Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 364062-6 "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Спустя 11 лет после начала пенсионной реформы 2002 года пенсионная система Российской Федерации (далее - пенсионная система) находится в состоянии, которое выражается в усилении зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также в низкой эффективности накопительного компонента пенсионного обеспечения. С учетом темпов старения населения в предстоящие десятилетия очевидно, что при инерционном сценарии развития пенсионной системы проблемы в данной сфере будут сохраняться.
В современных условиях пенсионная система Российской Федерации продолжает испытывать серьезные проблемы, связанные с невозможностью за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования, причинами которых являются отдельные недостатки пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджетную систему Российской Федерации в целом, а также на пенсионные права граждан.
Действующая пенсионная модель, при которой накопленные права в рублях, то есть сумма уплаченных за конкретного работника денежных средств за время его трудовой деятельности, делится на ожидаемый период выплаты пенсии, хороша только на переходный момент, потому что в долгосрочной перспективе такой подход разбалансирует страховую систему.
Вместе с тем только модернизация отечественного пенсионного законодательства сможет обеспечить долговременные прочные гарантии надежности, стабильности пенсионной системы и, как следствие, повышение благополучия всех российских пенсионеров.
Проект федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - законопроект), подготовленный в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р, решает задачи совершенствования пенсионной системы Российской Федерации и обеспечения ее долгосрочной сбалансированности.
В соответствии с законопроектом с 1 января 2015 г. в России предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.
Главная цель введения новой пенсионной формулы - выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание пенсионной системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.
При этом решаются задачи достижения к 2030 году среднего размера страховой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера и достижения коэффициента замещения страховой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 35 лет при средней заработной плате.
Законопроектом устанавливаются основания возникновения, порядок установления и выплаты страховых пенсий.
Предусматриваются следующие виды страховых пенсий:
страховая пенсия по старости,
страховая пенсия по инвалидности,
страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:
достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин;
наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов);
наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоящим на его иждивении, за исключением случаев, указанных в законопроекте.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством.
Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.
При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный частью 2 статьи 15 законопроекта.
Размер страховой пенсии зависит от:
суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);
параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:
при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении.
при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;
стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца будет аналогичен действующему порядку с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента (взамен расчетного пенсионного капитала).
В страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается ряд "нестраховых" периодов, перечень которых соответствует перечню "нестраховых" периодов в соответствии действующим пенсионным законодательством. При этом период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет учитывается в размере не более 4,5 лет в общей сложности.
При расчете страховой пенсии суммируются все годовые индивидуальные пенсионные коэффициенты, в том числе коэффициенты за "нестраховые" периоды.
В перспективе размер пенсии будет выше у тех граждан, которые примут решение отложить выход на пенсию на более поздний срок, нежели у тех, кто выйдет на пенсию по достижении пенсионного возраста (мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет).
Вместе с тем исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка и гражданин, если вышел на пенсию в 60 лет, но продолжает работать, компенсирует свою зарплату, с которой в течение трудовой деятельности производилась уплата страховых взносов в пенсионную систему, нет оснований пересчитывать пенсию после ее назначения за каждый проработанный год. В этой связи законопроект не содержит положений о перерасчете пенсий работающим пенсионерам.
Новой пенсионной формулой предусмотрено перераспределение средств от работающих и получающих заработную плату пенсионеров в пользу повышения общего уровня пенсионного обеспечения, в частности пенсионеров, которые реально утратили свой заработок (соответствующие средства экономии будут направлены на повышение размеров пенсий всем пенсионерам, в том числе неработающим).
