Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Формирование бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов осуществлено на основе положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Основных направлений бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 4 июля 2013 г., налогового законодательства и законодательства по обязательному социальному страхованию с учетом исполнения Фондом функций и задач, установленных федеральными законами "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и другими законами, а также с учетом исполнения Фондом отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Исходной базой составления бюджета Фонда являются основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и ожидаемые итоги исполнения бюджета Фонда за 2013 год, рассчитанные на базе показателей первого полугодия текущего года.
При подготовке проекта бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов использованы следующие показатели:
фонд заработной платы: на 2014 год - 18 017 млрд. рублей, на 2015 год - 19 464 млрд. рублей и на 2016 год - 21 122 млрд. рублей;
номинальная среднемесячная заработная плата: на 2014 год - 33 104 рублей, на 2015 год - 35 954 рублей и на 2016 год - 39 245 рублей,
индекс потребительских цен: на 2014 - 105,0%, на 2015 - 2016 годы - 104,5%;
рост рождаемости принят по данным Минтруда России (письмо от 26.02.2013 N 12-6/449): на 2014 год - 1,0088 (число родившихся 1 840 тыс. чел.), на 2015 год - 1,0049 (число родившихся 1 849 тыс. чел.), на 2016 год - 0,9957 (число родившихся 1 841 тыс. чел.).
Доходная часть бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирована в соответствии с нормами Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других нормативных правовых актов.
Расходы бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов определены в соответствии с нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законодательства в части страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
(млн. рублей) | |||
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
Доходы - всего |
565023,0 |
608395,9 |
658601,4 |
Расходы - всего |
564917,2 |
621583,3 |
672972,6 |
Профицит (+)/дефицит (-) |
105,8 |
- 13 187,4 |
- 14 371,2 |
Доходы бюджета Фонда прогнозируются:
на 2014 год в сумме 565 023,0 млн. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 436 684,3 млн. рублей, из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 14 840,0 млн. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 95 417,1 млн. рублей; за счет средств, передаваемых бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий: из федерального бюджета - 13891,6 млн. рублей, из бюджета ФФОМС - 19 030,0 млн. рублей;
на 2015 год в сумме 608395,9 млн. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 471 718,6 млн. рублей, из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 13 950,0 млн. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 102 947,0 млн. рублей; за счет средств, передаваемых бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий: из федерального бюджета - 14 700,3 млн. рублей, из бюджета ФФОМС - 19 030,0 млн. рублей;
на 2016 год в сумме 658 601,4 млн. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 511 884,0 млн. рублей, из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 15 230,0 млн. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 111 620,1 млн. рублей; за счет средств, передаваемых бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий: из федерального бюджета - 16 067,4 млн. рублей, из бюджета ФФОМС - 19 030,0 млн. рублей.
Данные параметры определены с учетом передачи финансового обеспечения выплаты пособий гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на уровень субъектов Российской Федерации с 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Распределение бюджетных ассигнований, передаваемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов приведено в приложении N 1 к пояснительной записке.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, предусматриваются:
на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в размерах, сверх установленных законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в 2014 году - в сумме 21,0 млн. рублей, в 2015 году - 23,5 млн. рублей, в 2016 году - 25,7 млн. рублей;
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (кроме зубных протезов) в 2014 - 2015 годах в сумме 8 999,5 млн. рублей и в 2016 году - 9 500,0 млн. рублей, из них на расходы по осуществлению указанных полномочий соответственно по годам - 675,6 млн. рублей, 679,4 млн. рублей и 683,3 млн. рублей. Объемы средств определены с учетом исключения объемов средств для субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по данному направлению;
на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размерах, сверх установленных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие указанного Закона, в 2014 году - в сумме 2 662,1 млн. рублей, в 2015 году - в сумме 3 159,7 млн. рублей и в 2016 году - в сумме 3 683,3 млн. рублей;
на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов в 2014 году - в сумме 27,8 млн. рублей, в 2015 году - в сумме 33,9 млн. рублей и в 2016 году - в сумме 40,6 млн. рублей;
на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов в 2014 году - в сумме 0,6 млн. рублей, в 2015 году - в сумме 0,7 млн. рублей и в 2016 году - в сумме 0,8 млн. рублей;
на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в 2014 году - в сумме 2 180,6 млн. рублей, в 2015 году - в сумме 2 483,0 млн. рублей и в 2016 году - в сумме 2 817,1 млн. рублей.
