Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 348685-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи"
Досье на проект федерального закона
Целью данного законопроекта является повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации путем устранение общеизвестных проблем, связанных с использованием и фиксацией случаев нарушений Правил дорожного движения в Российской Федерации (далее - ПДД РФ) специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства видеонаблюдения и фиксации). В современных условиях при постоянном увеличении на дорогах количества транспортных средств положения статьи 2.6.1 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в действующей редакции становятся неэффективны, поскольку уже не соответствуют ни государственной политики дорожной безопасности, ни установленной в административном праве презумпции невиновности, ни общепринятой международной практике применения технических средств видеонаблюдения и фиксации.
В настоящее время в Российской Федерации практика применения "фото-видео-радаров" по-прежнему исходит из приоритета фиксирования только регистрационного номера транспортного средства при нарушении ПДД РФ. Информация со снимком данного номера поступает в центр обработки данных, где в базе данных электронная система по номеру автомобиля находит собственника (владельца) транспортного средства, его регистрационные данные, на основании которых и выносится административное наказание нарушителю в соответствии с указанными нормами КоАП РФ.
Концепция предлагаемого законопроекта в части изменений статьи 2.6.1 КоАП РФ предусматривает приоритет привлечения к административной ответственности именно водителя транспортного средства при нарушении управляемым им транспортным средством ПДД РФ на основании фото-видео-материала, полученного с применением специального технического средства, работающего в автоматическом режиме. Данная позиция обусловлена тем, что физические лица (водители), допускающие нарушения ПДД РФ, фактически уже на месте, в момент правонарушения необоснованно "освобождаются" от ответственности, если управляют транспортными средствами, принадлежащими иным лицам (юридическим и физическим). Подобное положение не содействует ни политике административной ответственности, ни превентивной роли административных санкций и, при весьма низких штрафных санкциях, не стимулирует таких "водителей" к соблюдению установленных ПДД РФ, то есть не решает задач, предусмотренных неотвратимостью наказания именно виновных физических лиц в условиях использования транспортных средств для пассажирских и грузовых перевозок. В этой связи новации в статье 2.6.1 КоАП РФ предусматривают конкретные формулировки, устраняющие пробелы правового регулирования, в том числе пробелы профилактики такого правонарушения высокой общественной опасности, как превышение скоростного режима, являющегося основной причиной массовой и одиночной гибели и травмирования на дорогах и улицах населенных пунктов "людей всех возрастов и социальных положений", число которых пока не снижается. При этом эффективность работы установленных на дорогах (улицах) специальных "камер" (в неофициальном обиходе: фото-видеорадаров), фиксирующих только номера транспортных средств, остается невысокой, так как к административной ответственности привлекаются не конкретные физические лица (водители), которые "совершают" такие административные правонарушения, а собственники либо владельцы транспортных средств, что как с фактической стороны, так и с правовой противоречит презумпции невиновности, предусмотренной статьей 1.5 КоАП РФ, где часть первая гласит: "Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина".
Если в отношении граждан как водителей, в случаях нарушения ими ПДД РФ, фиксируемых техническими средствами видеонаблюдения (фото-видео-радарами), правовых сомнений не возникает, то имеется серьезная проблема, связанная с возможностью привлечения только исключительно юридических лиц (предпринимателей), как собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности за правонарушения, которые они объективно совершить не могут (например, определение Конституционного Суд Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 1286-0). Юридические лица "в своём несогласии" обоснованно ссылаются и на презумпцию невиновности, и на соответствующие положения Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 19 и 46, части 2 статьи 54 и 56). Поэтому существует объективная необходимость внесения ряда изменений и уточняющих корректировок в действующее законодательство, в том числе в отношении норм федеральных законов, предлагаемых законопроектом. Так, изменения, вносимые в статью 2.6.1 КоАП РФ, предусматривают и изменение норм Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Кроме того законопроектом предлагается установить правовое определение понятия "техническое средство видеонаблюдения и фиксации", а также предоставить право участникам дорожного движения на ознакомление на специальной странице сайта в сети Интернет по запросам участников дорожного движения в целях доступности к видео-фото изображениям номеров транспортных средств (при технической возможности - лиц водителя транспортного средства, пешехода, места нарушения правил дорожного движения Российской Федерации), с указанием времени, даты совершенных с их участием и зафиксированных техническими средствами видеонаблюдения и фиксации фактов дорожно-транспортных нарушений, и ряд уточнений, соотносимых с предложенными новациями статьи 2.6.1 КоАП РФ.
С этими же новациями связано и внесение дополнений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", так как уточняется и специально закрепляется нормами закона то, что не требуется согласие гражданина на фото-видео фиксацию его личности (лица) техническими средствами видеонаблюдения и фиксации при совершении дорожных правонарушений как участника дорожного движения. Данная новация соответствует части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в той части, когда это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц на безопасность дорожного движения на дорогах и в населенных пунктах.
Концепция законопроекта также предлагает освобождение от административной ответственности собственника (владельца) транспортного средства специального подвижного состава (в том числе автомобиля скорой медицинской помощи соответствующего класса) при фиксации административного правонарушения техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, предусмотрев взамен вынесения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ направление данному собственнику (владельцу) материалов, подтверждающие факт фиксации административного правонарушения, для сведения (уведомления) и внутреннего контроля исполнения трудовых правоотношений физическим лицом (водителем), фактически управлявшим данным специальным транспортным средством в момент указанной фиксации административного правонарушения.
Кроме того, в целях повышения эффективности применения технических средств фото- и киносъемки, видеозаписи (фото-видео-радаров) и усиления превентивности административных штрафов за данное правонарушение ПДД РФ, предлагается дополнить статью 12.9 КоАП РФ усилением административной ответственности за превышение скоростного режима через применение повышающего коэффициента - 10 за каждое последующее нарушение скоростного режима, при этом в геометрической пропорции, без ограничения. Поскольку в настоящих условиях, например, для достижения "потолка" - 10 тысяч рублей неоплаченных штрафов (долгов) в вопросе разрешения выезда за рубеж, штраф, предусмотренный частью 1 статьи 12.9 КоАП РФ в размере 100 рублей, можно "копить" и не выплачивать до 100 нарушений, то есть совершать правонарушение каждые три дня на протяжении года. Подобная ситуация явно не соответствует даже простой логике превентивно-штрафной административной политики государства за это социально высоко опасное правонарушение в области дорожного движения.
Таким образом, предполагается, что принятием данного законопроекта достигается цель - улучшить безопасность дорожного движения в Российской Федерации, а также повысить ответственность непосредственно водителя транспортного средства, а не юридического лица.
Следует отметить, что в зарубежных государствах для фиксации случаев нарушений правил дорожного движения и наложения административно-правовых штрафов широко применяются "фото-видеорадары". Однако, например, в Федеративной Республике Германии, где уже более трех десятков лет их применяют и совершенствуют - штрафуют только совершившего нарушение водителя, зафиксированного на камере, а не владельца транспортного средства. Этим же путем идут, например, соседняя Литва и другие зарубежные страны.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с вопросом административной правовой ответственности за нарушения правил дорожного движения Российской Федерации по результатам их фиксации техническими средствами фото- и киносъемки, видеозаписи" не потребует признания утративших силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
В то же время, при вступлении в силу настоящего Федерального закона потребуется уточнение ряда правовых актов, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", а также уточнение положений ряда судебных актов по вопросу применения части 1 статьи 2.6.1. Кодекса административных правонарушениях Российской Федерации (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. п. 2 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса административных правонарушениях Российской Федерации").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.