Механизм индексации пенсий в рамках новой пенсионной формулы останется прежним. Как и в действующей пенсионной модели, пенсионные выплаты будут увеличиваться два раза в год - сначала с учетом инфляции, затем с учетом уровня доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страховые пенсии будут ежегодно корректироваться:
с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год;
с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии в связи с изменением стоимости пенсионного коэффициента, расчет и размер которого будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Также законопроектом определен порядок ежегодной индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии:
с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год;
с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о ее дополнительном увеличении с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии будет определяться Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2015 г. будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Расчетный размер будет определяться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до 1 января 2015 г., рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г. Величина конвертационного пенсионного коэффициента будет определяться по методике, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Для новых назначений (после 1 января 2015 г.) предлагается заработок, который гражданин получает в течение всей своей трудовой жизни, переводить в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы). Если у гражданина предельная взносооблагаемая заработная плата равна 568 тысячам рублей в год, то он получит 10 баллов. Половина максимально облагаемой суммы - это 5 баллов и так далее. Баллы суммируются. Например, гражданин проработал 30 лет, получая заработок, равный предельной облагаемой сумме (568 тыс. рублей в год), за год он получает 10 баллов, а за 35 лет работы его индивидуальный пенсионный коэффициент, равный 350 баллам.
Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина умножается на стоимость пенсионного коэффициента после 1 января 2015 г. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента определяется как соотношение общего объема обязательств в виде доходов Пенсионного фонда России (страховые взносы, которые перечисляются работодателями за работающих, и трансферты федерального бюджета) и стоимости индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые накоплены пенсионерами, получающими в тот период страховую пенсию.
Расчет и размер стоимости пенсионного коэффициента будет включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и указанный размер ежегодно на 1 апреля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом меры обеспечивают достижение целевых ориентиров Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и позволят снизить объем трансфертов федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации с 2,27% ВВП в 2015 году до 1,17% ВВП в 2030 году.
При этом величина основного показателя пенсионной системы - соотношения среднего размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера - увеличится с 1,87 в 2015 году до 2,7 в 2030 году.
Принятие законопроекта позволит повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О страховых пенсиях"
Расходы на выплату страховых пенсий с принятием проекта федерального закона "О страховых пенсиях" составят:
в 2015 году - 5 646,0 млрд. руб.;
в 2016 году - 6 060,0 млрд. руб.;
в 2017 году - 6 649,0 млрд. руб.;
в 2025 году - 12 971,0 млрд. руб.;
в 2030 году - 17 031,0 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на валоризацию расчетного пенсионного капитала; компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков; возмещение "нестраховых" периодов; компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с отчислениями на накопительную пенсию; компенсацию выплаты досрочных страховых пенсий до наступления общеустановленного пенсионного возраста; компенсацию на фиксированную выплату к страховой пенсии в повышенном размере (80-летние, инвалиды I группы, лица, проживающие в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним) составят:
в 2015 году - 1 807,0 млрд. руб.;
в 2016 году - 1 890,0 млрд. руб.;
в 2017 году - 2 245,0 млрд. руб.;
в 2025 году - 2 783,0 млрд. руб.;
в 2030 году - 3 332,0 млрд. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации снижается с 2,27% ВВП в 2015 году до 1,17% ВВП в 2030 году.
Средний размер страховых пенсий в месяц составит:
в 20.15 году-11 880руб.;
в 2016 году-12 586 руб.;
в 2017 году-13 212руб.;
в 2025 году - 25 445 руб.;
в 2030 году - 33 420 рублей.
С учетом пересчета по новым правилам страховая пенсия по старости с 1 января 2015 года составит 12 426 руб., в 2016 году - 13 192 руб., в 2017 году - 14 279 руб., в 2025 году - 26 833 руб. и в 2030 году - 35 375 руб. в месяц.
При этом величина основного показателя пенсионной системы - соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера, увеличится с 1,87 ПМП в 2015 году до 2,7 ПМП в 2030 году.
Принятие проекта федерального закона "О страховых пенсиях" обеспечит целевые ориентиры Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации.
