Досье на проект федерального закона
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавшими до 1 января 2012 года, предусматривалось оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, то есть и в стационарных условиях.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предусмотрено оказание первичной медико-санитарной помощи в стационарных условиях. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стационарная медицинская помощь становится недоступной для граждан, проживающих в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах. В Республике Саха (Якутия) 50 процентов населенных пунктов относятся к категории малочисленных, 44 процента - к категории труднодоступных.
В целях обеспечения равных конституционных прав граждан на охрану здоровья независимо от места их проживания в Российской Федерации необходимо внести в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изменения, предусматривающие:
оказание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичной медико-санитарной помощи в стационарных условиях;
формирование территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом плотности и особенностей расселения населения.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования предоставляются в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462. Данной методикой введено ограничение: значение индекса бюджетных расходов должно быть не ниже 1 и не выше 3.
Расчетный уровень индекса бюджетных расходов четырех субъектов Российской Федерации, определенный Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670, составил:
Республики Саха (Якутия) - 4,427;
Камчатского края - 5,396;
Магаданской области - 4,575;
Чукотского автономного округа - 6,102.
В связи с применением ограничения (не ниже 1 и не выше 3) снижается размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования указанных субъектов Российской Федерации. Кроме того, не в полной мере учитываются объективные региональные особенности и природно-климатические условия (труднодоступность, малочисленность населенных пунктов). Это сказывается на качестве и доступности оказания населению медицинской помощи.
Между тем к 57 субъектам Российской Федерации, где значение индекса бюджетных расходов ниже 1, применяется повышенный индекс бюджетных расходов, то есть 1, что приводит к увеличению объема предоставляемых субвенций.
При применении указанного ограничения дефицит объема субвенций, предоставляемых четырем субъектам Российской Федерации, в 2013 году составил 5 494 894,28 тыс. рублей, в 2014 году составит 6 438 065,02 тыс. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" необходимо внести изменения в:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования";
2) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.