Помимо средств федерального бюджета на исполнение Фондом вышеперечисленных государственных полномочий проектом бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков на 2014 год - 14 840,0 млн. рублей, на 2015 год - 13 950,0 млн. рублей и на 2016 год - 15 230,0 млн. рублей. Указанные объемы учитывают дополнительный объем средств федерального бюджета в связи с сохранением в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" на 2014 - 2016 годы пониженного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации для субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также в связи с изменением условий применения пониженного тарифа страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами средства на реализацию мер социальной поддержки граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, законопроектом не предусмотрены и будут определены после выявления числа граждан, которые не воспользовались правом отказа от набора социальных услуг, и будут включены в бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в закон.
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрены в рамках реализации национального проекта "Здоровье" на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в начальный период его жизни, в сумме 19 030,0 млн. рублей ежегодно на 2014 - 2016 годы. Указанный объем средств определен с учетом сохранения в 2014 - 2016 годах стоимости "Родового сертификата" на уровне 2013 года в размере 11,0 тыс. рублей.
Бюджет Фонда на 2014 сформирован с профицитом в сумме 105,8 млн. рублей, на 2015 - 2016 годы с дефицитом в сумме 13 187,4 млн. рублей и 14 371,2 млн. рублей соответственно по годам. В 2014 - 2016 годах в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируется дефицит в сумме 13 593,4 млн. рублей в 2014 году, в сумме 27 913,1 млн. рублей в 2015 году и в сумме 30 781,8 млн. рублей в 2016 году; в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с профицитом.
Для обеспечения сбалансированности бюджета Фонда в 2014 - 2016 годах в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда предусмотрено привлечение прогнозируемого на 1 января 2014 г. остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, привлекаемого в сумме 13 593,4 млн. рублей в 2014 году, в сумме 27 913,1 млн. рублей в 2015 году и в сумме 30 781,8 млн. рублей в 2016 году.
Доходы
В проекте бюджета Фонда предусматривается поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (включая пени и штрафы) в 2014 году в сумме 421 558,2 млн. рублей, в 2015 году - в сумме 457 488,5 млн. рублей и в 2016 году - в сумме 496 379,8 млн. рублей.
При определении указанных объемов страховых взносов учтено сохранение на 2014 - 2016 годы пониженного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации для субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, на уровне 2013 года (в размере 0%).
В целом расчеты произведены исходя из:
базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в расчете на год: 624 000 рублей - в 2014 году, 678 000 рублей - в 2015 году и 740 000 рублей в 2016 году;
доли застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы в размере 84,3% в 2014 - 2016 годах;
следующих тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков:
(%) | |||
Наименование плательщиков |
Тариф страхового взноса |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Все плательщики, за исключением плательщиков, указанных в статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
Сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением плательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог) |
2,4 |
2,9 |
2,9 |
Организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог |
2,4 |
2,9 |
2,9 |
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организации, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Организации, использующие труд инвалидов, и общественные организации инвалидов |
2,4 |
2,9 |
2,9 |
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом деятельности которых являются перечисленные в п. 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Аптечные организации, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Доходы от страховых взносов определены путем применения установленного размера тарифа к соответствующему застрахованному фонду заработной платы с учетом влияния коэффициента полноты сбора страховых взносов. Коэффициент полноты сбора страховых взносов прогнозируется на уровне 0,99 в 2014 - 2016 годах.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов принят средневзвешенный по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,53% к начисленной по всем основаниям оплате труда. Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2014 год в объеме 93 861,0 млн. рублей, на 2015 год - 101 399,3 млн. рублей и на 2016 год - 110 036,8 млн. рублей.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят на уровне 0,98 на 2014 - 2016 годы.