Основные параметры развития пенсионной системы на период до 2030 года
(Финансово-экономическое обоснование к проектам федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии")
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Доходы, всего |
5 646 |
6 060 |
6 649 |
7 513 |
8 376 |
9 212 |
9 923 |
10 647 |
11420 |
12 174 |
12 971 |
13 742 |
14 538 |
15 337 |
16 173 |
17 031 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страховые взносы в распределительную систему, млрд. руб. |
3 839 |
4170 |
4403 |
4 997 |
5611 |
6215 |
6 737 |
7 303 |
7 905 |
8 499 |
10 188 |
10 855 |
11548 |
12 240 |
12 953 |
13 699 |
Трансферты федерального бюджета, млрд. руб. |
1 807 |
1890 |
2 245 |
2515 |
2 765 |
2 997 |
3 186 |
3 344 |
3515 |
3 675 |
2783 |
2 886 |
2 990 |
3 097 |
3 221 |
3 332 |
%, ввп |
2,27% |
2,18% |
2,27% |
2,26% |
2,24% |
2,21% |
2,16% |
2,08% |
2,0/% |
1,94% |
1,37% |
1,32% |
1,28% |
1,24% |
1,20% |
1,17% |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
валоризация |
657 |
686 |
750 |
832 |
909 |
975 |
1014 |
1048 |
1082 |
I 115 |
1 143 |
1 161 |
1 173 |
1 179 |
1 182 |
1 180 |
компенсация выпадающих доходов |
346 |
409 |
459 |
547 |
624 |
697 |
771 |
838 |
910 |
981 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
компенсация нестраховых периодов стажа |
8,1 |
10,2 |
10,5 |
11,0 |
12,0 |
13,3 |
14,3 |
15,4 |
16,5 |
17,7 |
18,9 |
20,1 |
21,3 |
22,5 |
23,6 |
24,8 |
компенсация выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с отчислениями на накопительную пенсию |
70,6 |
12,0 |
171,1 |
191,3 |
210,8 |
228,4 |
241,9 |
254,4 |
266,6 |
276,3 |
284,4 |
289,7 |
292,7 |
292,9 |
291,7 |
287,1 |
компенсация начисленных, но неуплаченных взносов |
4,6 |
4,8 |
5,1 |
5,3 |
5,6 |
5,9 |
6,2 |
6,5 |
6,8 |
7,2 |
7,5 |
7,9 |
8,3 |
8,7 |
9,1 |
9,6 |
компенсация на выплату досрочных пенсий до наступления общеустановленного пенсионного возраста |
328,0 |
344,7 |
357,0 |
384,8 |
408,0 |
431,4 |
442,3 |
455,4 |
484,0 |
509,9 |
541,0 |
579,6 |
613,3 |
650,8 |
697,1 |
737,0 |
компенсация на фиксированную выплату к страховой пенсии в повышенном размере |
393,0 |
423,0 |
492,3 |
543,5 |
594,9 |
646,5 |
695,8 |
726,3 |
748,9 |
768,9 |
788,6 |
828,3 |
881,2 |
942,7 |
1017,5 |
1094,0 |
Расходы, млрд. руб. |
5 646 |
6 060 |
6 649 |
7 513 |
8 376 |
9 212 |
9 923 |
10 647 |
11420 |
12 174 |
12 971 |
13 742 |
14 538 |
15 337 |
16 173 |
17 031 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на выплату страховой пенсии |
5 539 |
5 952 |
6 530 |
7 379 |
8 226 |
9 047 |
9 745 |
10 454 |
11211 |
11 950 |
12 705 |
13 458 |
14237 |
15 019 |
15 837 |
16 675 |
Средний размер страховой пенсии*, руб./мес. |
11880 |
12 586 |
13 212 |
14 300 |
16 966 |
18 473 |
19 722 |
21059 |
22 517 |
23 964 |
25 445 |
26 924 |
28 491 |
30 076 |
31736 |
33 420 |
в разах ПМП |
1,79 |
1,81 |
1,82 |
1,79 |
2,05 |
2,12 |
2,18 |
2,25 |
2,19 |
2,26 |
2,52 |
2,38 |
2,46 |
2,41 |
2,48 |
2,55 |
Средний размер страховой пенсии по старости*, руб./месс. |
12 426 |
13 192 |
14 279 |
15 929 |
17 619 |
19 275 |
20 696 |
22 175 |
23 709 |
25 249 |
26 833 |
28 428 |
30 103 |
31 806 |
33 576 |
35 375 |
в разах ПМП |
1,87 |
1,89 |
1,97 |
2,00 |
2,11 |
2,21 |
2,28 |
2,35 |
2,31 |
2,38 |
2,45 |
2,52 |
2,59 |
2,55 |
2,65 |
2,70 |
в % СЗП |
34,6 |
