся от получения повестки в 2012 году составило более 200 тыс. чел.).
На сегодняшний день, несмотря на то, что абзацем вторым пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата, такое полномочие полиции Федеральным законом "О полиции" не предусмотрено.
Законопроект же положений, направленных на соотнесение указанных норм, не предусматривает.
Кроме того, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, по мере развития гражданского общества, роста гражданской ответственности и самостоятельности граждан необходимо стремится к отказу от существующей зависимости наступления ответственности за уклонение от призыва на военную службу и неисполнение обязанностей в области воинского учета от факта получения гражданами повесток военного комиссариата, и возложению на них ответственности за неисполнение обязанности самостоятельной явки на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект.
Председатель Комитета |
В.П. Комоедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.