Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 285038-6 "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки граждан),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 17 июня 2013 года (протокол N 100, пункт 68) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 285038-6 "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки граждан), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) новым пунктом 2.1 и установить, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении мер социальной поддержки категориям граждан, социальная поддержка которых отнесена к их полномочиям, вправе устанавливать критерии нуждаемости в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Также предусматривается изложить в новой редакции часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ, фактически дополнив ее положением, в соответствии с которым предусмотренные данной частью дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан могут устанавливаться, в том числе исходя из критериев нуждаемости.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
В соответствии с положениями части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. повышение адресности социальной поддержки граждан является одним из основных условий оптимизации структуры расходов федерального бюджета. При этом для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан.
Кроме того, государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2553-р в рамках реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 г., определено, что развитие системы мер социальной поддержки отдельных категорий граждан должно осуществляться путем дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации определять категории граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи, и устанавливать критерии нуждаемости в мерах социальной поддержки.
Тем самым, предлагаемые законопроектом изменения направлены на реализацию указанных положений и в целом заслуживают поддержки.
Однако необходимо учесть, что в законодательстве Российской Федерации не определено, что понимается под критериями нуждаемости, и указанная неопределенность, по мнению Комитета, может вызвать сложности в применении данной нормы на практике и однозначном ее толковании органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем полагаем, что указанное замечание может быть учтено в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 285038-6 "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации мер социальной поддержки граждан), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.