33,6 |
32,5 |
32,1 |
31,6 |
31,2 |
30,8 |
30,2 |
29,7 |
29,3 |
29,0 |
28,7 |
28,5 |
28,2 |
28,0 |
27,8 |
* включая накопительную пенсию | ||||||||||||||||
Справочно: В 2015 - 2016 гг. в сумме трансферта учтен объем переходящих остатков средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, которые составляют: 167,07 млрд. руб. и 18,12 млрд. руб. соответственно | ||||||||||||||||
Страховые взносы на накопительную пенсию, млрд. руб. |
294,3 |
335,7 |
373,7 |
441,3 |
514,0 |
589,0 |
660,7 |
736,6 |
818,8 |
902,7 |
991,6 |
1080,9 |
1172,3 |
1264,6 |
1362,5 |
1461,7 |
Средний размер накопительной пенсии, руб./мес. |
6 |
31 |
45 |
59 |
77 |
97 |
121 |
176 |
241 |
315 |
402 |
501 |
635 |
786 |
953 |
1 141 |
Стоимость мер по оптимизации пенсионной системы
Меры |
|
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
Повышение взносооблагаемого предела с 1,6 до 2,3 среднего заработной платы |
млрд. руб. |
11,67 |
22,55 |
70,62 |
110,37 |
155,64 |
207,90 |
267,88 |
282,60 |
304,32 |
325,61 |
348,35 |
369,27 |
391,12 |
412,72 |
434,85 |
458,28 |
в % ВВП |
0,014 |
0,025 |
0,07 |
0,10 |
0,12 |
0,15 |
0,18 |
0,18 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,17 |
0,16 |
0,16 |
0,16 |
|
Компенсация выпадающих доходов по льготным категориям плательщиков в связи с повышением взносооблагаемой базы |
млрд. руб. |
21,00 |
40,81 |
38,13 |
56,51 |
77,30 |
101,10 |
127,98 |
139,14 |
151,00 |
162,80 |
175,37 |
187,28 |
199,64 |
211,93 |
224,70 |
238,02 |
в % ВВП |
0,026 |
0,045 |
0,037 |
0,050 |
0,062 |
0,075 |
0,087 |
0,086 |
0,086 |
0,086 |
0,086 |
0,086 |
0,085 |
0,085 |
0,084 |
0,084 |
|
Дифференцированное возмещение расходов на выплату трудовой пенсии за "нестраховые" периоды, включаемые в страховой стаж |
млрд. руб. |
1,54 |
1,80 |
1,93 |
2,10 |
2,26 |
2,41 |
2,56 |
2,71 |
2,88 |
3,05 |
3,22 |
3,39 |
3,55 |
3,71 |
3,86 |
4,02 |
в % ВВП |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
|
Суммарные дополнительные доходы бюджета ПФР |
млрд. руб. |
34,2 |
65,2 |
110,7 |
169,0 |
235,2 |
311,4 |
398,4 |
424,5 |
458,2 |
491,5 |
526,9 |
559,9 |
594,3 |
628,4 |
663,4 |
700,3 |
в %ВВП |
0,04 |
0,07 |
0,11 |
0,15 |
0,19 |
0,23 |
0,27 |
0,26 |
0,26 |
0,26 |
0,26 |
0,26 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|
Снижение расходов (-) / увеличение расходов (+) бюджета ПФР | |||||||||||||||||
Изменение правил перерасчета страховых пенсий работающим пенсионерам (для всех) |
млрд. руб. |
-20,26 |
-22,87 |
-25,85 |
-29,15 |
-32,50 |
-35,89 |
-39,46 |
-43,35 |
-47,57 |
-51,89 |
-56,27 |
-60,81 |
-65,51 |
-70,37 |
-75,58 |
-81,16 |
в % ВВП |
-0,025 |
-0,025 |
0,025 |
-0,026 |
-0,026 |
-0,026 |
-0,027 |
-0,027 |
-0,027 |
-0,027 |
-0,028 |
-0,028 |
-0,028 |
-0,028 |
-0,028 |
-0,028 |
|
Индексация фиксированных выплат в соответствии с инфляцией |
млрд. руб. |
-78 |
-175 |
-303 |
-457 |
-609 |
-745 |
-894 |
-1049 |
-1228 |
-1426 |
-1627 |
-1844 |
-2042 |
-2253 |
-2464 |
-2685 |
в % ВВП |
-0,10 |
-0,19 |
-0,29 |
-0,40 |
-0,49 |
-0,55 |
-0,61 |
-0,65 |
-0,70 |
-0,75 |
-0,80 |
-0,84 |
0,87 |
-0,90 |
-0,92 |
-0,94 |
|
Стимулирование отказа от назначения пенсии на 5 лет после достижения установленного возраста (25% новых назначений к 2030 году) |
млрд. руб. |
-1,25 |
-4,05 |
-7,10 |
-10,53 |
-14,19 |
-16,53 |
