Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 378656-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. Путина (протокол заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 13 февраля 2013 г. N А60-26-160) Минэнерго России разработало проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Законопроектом предлагается предоставить право на экспорт газа в сжиженном состоянии, помимо ОАО "Газпром" и его дочернего общества:
пользователям недр на участках недр федерального значения, лицензия на недропользование которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа или направление добытого газа для сжижения на завод по производству сжиженного природного газа;
государственным компаниям, доля участия Российской Федерации в уставных капиталах которых составляет более чем 50 процентов, являющимся пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря, и их дочерним обществам, в уставных капиталах которых доля участия таких госкомпаний составляет более 50 процентов уставного капитала, производящим СПГ из газа, добытого из указанных участков недр, или из газа, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Данные критерии неоднократно рассматривались в Правительстве Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и на совещании у Президента Российской Федерации.
В частности было принято решение о том, что не все недропользователи на участках недр федерального значения, лицензия на недропользование которых предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа или направление добытого газа для сжижения на завод по производству сжиженного природного газа, автоматически будут получать право на экспорт, а только те лицензия на недропользование которых по состоянию на 1 января 2013 г. предусматривает указанные условия, в том числе по причине необходимости обеспечения внутреннего рынка газом, примет такое решение.
Необходимость расширения субъектного состава экспортеров СПГ обусловлено следующим.
В настоящее время мировой рынок углеводородного сырья находится в стадии трансформации, обусловленной появлением новых технологий добычи сырья, снижающих его себестоимость и увеличивающих долю экономически рентабельных запасов, изменением структуры добычи (добыча трудноизвлекаемой нефти, сланцевого газа и нефти, освоение шельфовых месторождений).
Совокупное увеличение предложения за счет добычи трудноизвлекаемых запасов будет оказывать давление на мировой рынок нефти и газа, прежде всего, расширяя возможности потребителей по диверсификации поставок нефти и газа и увеличению конкуренции между добывающими странами.
С другой стороны, активный рост экономик Китая, Индии и в целом стран АТР будет способствовать увеличению спроса на углеводороды и открывает новые возможности для России.
Происходящие изменения на мировом энергетическом рынке особенно чувствительны для газового сегмента, который характеризуется специфичностью газа как товара и наличием транспортных особенностей.
Развитие технологий сжижения газа фактически превращает газовый рынок, существовавший до начала 2000-х годов в региональном разрезе (рынок газа Европы, Северной Америки, стран АТР) в глобальный взаимосвязанный рынок, такой как нефтяной.
Развитие технологий СПГ ставит новые вызовы для стран производителей газа, которые реализуют долгосрочные капиталоемкие проекты в сфере добычи газа, но уже не имеют гарантий спроса со стороны потребителей на производимый газ, ранее обеспеченных долгосрочными контрактами.
Как показал проведенный Минэнерго России анализ:
с 2005 по 2012 год объем мировой торговли СПГ вырос в 1,8 раза до 240 млн. т. (330 млрд. куб. м); доля СПГ в мировом спросе на газ будет увеличиваться с 10% (330 млрд. куб. м.) в 2012 году до 13% (650 млрд. куб. м.) в 2030 году;
импорт СПГ странами Европы возрастет с 64 млрд. куб. м в 2012 году до 139 млрд. куб. м в 2030 году, импорт СПГ странами АТР - с 211 млрд. куб. м. до 327 млрд. куб. м.;
существует значительная ценовая дифференциация между региональными рынками СПГ (США, Япония, Европа), что стимулирует развитие торговли СПГ в целом и перенаправление потоков СПГ;
увеличивается доля спотовых продаж СПГ (в 2012 году спотовые продажи СПГ составили порядка 25%);
в целом для европейского рынка характерен постепенный уход от привязки цен на газ от цен на нефть и сближение между собой контрактных и спотовых цен на газ, что определяет необходимость для России обеспечить диверсификацию структуры экспорта в целях сохранения возможности влиять на ценовую конъюнктуру на рынке.
В настоящее время основными импортерами СПГ являются страны АТР (Япония, Южная Корея, Индия, Китай) и Европы (Великобритания, Испания, Франция). Потребность США в импорте СПГ в связи с активным ростом добычи нетрадиционного газа будет находиться на минимальном уровне в ближайшей перспективе (до 4 млрд. куб. м).
Как уже было отмечено, рост спроса в Европе на СПГ прогнозируется более чем в 2 раза. Высокая доля спотовых поставок СПГ в Европу позволяет не только гибко перенаправлять потоки, но и уже создает конкуренцию для российского трубопроводного газа при сопоставимом уровне транспортных затрат. Общие мощности Европы по импорту СПГ уже достигают порядка 50% от совокупных мощностей трубопроводов.
При этом по самым оптимистичным оценкам спрос Китая и стран Юго-Восточной Азии на СПГ может увеличиться до 5 раз.
