Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
на проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован в условиях обозначившейся в последнее время тенденции к сокращению темпов экономического роста и бюджетных доходов.
Прирост ВВП в I полугодии 2013 года составил всего 1,4% против 4,5% в I полугодии 2012 года. Наблюдается сокращение инвестиций в основной капитал. За январь-август 2013 года значение данного показателя сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3%. Объем работ по виду деятельности "Строительство" за указанный период также сократился на 0,8 процента.
В связи с замедлением темпов экономического развития Российской Федерации прогнозируется сокращение доходов федерального бюджета по сравнению с показателями, утвержденными Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Планируется, что доходы федерального бюджета составят 13 570,5 млрд. рублей в 2014 году, 14 564,9 млрд. рублей в 2015 году, что соответственно на 492,9 млрд. рублей (3,5%) и на 1 050,6 млрд. рублей (6,7%) ниже объема, утвержденного в соответствии с федеральным бюджетом на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Расходы федерального бюджета сокращаются по сравнению с первоначально предусмотренным объемом в 2014 году на 246,9 млрд. рублей (1,7%) и составят 13 960,1 млрд. рублей, в 2015 году сократятся на 264,7 млрд. рублей (1,7%) и составят 15 361,5 млрд. рублей.
В рамках оптимизации действующих расходных обязательств в 2014-2016 годах Правительством Российской Федерации проведено сокращение на 2% бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям и на 5% прочих расходов федерального бюджета, за исключением отдельных несокращаемых расходов, имеющих обязательный характер, предусмотрены меры по обеспечению долгосрочной сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и сокращению его зависимости от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, приняты решения об отказе в 2014 году от индексации расходов на денежное содержание государственных служащих и денежного довольствия военнослужащих, а также о "заморозке" тарифов естественных монополий для промышленных потребителей. Тарифы на услуги естественных монополий для населения в 2014-2016 годах планируется проиндексированы на инфляцию предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7.
Дефицит на следующий год предусмотрен в размере 389,6 млрд. рублей, (0,5% ВВП), в 2015 и 2016 годах он составит соответственно 796,6 млрд. рублей (1,0% ВВП) и 486,5 млрд. рублей (0,6% ВВП).
В качестве основных источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2014-2016 годах будут выступать государственные заимствования.
Объем государственного долга за трехлетний плановый период увеличится более чем на треть по сравнению с величиной, планируемой на конец текущего года. Так, на конец 2016 года объем государственного долга составит 12 449,0 млрд. рублей, что выше уровня 2013 года на 4 335,7 млрд. рублей (на 34,8%).
При этом, следует обратить внимание, что в пояснительной записке к законопроекту указано, что в случае ухудшения социально-экономической ситуации возможно существенное увеличение заимствований и расходов на обслуживание государственного долга.
В 2014-2016 годах часть средств Фонда национального благосостояния планируется инвестировать в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов. Предполагается, что средства Фонда в сумме до 450 млрд. рублей будут направлены на реализацию проектов создания высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороги и развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
Ожидается, что начиная с 2014 года будет проводиться технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов, осуществляемых в форме государственных капитальных вложений, с объемами капитального строительства свыше 8 млрд. рублей, а с 2015 года с объемами свыше 1,5 млрд. рублей.
Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован на основе утвержденных государственных программ Российской Федерации.
В условиях перехода к программной структуре федерального бюджета особую важность приобретает качество утвержденных государственных программ, поскольку от этого будет зависеть эффективность бюджетных расходов.
Необходимо обратить внимание, что разработка государственных программ осуществлялась в условиях отсутствия актуальной концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и долгосрочной бюджетной стратегии.
В частности, до сих пор не принят федеральный закон "О государственном стратегическом планировании", не утверждена долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации, не одобрен Правительством Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Исходя из этого, обоснованность соответствующих долгосрочных планов и концепций Российской Федерации, включая государственные программы Российской Федерации, остается недостаточной.
Таким образом, в настоящее время только формируются единые подходы к организации процесса стратегического планирования. Остается неурегулированным вопрос взаимной увязки государственных программ с документами стратегического планирования, "дорожными картами" и прочими инструментами программно-целевого планирования.
При этом, в настоящее время утверждено 40 государственных программ Российской Федерации, финансовые показатели которых не в полной мере соответствуют проекту федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Исходя из этого, а также с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, уточненного долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, объемы финансового обеспечения, целевые показатели, состав мероприятий государственных программ будут уточнены, что может потребовать также дополнительного их рассмотрения комитетами Государственной Думы в соответствии с Федеральным законом "О парламентском контроле".