Параметры доходов бюджета Фонда приведены в приложении N 2 к пояснительной записке.
Расходы
Расходы бюджета Фонда предусмотрены:
на 2014 год в сумме 564 917,2 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 450 277,8 млн. рублей (или 79,7% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 81 717,9 млн. рублей (или 14,5% от общих расходов);
на 2015 год в сумме 621 583,3 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 499 631,7 млн. рублей (или 80,4% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 88 221,3 млн. рублей (или 14,2% от общих расходов);
на 2016 год в сумме 672 972,6 млн. рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 542 665,7 млн. рублей (или 80,6% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 95 209,4 млн. рублей (или 14,1% от общих расходов).
Расходы на исполнение отдельных государственных полномочий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрены на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в объемах поступлений, предусмотренных на соответствующие цели.
Распределение расходов бюджета Фонда по разделам бюджетной классификации предусматривается следующим образом: по разделу 01 "Общегосударственные вопросы" в 2014 году - 25 813,3 млн. рублей, в 2015 году - 25 491,9 млн. рублей, в 2016 году - 25 453,8 млн. рублей; по разделу 07 "Образование" соответственно по годам - 99,5 млн. рублей, 96,9 млн. рублей, 101,3 млн. рублей; по разделу 10 "Социальная политика" соответственно по годам - 539 004,3 млн. рублей, 595 994,5 млн. рублей, 647 417,5 млн. рублей.
I. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
В соответствии с нормами указанного закона произведен расчет расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам исходя из фактического исполнения бюджета Фонда за 2012 год, ожидаемого исполнения 2013 года, с учетом прогнозируемого роста номинально начисленной среднемесячной заработной платы и влияния предельного размера пособия.
1.1. При определении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывались положения и нормы, предусматривающие:
выплату пособия за счет средств Фонда, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);
исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия исходя из стажевых периодов:
Страховой стаж |
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
до 5 лет |
60 |
26 985,20 |
29 783,67 |
32 532,16 |
от 5 до 8 лет |
80 |
35 980,27 |
39 711,56 |
43 376,22 |
свыше 8 лет |
100 |
44 975,34 |
49 639,45 |
54 220,27 |
Расходы Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы на 2014 год в сумме 198 261,9 млн. рублей, на 2015 год - в сумме 221 259,3 млн. рублей, на 2016 год - в сумме 241 615,1 млн. рублей на оплату 334,8 млн. дней ежегодно.
1.2. При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
100 |
44 975,34 |
49 639,45 |
54 220,27 |
Расходы Фонда на выплату пособия по беременности и родам прогнозируются на 2014 год в сумме 96 779,7 млн. рублей на оплату 163,9 млн. дней, на 2015 год - 108 534,0 млн. рублей на оплату 164,7 млн. дней и на 2016 год - 118 016,0 млн. рублей на оплату 164,0 млн. дней. Число оплаченных дней определено с учетом прогнозируемого изменения рождаемости в 2014 году в размере 100,88%, в 2015 году - 100,49% и в 2016 году - 99,57%.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
В соответствии с нормами указанного Федерального закона произведен расчет расходов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2014 году - 100,88%, в 2015 году - 100,49% и в 2016 году - 99,57%.
Размеры пособий определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
Данные по размерам указанных пособий, примененные при расчете, приведены в таблице:
При исчислении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывались положения и нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающие:
исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;
следующие предельные размеры пособия:
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц, рублей |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
40 |
17 990,14 |
19 855,78 |
21 688,11 |
индексацию с 1 января минимальных размеров пособий на индекс потребительских цен соответствующего года.
