Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 348502-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (профильный комитет) рассмотрел проект федерального закона N 348502-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформированы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и другими документами, определяющими дальнейшее развитие обязательного медицинского страхования.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов представлены в следующей таблице:
млрд. рублей | |||||
|
2013 г. Закон 217-ФЗ |
2014 г. проект |
2015 г. проект |
2016 г. проект |
2016 г. в % к уровню 2013 г. |
ДОХОДЫ - всего в том числе: |
1059,2 |
1 240,1 |
1 452,0 |
1 521,3 |
143,6 |
трансферты из федерального бюджета |
50,43 |
28,55 |
23,86 |
25,95 |
51,5 |
РАСХОДЫ - всего в том числе: |
1059,2 |
1 240,1 |
1 452,0 |
1 521,3 |
143,6 |
финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации |
985,4 |
1 174,3 |
1 430,5 |
1 494,9 |
151,7 |
Профицит (+)/Дефицит(-) |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Бюджет ФОМС по доходам и расходам сформирован на 2014 год в сумме 1 240,1 млрд. рублей. На плановый период 2015 и 2016 годы доходы и расходы составят соответственно: 1 452,0 млрд. рублей и 1 521,3 млрд. рублей. В 2016 году общий объем доходов и расходов составит 143,6% к уровню 2013 года.
Бюджет ФОМС в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов сбалансирован по доходам и расходам.
В соответствии с пояснительной запиской планируемые объемы поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) составят:
млрд. рублей | |||||
|
2013 г. Закон 217-ФЗ |
2014 г. прогноз |
2015 г. прогноз |
2016 г. прогноз |
2016 г. в % к уровню 2013 г. |
Страховые взносы на ОМС в том числе: |
1 008,8 |
1211,5 |
1428,1 |
1495,3 |
148,2 |
страховые взносы на ОМС работающего населения |
631,8 |
733,2 |
797,7 |
864,9 |
136,9 |
страховые взносы на ОМС неработающего населения |
377,0 |
478,3 |
630,4 |
630,4 |
167,2 |
В 2016 году в целом объем поступлений страховых взносов на ОМС прогнозируется в 1,5 раза больше, чем в 2013 году.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" тариф на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения в 2014 - 2016 гг. составит 5,1% с выплат в пользу физических лиц до установленной предельной величины облагаемой базы, которая в 2014 году составит 624 тыс. рублей, в 2015 году - 678 тыс. рублей, в 2016 году - 740 тыс. рублей.
Расчет поступления страховых взносов на ОМС работающего населения осуществлен исходя из прогноза фонда заработной платы по прогнозу Минэкономразвития России на 2014 год в сумме 18 017 млрд. рублей, на 2015 год - 19 464 млрд. рублей, на 2016 год - 21 122 млрд. рублей, с применением к каждому году коэффициента корректировки фонда заработной платы в размере 0,853 и коэффициента сбора в размере 96%.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового вноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" и статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". К 2015 году предполагается переход к расчету страховых взносов по полному тарифу, исходя из установленного тарифа 18 864,6 рублей на одного застрахованного в год.
Согласно законопроекту объем трансфертов из федерального бюджета уменьшится с 50,4 млрд. рублей в 2013 году до 25,95 млрд. рублей в 2016 году. В 2014-2016 годах межбюджетные трансферты из федерального бюджета будут направляться на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с сохранением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. Их объем составит в 2014 году - 28,55 млрд. рублей, в 2015 году - 23,86 млрд. рублей, в 2016 году - 25,95 млрд. рублей. Указанные суммы определены с учетом сохранения до 2018 года пониженного тарифа страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с проектом федерального закона N 348507-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Расходы бюджета ФОМС в 2014 году составят 1 240,1 млрд. рублей, в 2015 году - 1 452,0 млрд. рублей, в 2016 году -1 521,3 млрд. рублей.
Для финансирования полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в бюджете ФОМС предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС в сумме: 2014 год - 1174,3 млрд. рублей, 2015 год - 1 430,5 млрд. рублей, 2016 год - 1 494,9 млрд. рублей. К 2016 году объем субвенций возрастет в 1,5 раза к уровню 2013 года.
Субвенции рассчитаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Распределение субвенций, направляемых в бюджеты территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий в сфере ОМС, на 2014 год устанавливается в приложении 5 к законопроекту.
В 2014 году за счет субвенции запланировано:
- увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС;
- поэтапное повышение оплаты труда медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сфере ОМС, в целях реализации к 2018 году Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- диспансеризация работающих граждан, а также пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях;
- осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи;
- осуществление дополнительных стимулирующих выплат врачам и среднему медицинскому персоналу, участвовавшим в 2011-2012 годах в реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами;
- финансовое обеспечение расходов по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), входящей в базовую программу ОМС.
В составе бюджета ФОМС сформирован нормированный страховой запас в следующих объемах: на 2014 год - 46,0 млрд. рублей, на 2015 год - 1,7 млрд. рублей, на 2016 год - 6,6 млрд. рублей.
В части 1 статьи 5 законопроекта устанавливаются цели использования нормированного страхового запаса (покрытие временных кассовых разрывов; увеличение субвенций; изготовление и доставка полисов ОМС).
В законопроекте предусматривается, что остатки средств бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2014 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, направляются в 2014 году на пополнение нормированного страхового запаса ФОМС.
Проектом закона предлагается остатки средств бюджета ФОМС на 1 января 2014 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, направлять в 2014 году на те же цели с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда без внесения изменений в закон.
В связи с этим Комитет отмечает, что перечисление средств ОМС на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, которое продлевается еще на один год, не вполне согласуется с целями обязательного медицинского страхования.
Трансферты бюджету Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату родовых сертификатов в 2014-2016 годах сохранены в объемах 2013 года - 19,03 млрд. рублей. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
На обеспечение целевых мероприятий ФОМС, включая содержание Фонда, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2014 год в сумме 714,8 млн. рублей, в 2015 году - 741,9 млн. рублей, в 2016 году - 725,3 млн. рублей.
Проектом федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрены межбюджетные трансферты на обеспечение сбалансированности бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в объеме 25,0 млрд. рублей ежегодно в 2015 и 2016 годах. Однако это не нашло отражения в законопроекте.
Комитет считает, что нуждается в дополнительном обосновании вопрос о достаточности средств ОМС в 2014-2016 годах на финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 348502-6 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета 10 октября 2013 года (протокол N 41).
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.