Таким образом, представляется необходимым осуществлять строгий контроль за своевременным внесением изменений в государственные программы в целях обеспечения соответствия объемов финансирования, установленных в государственных программах, объемам, утвержденным в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также мониторинг за ходом реализации мероприятий, осуществляемых в рамках государственных программ, за эффективным использованием выделенных средств и выполнением индикаторов и показателей эффективности программ.
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р.
В состав государственной программы входят 3 подпрограммы: "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России", "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России", "Обеспечение реализации государственной программы", 2 федеральные целевые программы: Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы, а также проект федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы.
На реализацию государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета в 2014 году в сумме 98 943,4 млн. рублей, в 2015 году - 75 827,4 млн. рублей и в 2016 году - 50 594,8 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования по сравнению с объемами, утвержденными в паспорте государственной программы, в 2014 году уменьшены на 15 542,6 млн. рублей, в 2015 году - на 1 378,0 млн. рублей, а в 2016 году увеличены на 5 593,6 млн. рублей.
Основные задачи и целевые показатели государственной программы определены исходя из целевых ориентиров, заданных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Целью государственной программы является повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения. Достижение этой цели обеспечивается подпрограммой "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России".
В рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований;
- переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и не входящих в действующие программы переселения;
- обеспечение жильем, оказание содействия для приобретения жилья отдельными категориями граждан;
- создание условий для развития рынка доступного жилья, развития жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное жилищное строительство;
- создание условий для развития жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство, на вовлекаемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в гражданский оборот находящихся в федеральной собственности земельных участках;
- формирование механизмов долгосрочного финансирования ипотечного жилищного кредитования, реализуемое и финансируемое государственным институтом развития - ОАО "АИЖК";
- содействие формированию рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
- внедрение новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий при жилищном строительстве, создание условий для строительства и реконструкции предприятий по производству ресурсосберегающих материалов, изделий и конструкций.
Расходы федерального бюджета на мероприятия, предусмотренные подпрограммой "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
млн. рублей | ||||||
|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
(действующие расходные обязательства) |
бюджет |
(действующие расходные обязательства) |
бюджет |
(действующие расходные обязательства) |
бюджет |
|
Всего по подпрограмме |
59 156,0 |
48 129,6 |
24 334,8 |
24 308,4 |
1 561,5 |
14 859,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" |
0 |
9 000,0 |
- |
- |
- |
- |
Субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
4 359,0 |
4 359,0 |
4 359,0 |
4 359,0 |
4 577,4 |
4 359,0 |
Иные межбюджетные трансферты на переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований |
527,2 |
500 ,9 |
527,2 |
500 ,9 |
561,5 |
500 ,9 |
Имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации |
54 269,8 |
34 269,8 |
19 448,6 |
19 448,6 |
0 |
10 000,0 |
Из приведенной таблицы видно, на какие мероприятия предусмотрено финансирование из федерального бюджета и на сколько совпадают объемы выделяемых из федерального бюджета средств с параметрами, заложенными в подпрограмме.
Следует отметить, что по ряду мероприятий подпрограммы не предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета. Это мероприятия, направленные на создание условий для развития рынка доступного жилья, развития жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономкласса, на формирование механизмов долгосрочного финансирования ипотечного жилищного кредитования, на содействие формированию рынка доступного арендного жилья, а также на внедрение новых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий при жилищном строительстве. Такие мероприятия в основном предусматривают реализацию мер по созданию нормативно-правовых и организационных условий для их реализации.
В 2014 году выделяются дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в объеме 9 000,0 млн. рублей.
Мероприятие по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и не входящих в действующие программы переселения, реализуется и финансируется государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства путем предоставление средств бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство, приобретение и выкуп жилых помещений с целью переселения граждан из такого аварийного жилищного фонда.
Для увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в федеральном бюджете предусматривается имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2014 году в сумме 34 269,8 млн. рублей и в 2015 году в сумме 19 448,6 млн. рублей. При этом уменьшение в 2014 году размера указанного взноса по сравнению с установленным программой на 20 000,0 млн. рублей связано с предполагаемым увеличением на указанную сумму взноса в 2013 году (в рамках подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России"). В 2016 году предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на предоставление имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 10 000,0 млн. рублей.