-16,82 |
-15,71 |
-15,64 |
-16,02 |
-17,29 |
-18,83 |
-20,75 |
-23,42 |
-26,47 |
-31,14 |
в % ВВП |
-0,002 |
0,00 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
|
Повышение минимального требуемого стажа с 5 до 15 лет |
млрд. руб. |
-0,12 |
-0,38 |
-0,67 |
-1,03 |
-1,42 |
-1,84 |
-2,29 |
-2,77 |
-3,29 |
-3,84 |
-4,42 |
-5,04 |
5,68 |
-6,35 |
-7,06 |
-7,81 |
в % ВВП |
0,000 |
0,000 |
-0,001 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Суммарное снижение расходов бюджета ПФР |
млрд. руб. |
-99,7 |
-202,3 |
-336,6 |
-498,2 |
-657,4 |
-709,8 |
-952,4 |
-1110,5 |
-1294,9 |
-1498,1 |
-1704,7 |
-1928,7 |
-2133,8 |
-2353,3 |
-2573,3 |
-2805,0 |
в % ВВП |
-0,1 |
-0,2 |
-0,3 |
-0,4 |
-0,5 |
-0,6 |
-0,6 |
-0,7 |
-0,7 |
-0,8 |
-0,8 |
-0,9 |
-0,9 |
-0,9 |
-1,0 |
1,0 |
|
Суммарная стоимость мер по оптимизации |
млрд. руб. |
-134 |
-267 |
-447 |
-667 |
-893 |
-1111 |
-1351 |
-1535 |
-1753 |
-1990 |
-2232 |
-24S9 |
-2728 |
-2982 |
-3237 |
-3505 |
в % ВВП |
-0,16 |
-0,29 |
-0,10 |
-0,17 |
-0,23 |
0,25 |
-0,27 |
-0,32 |
-0,38 |
-0,43 |
-0,48 |
-0,53 |
-0,56 |
-0,60 |
-0,62 |
-0,65 |
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие проекта федерального закона "О страховых пенсиях" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства Российской Федерации:
1) Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
2) Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
3) Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132- I "О статусе судей в Российской Федерации";
4) Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
5) Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
6) Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
7) Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
8) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
9) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
10) Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
11) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
12) Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 137-ФЗ "О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
13) Бюджетный кодекс Российской Федерации;
14) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
15) Налоговый кодекс Российской Федерации;
16) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
17) Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи";
18) Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации";
19) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
20) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
21) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
22) Трудовой кодекс Российской Федерации;
23) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации";
24) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
25) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
26) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
27) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
28) Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";
29) Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
30) Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности";
31) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации";
32) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";
33) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании".