С точки зрения геополитических и экономических интересов Российской Федерации текущие тенденции на газовом рынке резко изменяют сложившуюся систему экспорта газа:
увеличение конкуренции на целевом рынке Европы между производителями сжиженного и трубопроводного природного газа;
увеличение спотовых торгов повышает волатильность рынка и спекулятивной составляющей, что может приводить к колебанию цен в широких диапазонах;
значительное количество строящихся и планируемых СПГ проектов в зарубежных странах с заявленной мощностью в районе до 300 млрд. куб. увеличивает конкуренцию на рынке СПГ;
наличие конкурентных преимуществ на мировом рынке СПГ у зарубежных стран:
Катар - низкая стоимость добычи и сжижения газа;
Австралия - минимальные транспортные затраты до рынка АТР;
Норвегия и Алжир - минимальные транспортные затраты до европейского рынка;
США (потенциальный экспортер) - может экспортировать СПГ с целью создания добавленной стоимости и получения премии от продажи газа, в объемах невостребованных внутренним рынком.
С учетом значительного потенциала роста спроса на СПГ в странах АТР, а также минимальной доли трубопроводного газа представляется целесообразным данный рынок рассматривать как целевой.
Вопрос либерализации экспорта СПГ должен быть встроен в общую внешнюю энергетическую политику России, ориентированную на максимальную монетизацию ресурсного потенциала страны и мультипликативного эффекта для всей экономики от нефтегазового сектора и усиление присутствия России на мировом рынке.
Таким образом, принятие решения по расширению субъектного состава экспортеров природного газа в виде СПГ должно обеспечивать:
увеличение доли России на газовом рынке;
сохранение стабильного уровня цен на газ и сырьевую корзину в целом;
недопустимость конкуренции между производителями российского трубопроводного и сжиженного газа.
Анализ существующей структуры "единого экспортного канала" в части экспорта СПГ позволяет сделать вывод:
о его низкой эффективности относительно сегмента СПГ;
новые вызовы на мировом газовом рынке формируют "повестку" изменения экспортной политики России и повышения ее гибкости в части диверсифицированности поставок и ценовых стратегий;
наличие единого "экспортного канала" не позволяет в полной мере обеспечить проектное финансирование строительства СПГ-заводов, поскольку обязательство продавать газ через организацию - собственника ЕСГ (с имеющимся кредитным рейтингом и масштабной инвестиционной программой) снижает возможность привлекать финансирование на особых условиях.
В целях исключения конкуренции между российскими экспортерами на зарубежных рынках законопроектом предусмотрен механизм координации экспорта СПГ. В частности законопроектом предлагается предусмотреть обязанность экспортеров газа представлять в Минэнерго России информацию об экспорте газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, предлагается передать Минэнерго России полномочия Минпромторга России по лицензированию экспорта углеводородного сырья.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" не потребует выделения дополнительных бюджетных средств.
Полномочия по лицензированию Минэнерго России планирует осуществлять в пределах установленной предельной численности работников ее центрального аппарата, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству на обеспечение ее деятельности.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с Федеральным законом "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" принятие, изменение, приостановление или признание утратившими силу иных законодательных актов не потребуется.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с Федеральным законом "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа" и статьи 13 и 24 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" приостановление или признание утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти актов не потребуется.
При этом потребуется разработка следующих проектов постановлений Правительства Российской Федерации:
1. Наименование проекта - О перечне информации об экспорте газа и порядке ее предоставления.
Обоснование необходимости подготовки - статья 1 Федерального закона.
Примерный срок подготовки - в течение 1 месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Краткое описание акта - в целях исключения конкуренции между российскими экспортерами на зарубежных рынках законопроектом предусмотрен механизм координации экспорта природного газа в сжиженном состоянии, основанный на получении информации об экспорте газа (направления, объемы и способ поставок) и их учете при лицензировании экспорта природного газа в сжиженном состоянии.
Головной исполнитель - Минэнерго России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России и Минпромторг России.
2. Наименование проекта - О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 364 "Об утверждении Положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий".
Обоснование необходимости подготовки - регламентировать отношения, связанные с лицензированием экспорта или импорта углеводородного сырья и продуктов его переработки.
Примерный срок подготовки - в течение 1 месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Краткое описание акта - необходимо предусмотреть полномочия Минэнерго России по лицензированию экспорта или импорта углеводородного сырья и продуктов его переработки.
Головной исполнитель - Минэнерго России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России и Минпромторг России.
Также необходимо принятие следующих ведомственных нормативных правовых актов:
1. Наименование проекта - О внесении изменений в приказ Минпромторга России от 17 февраля 2012 г. N 135 "Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий".
Обоснование необходимости подготовки - учитывая, что полномочия Минпромторга России по лицензированию экспорта или импорта углеводородного сырья и продуктов его переработки предлагается передать Минэнерго России, необходимо внести соответствующие изменения в административный регламент.
Примерный срок подготовки - в течение 1 месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Краткое описание акта - необходимо исключить из полномочий Минпромторга России лицензирование экспорта или импорта углеводородного сырья и продуктов его переработки.
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России.
2. Наименование проекта - приказ Минэнерго России "Об утверждении Административного регламента Министерства энергетики Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт углеводородного сырья и продуктов его переработки.
Обоснование необходимости подготовки - регламентировать отношения, связанные с лицензированием Минэнерго России экспорта или импорта углеводородного сырья и продуктов его переработки.
Примерный срок подготовки - в течение 1 месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Краткое описание акта - установить порядок осуществления Минэнерго России государственной услуги по лицензированию экспорта или импорта углеводородного сырья и продуктов его переработки.
Головной исполнитель - Минэнерго России.
Соисполнители - Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.