Следует обратить внимание, что в государственной программе в числе основных результатов первого этапа ее реализации (2013-2015 годы) указано завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 1 января 2012 года. Таким образом, не учтено что в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" срок исполнения обязательств субъектов Российской Федерации по переселению граждан из аварийного жилищного фонда был перенесен с 31 декабря 2015 года до 1 сентября 2017 года.
Значительная часть мероприятий, направленных на повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, осуществляются в рамках включенных в состав государственной программы федеральных целевых программ.
Расходы федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ в рамках государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
млн. рублей | ||||||
|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
(действующие расходные обязательства) |
бюджет |
(действующие расходные обязательства) |
бюджет |
(действующие расходные обязательства) |
бюджет |
|
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы |
40 884,5 |
37 495,1 |
41 091,0 |
38 570,9 |
- |
- |
Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011-2017 годы |
0 |
2 000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Проект федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы |
- |
- |
- |
- |
43 148,4 |
35 149,1 |
Расходы на реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы сокращены в 2014 году на 3 389,4 млн. рублей, в 2015 году на 2 520,1 млн. рублей. Это связано с оптимизацией расходных обязательств федерального бюджета, экономией бюджетных ассигнований в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в результате исключения избыточных проектных решений и уменьшения мощности объектов, предусмотренных к реализации, и завершением мероприятий по приобретению жилья гражданам, подлежащим отселению с комплекса "Байконур".
Паспортом Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы предусмотрено завершение в 2013 году финансирования программы за счет средств федерального бюджета. Предполагалось, что начиная с 2014 года будет осуществляться исключительно внебюджетное финансирование программы. При этом в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации на реализацию региональных программ в области водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод принято решение о выделении в 2014 году дополнительных ассигнований на реализацию Федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы в объеме 2 000,0 млн. рублей.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что по данной федеральной целевой программе наблюдается самое низкое исполнение среди всех программ. По итогам за восемь месяцев 2013 года финансирование программы составило всего 0,4% от общей суммы, предусмотренной на текущий год (3 000,0 млн. рублей).
Бюджетные ассигнования на реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы сокращены по сравнению с запланированными в государственной программе в связи с отсутствием решения о принятии данной федеральной целевой программы.
При этом, следует отметить, что целесообразность принятия новой федеральной целевой программы, после завершения действующей, вызывает сомнения.
Следует учесть, что приведенные данные об объемах финансирования государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" указанны без учета дополнительной потребности, которая отражена в государственной программе. Так, в целом по программе дополнительная потребность на 2014 год составляет 62 239,4 млн. рублей, на 2015 год - 104 104,7 млн. рублей, на 2016 год - 35 920,4 млн. рублей.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2600-р.
В состав государственной программы входят 8 подпрограмм: "Магистральный железнодорожный транспорт", "Дорожное хозяйство", "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание", "Морской и речной транспорт", "Надзор в сфере транспорта", "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства", "Транспортное обеспечение Олимпийских игр 2014 года и XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани", "Обеспечение реализации Программы", 2 федеральные целевые программы: Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" и Федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)", а также Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.
Расходы федерального бюджета на государственную программу "Развитие транспортной системы"
млн. рублей | |||||||
|
2013 год (Закон N 216-ФЗ) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Программа |
Бюджет |
Программа |
Бюджет |
Программа |
Бюджет |
||
Всего по программе |
656 784,1 |
686 628,7 |
706 376,2 |
688 258,7 |
755 396,6 |
786 135,1 |
777 278,7 |
их них: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Дорожное хозяйство" |
174 583,9 |
211 132,5 |
211 167,3 |
224 586,8 |
224 633,5 |
243 842,8 |
243 870,0 |
Подпрограмма "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства" |
13 623,3 |
19 958,6 |
19 884,2 |
15 227,5 |
15 195,7 |
16 086,6 |
16 004,6 |
Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" |
364 464,9 |
369 809,0 |
353 213,9 |
367 062,1 |
386 292,8 |
447 144,8 |
421 686,4 |
в том числе подпрограмма "Автомобильные дороги" |
267 241,4 |
284 880,9 |
258 338,6 |
282 926,7 |
289 191,6 |
309 900,2 |
280 938,4 |
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие транспортной системы", предусмотренные в законопроекте, увеличиваются по сравнению с утвержденными в паспорте программы в 2014 году на 19 747,5 млн. рублей, в 2015 году на 67 137,9 млн. рублей, а в 2016 году сокращаются на 8 856,4 млрд. рублей.
В рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" решаются задачи обеспечения функционирования сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящейся в ведении Федерального дорожного агентства, повышение мобилизационной готовности объектов дорожного хозяйства, повышение безопасности дорожного движения. В этих целях предусмотрено три мероприятия:
- капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
- обновление парка автоколонн войскового типа;
- создание условий для реализации Программы дорожного хозяйства (реализация мер, направленных на выполнение Росавтодором функций по обеспечению реализации Программы).
Мероприятие по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства, является одним из важнейших мероприятий в рамках задачи по обеспечению функционирования сети автомобильных дорог федерального значения и повышению безопасности дорожного движения.
Недостаточное финансирование этого мероприятия привело к существенному отставанию объемов выполняемых работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения от необходимых объемов, которые определяются исходя из установленных межремонтных сроков.
В отношении федеральных автомобильных дорог указанная проблема должна быть решена за счет перехода с 2014 года на финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения по установленным нормативам финансовых затрат исходя из необходимости обеспечения данных расходов в размере 100 процентов, что обеспечено финансированием в рамках законопроекта.
В рамках подпрограммы "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства" предусматривается обеспечение эффективного функционирования сети автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Эта задача решается путем проведения капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги" обеспечивается в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".
При этом в отношении автомобильных дорог Государственной компании "Российские автомобильные дороги" законопроектом также обеспечивается переход в 2014 году на нормативное финансирование работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Мероприятия Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", являющейся составной часть государственной программы, определены в постановлении Правительства Российской Федерации об утверждении данной федеральной целевой программы.
Можно отметить, что встречается дублирование показателей (индикаторов), установленных в федеральной целевой программе и в государственной программе. По ряду аналогичных показателей отличаются только единицы измерения. При этом сопоставимость показателей также не очевидна.
Необходимо обратить внимание, что предложенное в законопроекте распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Развитие транспортной системы" не дает возможности сопоставить направления расходования средств с предусмотренными программой мероприятиями, особенно если учесть, что объемы финансирования, предусмотренные в законопроекте и в государственной программе отличаются.
Учитывая, что в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации была поставлена задача обеспечения в ближайшее десятилетие увеличения объемов дорожного строительства в два раза по сравнению с периодом 2003-2012 годов, крайне важно обеспечить финансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения на период до 2020 года в строгом соответствии с объемами, предусмотренными государственной программой "Развитие транспортной системы".
Следует также отметить, что рассмотрение проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" осуществляется в отсутствие внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации законопроекта о внесении изменений в федеральный бюджет текущего года, что может оказать существенное влияние на эффективность реализации государственной политики в отдельных сферах деятельности, и, по мнению Комитета, должно быть учтено при выработке конкретных предложений в отношении рассматриваемого законопроекта.
Кроме того, необходимо учитывать, что в связи с ожидаемым ухудшением социально-экономической ситуации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе ожидается соответствующее сокращение финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, что особенно актуально с учетом реализации положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Так, поступления налога на прибыль организаций по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации за январь-июль 2013 года составили только 1 0140,8 млрд. рублей, то есть на 260 млрд. рублей меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Как следствие, не только сократились доходы значительной части субъектов Российской Федерации, но и были уменьшены возможности предприятий по финансированию расширения и модернизации производства.
При этом объем государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга составляет порядка 1,5 трлн. рублей, из которых 1/2 трлн. рублей - задолженность по бюджетным кредитам перед федеральным бюджетом, которая должна быть возвращена в течение среднесрочного периода за счет собственных средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, что влечет сокращение иных приоритетных расходов, в первую очередь касающихся инвестиционных проектов.
Учитывая указанное обстоятельство, и в целях оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов представляется необходимым обеспечить реструктуризацию задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам на срок не менее пяти лет с приостановлением соответствующего начисления платы за пользование кредитом, штрафов и пеней.
Кроме того, при дальнейшей работе над законопроектом целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении расходов в форме взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который является одним из наиболее эффективных инструментов государственной политики в этой сфере и позволяет оказывать значимую поддержку гражданам Российской Федерации в части улучшения жилищных условий, сокращения объемов ветхого и аварийного жилья.
Также в рамках рассмотрения проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов представляется целесообразным рассмотреть вопрос об увеличении расходов на дорожное хозяйство, а также необходимо обеспечить скорейшее формирование институциональной и нормативно-правовой базы для использования средств Фонда национального благосостояния на финансовое обеспечение масштабных проектов развития транспортной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает принятие проекта федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в первом чтении при условии учета указанных предложений и замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.