Расходы Фонда на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет запланированы на 2014 год в сумме 115 288,6 млн. рублей, на 2015 год - в сумме 129 048,2 млн. рублей и на 2016 год в сумме - 141 343,4 млн. рублей на оплату 16 573,0 тыс. пособий, 16 622,7 тыс. пособий и 16 672,6 тыс. пособий соответственно по годам.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка предусмотрены на 2014 год в сумме 19 982,2 млн. рублей на оплату 1 322,0 тыс. пособий, на 2015 год - в сумме 20 983,5 млн. рублей на оплату 1 328,5 тыс. пособий, на 2016 год - в сумме 21 833,5 млн. рублей на оплату 1 322,8 тыс. пособий.
Расходы Фонда на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, запланированы на 2014 год в сумме 509,2 млн. рублей на оплату 895,3 тыс. пособий, на 2015 год - в сумме 560,1 млн. рублей на оплату 942,9 тыс. пособий, на 2016 год - в сумме 610,4 млн. рублей на оплату 983,9 тыс. пособий.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле"
Расходы на выплату социального пособия на погребение либо возмещение специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих, на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов определены с учетом индексации размера пособия с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года. Размер пособия определен в сумме 5 002 рубля в 2014 году, 5 227 рубля в 2015 году и 5 462 рублей в 2016 году.
Расходы на указанные цели составят в 2014 году 561,2 млн. рублей, в 2015 году - 586,5 млн. рублей и в 2016 году - 612,8 млн. рублей на оплату 102 тыс. пособий ежегодно.
II. Расходы Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" бюджетом Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрены расходы на:
выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
единовременные страховые выплаты;
ежемесячные страховые выплаты;
медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
доставку и пересылку страховых выплат.
При прогнозировании расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято число оплаченных дней на уровне 3,8 млн. дней по всем годам, расходы на оплату которых прогнозируются на 2014 год в сумме 2 874,6 млн. рублей, на 2015 год - 3 208,0 млн. рублей и на 2016 год - 3 503,2 млн. рублей.
Законопроектом устанавливается сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному, на 2014 год - в размере 80 534,8 рублей, на 2015 год - в размере 84 158,9 рублей, на 2016 год - в размере 87 946,1 рублей, которая определена с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен соответствующего года.
Расходы на ежегодное финансовое обеспечение 18 988 единовременных страховых выплат составят соответственно по годам 2 977,4 млн. рублей, 3 003,4 млн. рублей и 3 030,6 млн. рублей. Указанные расходы определены с учетом проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающего установление единовременных страховых выплат по данному виду страхования лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, в сумме 1,0 млн. рублей.
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный законопроектом, не может превышать в 2014 году суммы 61 920,0 рублей, в 2015 году - суммы 64 710,0 рублей, в 2016 году - суммы 67 620,0 рублей, который также определен с учетом прогнозируемого индекса потребительских цен соответствующего года (на 2014 год - 105,0%, на 2015 - 2016 годы - 104,5%). Расходы на ежемесячную страховую выплату составят соответственно по годам 50 145,6 млн. рублей, 54 341,4 млн. рублей и 58 888,0 млн. рублей на оплату 5,8 млн. выплат ежегодно.
Расходы на финансовое обеспечение Фондом медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников предусмотрены в 2014 году в сумме 17 850,2 млн. рублей, в 2015 году - в сумме 19 865,9 млн. рублей, в 2016 году - в сумме 21 970,0 млн. рублей.
Объем расходов на финансовое обеспечение указанной статьи определен с учетом предоставления возможности страхователям с численностью работающих до 100 человек при обращении за финансовым обеспечением предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний для его расчета исходить из их отчетных данных за три предшествующих года в случае, если они не воспользовались финансовым обеспечением указанных мер в предшествующие три года.
Установление указанной возможности страхователям с численностью работающих до 100 человек обусловлено тем, что с учетом расчета финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний исходя из отчетных данных за год объем указанного финансового обеспечения недостаточен для проведения требуемых мероприятий, в связи с чем указанные страхователи практически не пользуются правом направлять ее на финансовое обеспечение предупредительных мер. Количество таких страхователей составляет свыше 70% от общего количества страхователей, зарегистрированных в Фонде.