Принятие проекта федерального закона "О страховых пенсиях" потребует признания утратившим силу Федерального закона от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации".
Перечень нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О страховых пенсиях"
В связи с принятием Федерального закона "О страховых пенсиях" потребуется внесение изменений в:
1. Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы";
2. Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации";
3. постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 498 "Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год";
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации";
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий";
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями";
11. постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 885 "Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении трудовых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава";
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет";
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1047 "Об утверждении Правил единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам";
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации";
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 407 "Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал";
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (вместе с "Положением об установлении, выплате, перерасчете пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию", "Правилами финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях");
18. Постановление Минтруда России N 16, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
19. Постановление Минтруда России N 17, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб от 27 февраля 2002 г. "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
20. постановление Минтруда России 1 апреля 2003 г. N 15 "Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
21. Постановление Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей";
22. Постановление Минтруда России 17 октября 2003 г. N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вместе с разъяснением Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 4);
23. Приказ Минздравсоцразвития России от 12 августа 2010 г. N 620н "О требованиях и условиях, при соблюдении которых производится оплата услуг по доставке трудовых пенсий (части трудовой пенсии по старости) организациям почтовой связи и иным организациям, занимающимся их доставкой, заключившим соответствующие договоры с Пенсионным фондом Российской Федерации (его территориальными органами)";
24. Приказ Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости";
25. приказ Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. N 1521н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
26. Приказ Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 435н "Об утверждении порядка предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной части трудовой пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений";
27. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 г. N 987н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах";
28. Приказ Минтруда России от 3 июля 2012 г. N 11н "Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений застрахованным лицам";
29. Приказ Минтруда России от 29 июня 2012 г. N 10н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными";
30. постановление Пенсионного фонда Российской Федерации N 15п, Минтруда России N 18 от 16 февраля 2004 г. "Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
31. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации 31 июля 2006 г. N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению";
32. Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
В связи с принятием Федерального закона "О страховых пенсиях" потребуется принятие:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики расчета стоимости пенсионного коэффициента на 1 января 2015 г. в целях определения размера индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Основанием для принятия являются положения части шестой статьи 14 проекта федерального закона "О страховых пенсиях".
Срок принятия нормативного правового акта - II квартал 2014 г.
Целью принятия данного нормативного правового акта является развитие пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Головной исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
2) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики определения стоимости пенсионного коэффициента на соответствующий год".
Основанием для принятия являются положения части 10 статьи 14 проекта федерального закона "О страховых пенсиях".
Срок принятия нормативного правового акта - II квартал 2014 г.
Целью принятия данного нормативного правового акта является развитие пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Головной исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
3) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении коэффициента индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля 2015 года".
Основанием для принятия являются положения части 3 статьи 15 проекта федерального закона "О страховых пенсиях".
Срок принятия нормативного правового акта - январь 2015 г.
Целью принятия данного нормативного правового акта является развитие пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Головной исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
4) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении корректировки размеров страховых пенсий с 1 февраля 2015 г. на индекс роста потребительских цен за прошедший год".
Основанием для принятия являются положения части 5 статьи 17 проекта федерального закона "О страховых пенсиях".
Срок принятия нормативного правового акта - январь 2015 г.
Целью принятия данного нормативного правового акта является развитие пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Головной исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
5) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к кредитным организациям, в которых организациями почтовой связи и иными организациями, занимающимися доставкой пенсий, открываются счета для зачисления средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенных для выплаты страховых пенсий".
Основанием для принятия являются положения части 6 статьи 18 проекта федерального закона "О страховых пенсиях".
Срок принятия нормативного правового акта - III квартал 2014 г.
Целью принятия данного нормативного правового акта является развитие пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Головной исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Соисполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.