Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 348502-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Формирование проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее соответственно - законопроект, ФОМС) осуществлялось в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и другими документами, определяющими дальнейшее развитие и усиление роли обязательного медицинского страхования.
Основные параметры бюджета ФОМС на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (по варианту 1), разработанными Минэкономразвития России.
Сокращение фонда заработной платы в новом прогнозе против прогноза от 20 мая 2013 г. на 2014 год в размере 266 млрд. рублей, на 2015 год - 804 млрд. рублей, на 2016 год - 1 369 млрд. рублей, сказалось на уменьшении доходов бюджета Фонда по сравнению с основными характеристиками бюджета ФОМС, одобренными Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 22).
Расчет показателей бюджета ФОМС производился в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, исходя из численности застрахованных граждан по состоянию на 1 апреля 2013 г. в количестве 143,5 млн. человек, в том числе неработающего населения - 86,5 млн. человек. Это также обусловило некоторое отличие его показателей от основных характеристик бюджета ФОМС, расчет которых осуществлялся по прогнозной оценке численности застрахованного населения, в том числе в части объемов взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, размера субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования и средств нормированного страхового запаса.
Бюджет ФОМС на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сбалансирован по доходам и расходам.
Доходы
Прогноз доходов бюджета ФОМС на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов произведен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета ФОМС планируется в сумме:
на 2014 год - 1 240,1 млрд. рублей,
на 2015 год - 1 452,0 млрд. рублей,
на 2016 год - 1 521,3 млрд. рублей.
Основная часть планируемых доходов (в 2014 году - 97,7%, в 2015 - 98,4%, в 2016 году - 98,3%) будет обеспечена поступлениями страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2014 -2016 годы планируются на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков.
В 2014 - 2016 годах уплата страховых взносов в бюджет ФОМС на ОМС работающего населения осуществляется по тарифу 5,1% с выплат в пользу физических лиц до установленной предельной величины облагаемой базы. Предельная величина облагаемой базы для начисления страховых взносов в 2014 году составит 624 тыс. рублей, в 2015 году - 678 тыс. рублей, в 2016 году - 740 тыс. рублей.
Расчет поступления страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлен исходя из фонда заработной платы по прогнозу Минэкономразвития России на 2014 год в сумме 18 017 млрд. рублей, на 2015 год - 19 464 млрд. рублей, на 2016 год - 21 122 млрд. рублей., коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 0,853, рассчитанного на основании фактического поступления страховых взносов на ОМС, сложившегося по итогам истекшего года, и коэффициента сбора (96%), исходя из фактического уровня сбора за последние три года.
Повышение коэффициента корректировки фонда заработной платы для расчета поступления страховых взносов в бюджет Фонда с 0,839 до 0,853 в результате уточнения в прогнозе фактического фонда заработной платы за 2012 год в размере 14 667 млрд. рублей (по прогнозу был 14 910 млрд. рублей) обеспечит в 2014 году увеличение поступления страховых взносов на 15,8 млрд. рублей против основных характеристик, тогда как в 2015 году из-за резкого сокращения фонда заработной платы планируется снижение размера страховых взносов на 10,9 млрд. рублей, в 2016 году - на 32 млрд. рублей.
В целом поступление страховых взносов на ОМС работающего населения в бюджет ФОМС планируется в сумме:
на 2014 год - 733,2 млрд. рублей,
на 2015 год - 797,7 млрд. рублей,
на 2016 год - 864,9 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по полному тарифу (5,1%) планируется в сумме:
на 2014 год - 705,4 млрд. рублей,
на 2015 год - 785,9 млрд. рублей,
на 2016 год - 852,8 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации пониженные тарифы страховых взносов (сельскохозяйственные товаропроизводители; организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог; организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности или об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, использующие труд инвалидов; организации средств массовой информации; хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и др.) планируется в сумме:
на 2014 год - 18,7 млрд. рублей,
на 2015 год - 2,7 млрд. рублей,
на 2016 год - 3,0 млрд. рублей.
Поступления страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитаны исходя из стоимости страхового года, численности данной категории плательщиков и планируются на 2014 - 2016 годы в сумме 9,1 млрд. рублей ежегодно.
Размер учтенных в бюджете ФОМС межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков на 2014 год составит 28,6 млрд. рублей, на 2015 год - 23,9 млрд. рублей, на 2016 год - 25,95 млрд. рублей.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" и статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Расчет произведен исходя из численности неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2013 г. в количестве 86,5 млн. человек по данным регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Единый тариф страховых взносов на ОМС неработающего населения с учетом коэффициента 0,9 на 2014 год составит 16 978,1 рублей. На 2015 и 2016 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рублей, установленного статьей 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения планируется в размерах:
на 2014 год - 478,3 млрд. рублей,
на 2015 год - 630,4 млрд. рублей,
на 2016 год - 630,4 млрд. рублей.