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат определены на 2014 год в объеме 302,8 млн. рублей, на 2015 год - в объеме 326,9 млн. рублей, на 2016 год - 352,9 млн. рублей.
III. Расходы Фонда на обеспечение отдельных государственных полномочий, осуществляемых за счет средств, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета
1. Расходы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
В соответствии с нормами указанного закона произведены расчеты расходов на осуществление следующих выплат:
пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, в сумме 20,8 млн. рублей на 2014 год, в сумме 23,2 млн. рублей на 2015 год, в сумме 25,4 млн. рублей на 2016 год;
ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в 2014 году - в сумме 2 656,0 млн. рублей, в 2015 году - в сумме 3 153,0 млн. рублей, в 2016 году - в сумме 3 676,1 млн. рублей на оплату 511,1 тыс. пособий в 2014 году, 550,3 тыс. пособий в 2015 году и 589,3 тыс. пособий в 2016 году, включая расходы на доставку и пересылку пособий неработающим гражданам.
2. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
В соответствии с нормами указанного закона произведены расчеты расходов на осуществление следующих выплат:
пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, в сумме 221,9 тыс. рублей в 2014 году, в сумме 246,8 тыс. рублей в 2015 году, в сумме 269,8 тыс. рублей в 2016 году;
ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в 2014 году - в сумме 6,1 млн. рублей на оплату 1 046 пособий, в 2015 году - в сумме 6,7 млн. рублей на оплату 1 054 пособий и в 2016 году - в сумме 7,2 млн. рублей на оплату 1 056 пособий, включая расходы на доставку и пересылку пособий неработающим гражданам.
3. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
В соответствии с нормами указанного закона произведен расчет расходов на осуществление выплаты пособия по временной нетрудоспособности гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, сверх установленных законодательством норм, на 2014 год в сумме 1,7 тыс. рублей, на 2015 год - в сумме 1,9 тыс. рублей, на 2016 год - в сумме 2,1 тыс. рублей.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
5. Расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая расходы по осуществлению указанных полномочий, предусмотрены за счет средств федерального бюджета в объеме 8 999,5 млн. рублей на 2014 - 2015 годы и 9 500,0 млн. рублей на 2016 год, с учетом исключения объемов средств для субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по данному направлению.
6. Расходы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
В соответствии с нормами указанного закона за счет средств федерального бюджета в бюджете Фонда предусмотрены расходы:
на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов на 2014 год - в сумме 27,8 млн. рублей, на 2015 год - в сумме 33,9 млн. рублей и на 2016 год - в сумме 40,6 млн. рублей на оплату 146,7 тыс. дней в 2014 году, 160,5 тыс. дней в 2015 году и 175,6 тыс. дней в 2016 году;
на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов на 2014 год - в сумме 625,0 тыс. рублей, на 2015 год - в сумме 697,5 тыс. рублей, на 2016 год - в сумме 763,8 тыс. рублей на оплату 1,7 тыс. дней ежегодно.
7. Расходы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 262) на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами
Расходы на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предусмотрены в сумме 2 180,6 млн. рублей в 2014 году, в сумме 2 483,0 млн. рублей в 2015 году и в сумме 2 817,1 млн. рублей в 2016 году на оплату 1,13 млн. дней ежегодно.
Перечень публичных нормативных обязательств, осуществляемых Фондом, приведен в приложении N 3 к пояснительной записке.
IV. Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда
Проектом бюджета Фонда по целевой статье "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" предусмотрены ассигнования в сумме 24 359,7 млн. рублей на 2014 год, 23 995,5 млн. рублей - на 2015 год, 23 912,4 млн. рублей - на 2016 год, которые включают расходы на оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда без увеличения численности в количестве 31 820 штатных единиц на 2014 - 2016 годы.
