Досье на проект федерального закона
Совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией является одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу.
Прежде всего, проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер по противодействию коррупции" (далее - законопроект) вводятся понятия "коррупционное правонарушение" и "коррупционное преступление", а также определяется круг деяний, относящихся к коррупционным.
Подобный подход, в частности, вызван повышенной общественной опасностью преступлений коррупционной направленности. Следует отметить, что по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации общий ущерб от коррупционных преступлений в 2012 году составил 20,8 млрд. рублей.
Предлагаемые законопроектом изменения, дающие понятия коррупционному правонарушению и коррупционному преступлению, а также закрепляющие перечень коррупционных преступлений позволят решить следующие задачи:
- обеспечить единство и системность государственной политики в сфере противодействия коррупции;
- обеспечить более эффективную координацию деятельности правоохранительных органов и иных органов государственной власти;
- создать унифицированную систему учета уровня коррупции и ущерба от коррупционных правонарушений;
- разрешить данный вопрос на уровне закона, а не подзаконного акта (В настоящее время Указанием Генпрокуратуры России N 52-11, МВД России N 2 от 15.02.2012 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности");
- сформировать комплекс взаимосвязанных мер уголовно-правового, административного и гражданско-правового характера по установлению ответственности за коррупционные правонарушения и преступления;
- объективизировать оценку эффективности принимаемых антикоррупционных мер;
- расширить систему правового и антикоррупционного просвещения населения (во исполнение подпункта "ж" пункта 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460).
С учетом изложенного, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" дополняется определением коррупционного правонарушения, под которым понимается виновное деяние, нарушающее законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции, и влекущее дисциплинарную, административную, уголовную и (или) гражданско-правовую ответственность. Это в полной мере согласуется с международно-правовыми актами (в частности Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
Законопроектом дается определение коррупционного преступления, характеризующегося следующими признаками:
1) общественная опасность;
2) умышленная форма вины;
3) корыстный мотив;
4) незаконное использование должностного положения;
5) запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.
Понятие "коррупционное преступление" также детализовано в законодательстве ряда зарубежных стран (например, в Акте о предупреждении и борьбе с коррупцией Южно-Африканской#, в Акте о предупреждении коррупции Республики Сингапур).
Наряду с этим законопроектом предлагается перечень коррупционных преступлений, включающий 41 преступление. Выделение составов в данном перечне осуществлено с учетом наличия факта использования физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства, а также в корыстных или иных личных интересах.
Наряду с составами, содержащими ранее отмеченные признаки, к коррупционным преступлениям также отнесены преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, определенной выгоды (условные коррупционные составы). Схожий подход по определению перечня коррупционных деяний закреплен в законодательстве ряда зарубежных государств (например, Республики Беларусь, Кыргызской Республики).
Следует отметить, что на уровне национального законодательства проявляются тенденции к более детальной классификации отдельных видов преступной деятельности. Например, Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" содержит в себе перечень преступлений террористического характера.
Важной новеллой законопроекта является установление дополнительного основания для осуществления контроля за расходами должностных лиц. В частности, в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении коррупционного преступления, одновременно будет запускаться проверочный механизм соответствия расходов данного лица его доходам.
Учитывая что, в результате хищения бюджетных средств и финансовых средств государственных корпораций (компаний) причиняется существенный вред интересам неограниченного круга лиц, общественным и государственным интересам, законопроектом предлагается введение самостоятельной уголовной ответственности за хищение бюджетных средств и финансовых средств государственной компании, государственных корпораций.
Следует подчеркнуть, что хищение бюджетных средств, в основном, осуществляется, в рамках договорных отношений в сфере поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
Государством ежегодно направляются огромные бюджетные средства на реализацию социальных, инфраструктурных, экономических проектов. В 2012 году объем заключенных контрактов составил свыше 6 трлн. рублей. В 2013 году свыше 4 трлн. рублей, в том числе государственный оборонный заказ 2 трлн. рублей.
Исходя из этого установление самостоятельной уголовной ответственности за хищение бюджетных средств, в том числе с повышенной ответственностью за хищение бюджетных средств при исполнении государственного или муниципального контракта, оборонного заказа имеет большое значение для борьбы с коррупцией и обеспечения государственных и общественных интересов.
Поскольку хищение бюджетных средств посягает не только на отношения собственности, но и на охрану интересов государственной власти, государственной, муниципальной и коммерческой службы, санкции законопроектной статьи 164.1 УК РФ соотносятся с санкциями статьи 290 УК РФ (Получение взятки) и серьезным образом ужесточают ответственность за такое преступление. В частности, согласно законопроекту за хищение бюджетных средств в особо крупном размере (свыше 6 млн. рублей), организованной группой или при исполнении государственного контракта по государственному оборонному заказу, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере от трех до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет.
Для целей выявления полного перечня лиц, участвовавших в хищении, а также для повышения прозрачности системы государственных закупок законопроектом вносятся изменения в законодательство в части обязательного включения в текст соответствующего государственного контракта сведений о производителе товаров и основаниях перехода права собственности на товар от производителя к поставщику и субподрядчиках. Это позволит, в том числе, выявить всех посредников и сделать вывод об эффективности расходования бюджетных средств. Дополнительно устанавливается административная ответственность за неисполнение обязанности по указанию данных сведений.
Предлагаемые законопроектом изменения в действующее законодательство позволят обеспечить реализацию дополнительных мер по противодействию коррупции в Российской Федерации, обеспечивающих в том числе неотвратимость наказания за коррупционные преступления.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер по противодействию коррупции"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер по противодействию коррупции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер по противодействию коррупции" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.