Поступление недоимок по страховым взносам, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленных на указанные недоимки пеней и штрафов планируется в сумме:
на 2014 год - 3,7 млн. рублей,
на 2015 год - 3,0 млн. рублей,
на 2016 год - 2,4 млн. рублей.
Расходы
Общий объем расходов бюджета ФОМС на 2014 год составит 1 240,1 млрд. рублей, на двухлетний плановый период соответственно 1 452,0 млрд. рублей и 1 521,3 млрд. рублей.
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете ФОМС предусмотрены субвенции в сумме:
на 2014 год - 1 174,3 млрд. рублей,
на 2015 год - 1 430,5 млрд. рублей,
на 2016 год - 1 494,9 млрд. рублей.
На 2014 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации (приложение 5 к законопроекту).
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен в соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", исходя из численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и других показателей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования". Расчет субвенции произведен на численность застрахованных лиц по данным регистра на 1 апреля 2013 года в количестве 143,5 млн. человек, подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2014 год в размере 6 962,5 рубля, на 2015 год - 8 481,5 рубля, установленного постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 г. N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", на 2016 год - 8 863,2 рубля, определенного по уровню инфляции 1,045, и коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации, рассчитанного в соответствии с единой методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462.
Распределение субвенций из бюджета ФОМС на 2014 год произведено с учетом предельного значения коэффициента заработной платы в субъекте Российской Федерации в размере 1,7, что позволит в значительной степени учесть существенные различия по уровню заработной платы в субъектах Российской Федерации. В целях приведения в соответствие данного предложения с нормами законодательства одновременно с настоящим законопроектом вносится соответствующее изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462, в части увеличения предельного значения указанного коэффициента с 1,5 до 1,7.
Повышение предельного значения коэффициента заработной платы до 1,7 обеспечит прирост субвенции по городу Москве на 10,4 млрд. рублей.
За счет субвенции планируется:
увеличить финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
поэтапно повышать оплату труда медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сфере ОМС, в целях реализации к 2018 году Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
проводить диспансеризацию работающих граждан, а также пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Размер субвенции включает, в том числе финансовое обеспечение стимулирующих выплат медицинским работникам, ранее осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета ФОМС, предусмотренных на следующие цели:
оплату труда медицинского персонала в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей);
денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи;
дополнительные стимулирующие выплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, участвовавшим в 2011-2012 годах в реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
В целях повышения эффективности расходов на здравоохранение и оптимизации сети медицинских организаций осуществляется расширение и усиление роли первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, при сокращении объемов более дорогостоящей медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
За счет средств ОМС обеспечиваются расходы по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), входящей в базовую программу ОМС.
С 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, помимо вышеперечисленных направлений расходования субвенции, в базовую программу ОМС должна быть включена высокотехнологичная медицинская помощь.
В целях усиления профилактической направленности в оказании медицинской помощи для раннего выявления заболеваний за счет субвенции планируется проведение диспансеризации различных групп населения.
Проектом закона предлагается остатки средств бюджета ФОМС на 1 января 2014 г., образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2013 году, направить в 2014 году на те же цели.
Проектом закона предусматривается направить в 2014 году остатки средств бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2014 г., образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, на пополнение нормированного страхового запаса ФОМС.
В целях улучшения демографической ситуации планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в сумме по 19,03 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов (приложения 3, 4 к законопроекту).
В составе бюджета ФОМС на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован нормированный страховой запас (приложения 3, 4 к законопроекту) в сумме:
на 2014 год - 46,0 млрд. рублей,
на 2015 год - 1,7 млрд. рублей,
на 2016 год - 6,6 млрд. рублей.
Частью 1 статьи 5 законопроекта установлены цели направления средств нормированного страхового запаса.
На обеспечение целевых мероприятий ФОМС, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 714,8 млн. рублей, в 2015 году - 741,9 млн. рублей, в 2016 году - 725,3 млн. рублей. При этом расходы на закупку товаров, работ и услуг сокращаются на 5 и более процентов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Проект Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на 2014 год в сумме 1 240,1 млрд. рублей и на плановый период: 2015 год в сумме 1 452,0 млрд. рублей и 2016 год в сумме 1 521,3 млрд. рублей.
Суммы бюджетных ассигнований, получаемых из федерального бюджета, соответствуют предельным объемам бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2014 - 2016 годы, передаваемым бюджету ФОМС, учтены в бюджете ФОМС на 2014 год в размере 28,6 млрд. рублей, на 2015 год - 23,9 млрд. рублей, на 2016 год - 25,95 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета ФОМС на 2014 год в сумме 1 240,1 млрд. рублей, на 2015 год - 1 452,0 млрд. рублей и 2016 год - 1 521,3 млрд. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, на 2014 год предлагается утвердить в сумме 1 174,3 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается в 2014 - 2016 годах ежегодно перечислять по 19,03 млрд. рублей бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату родовых сертификатов.
Показатели проекта закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" сбалансированы.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.