При расчете денежного содержания аппарата Фонда на 2014 - 2016 годы не предусмотрены средства на индексацию заработной платы.
В целом расходы по указанной статье в общих расходах бюджета Фонда составляют 4,3% в 2014 году, 3,9% в 2015 году и 3,6% в 2016 году.
По целевой статье "Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры в рамках строительства объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" проектом федерального закона о бюджете Фонда предусмотрены ассигнования на приобретение и строительство помещений для территориальных органов Фонда в сумме 772,6 млн. рублей на 2014 год, в сумме 811,3 млн. рублей на 2015 год и в сумме 851,8 млн. рублей на 2016 год.
По целевой статье "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" подраздела "Другие вопросы в области социальной политики" раздела "Социальная политика" проектом федерального закона о бюджете Фонда предусмотрены ассигнования на 2014 - 2016 годы в сумме 1 100,0 млн. рублей ежегодно, включающие в себя расходы:
на изготовление бланков листков нетрудоспособности;
на информационно-разъяснительную деятельность, осуществляемую в соответствии с Федеральными законами "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", предусматривающую расходы на проведение информационно-разъяснительной работы со страхователями и застрахованными, изготовление и распространение информационных материалов по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также проведение информационно-разъяснительной работы через средства массовой информации;
прочие текущие расходы, включающие: почтовые расходы на доставку страхователям корреспонденции, связанной с доведением уведомлений об установлении страхового тарифа по несчастным случаям на производстве в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", камеральными проверками и с работой по взысканию задолженности по страховым взносам, на почтовую доставку пособий, выплачиваемых территориальными органами Фонда в случае недостаточности денежных средств на счете страхователя, а также по пилотному проекту; прочие расходы (расходы на доставку уведомлений иным кредиторам при выставлении требований по капитализированным платежам внешнему управляющему (статья 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), госпошлина, возврат доходов прошлых лет, списание дебиторской задолженности и др. расходы).
Статьей 5 проекта федерального закона установлено право Фонда осуществлять в 2014 году оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет, с сохранением стоимости "Родового сертификата" на уровне 2013 года, а также оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В проекте бюджета Фонда не установлены объемы межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которые на 2014 год будут определены в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и будут учтены в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2014 год сверх сумм, установленных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 части 1 статьи 1 проекта федерального закона N 348501-6 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Частью 3 статьи 7 проекта федерального закона предусмотрено продолжение осуществления в ряде субъектов Российской Федерации реализации пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний c учетом сохранения субъектов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294.
Кроме того, статьей 7 проекта федерального закона предусмотрено использование в 2014 году остатков средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по состоянию на 1 января 2014 г., образовавшихся в бюджете Фонда в результате неполного использования бюджетных ассигнований.
Бюджетные ассигнования на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, на оплату услуг в части медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, учитываются в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2014 год сверх сумм, установленных статьей 1 законопроекта.
Частью 9 статьи 7 проекта федерального закона в связи с переходом с 2014 года на кассовое обслуживание исполнения бюджета Фонда органами Федерального казначейства установлена норма, предусматривающая, что остатки средств по состоянию на 1 января 2014 г. на счетах по учету средств Фонда, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также средства, поступающие на данные счета в 2014 году, подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, на которых отражаются операции по учету средств бюджета Фонда, а также то, что Фонд после осуществления указанных операций, обеспечивает до 1 апреля 2014 г. закрытие счетов, открытых Фонду в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается утвердить доходы и расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, соответствует объемам средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда, предусмотренных проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Проект бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован с профицитом на 2014 год и дефицитом на 2015 и 2016 годы. Дефицит бюджета Фонда формируется в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2014 - 2016 годах; в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проект бюджета Фонда сформирован с профицитом. В качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2014 году и в плановом периоде 2015 и 2016 годов предусмотрено привлечение прогнозируемого на 1 января 2014 г. остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, показатели бюджета сбалансированы.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Принятие Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.