Заключение Комитета Государственной думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в части финансирования раздела "Культура, кинематография" расходной части бюджета и государственной программы "Развитие культуры и туризма" и сообщает.
Проект федерального бюджета на 2014-2016 годы впервые сформирован в программной классификации расходов на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012-2013 годах 40 государственных программ, охватывающих все основные сферы (направления) деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Стратегическим направлением повышения эффективности бюджетных расходов является расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов управления с увязкой бюджетных расходов, регулятивных инструментов, в том числе налоговых льгот, использования имущества, контрольных функций с достижением конкретных целей и результатов государственной политики. (Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации приняты в 2013 году).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2567-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы.
Главной целью Программы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию.
Задачи Программы:
1. Сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации.
2. Повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма.
3. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма.
Для оценки реализации Программы утверждены целевые индикаторы и показатели:
Индикаторы |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2020 год |
Количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года (процент) |
109,19 |
111,9 |
116,97 |
122,43 |
135,72 |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (процент) |
31,24 |
32,01 |
32,79 |
33,59 |
37,0 |
Прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом (процент) |
3 |
6 |
9 |
12 |
25 |
Прирост числа лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году (процент) |
1 |
2 |
3 |
5 |
9 |
Прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году (процент) |
103,84 |
109,59 |
119,18 |
134,25 |
191,78 |
Расходы федерального бюджета в 2013 - 2016 годах на государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" составляют:
млн. рублей | |||||||||||||
Наименование |
2013 год (Закон N 216-ФЗ) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||||
Паспорт ГП |
Проект |
Отклонение от Паспорта |
Изменение к предыдущему году, % |
Паспорт ГП |
Проект |
Отклонение от Паспорта |
Изменение к предыдущему году, % |
Паспорт ГП |
Проект |
Отклонение от Паспорта |
Изменение к предыдущему году, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
6=4/2 х 100 |
7 |
8 |
9=8-7 |
10=8/4 х 100 |
11 |
12 |
13=12-11 |
14=12/8 х 100 |
Всего |
100 928,3 |
101 020,7 |
101 134,3 |
113,6 |
100,2 |
104 462,7 |
100 916,7 |
-3 546,0 |
99,8 |
104 903,5 |
103 627,5 |
-1 275,8 |
102,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Наследие" |
34 690,0 |
32 950,8 |
30 222,9 |
-2 727,9 |
87,1 |
30 204,8 |
29 698,3 |
-506,5 |
98,3 |
31 115,9 |
29 938,4 |
-1 177,5 |
100,8 |
Подпрограмма "Искусство" |
32 376,8 |
30 174,3 |
34 957,9 |
4 783,6 |
108,0 |
30 451,2 |
31 031,9 |
580,7 |
88,8 |
29 788,2 |
30 912,7 |
1 124,5 |
99,6 |
Подпрограмма "Туризм" |
120,5 |
106,2 |
328,6 |
222,4 |
272,7 |
106,4 |
328,8 |
222,4 |
100,1 |
106,4 |
329,0 |
222,6 |
100,1 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации Программы" |
9 459,9 |
11 525,5 |
10 021,9 |
-1 503,6 |
105,9 |
15 658,5 |
13 103,7 |
-2 554,8 |
130,8 |
14 049,8 |
17 224,6 |
3 174,8 |
131,4 |
Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)" |
21 794,1 |
21 379,5 |
20 962,9 |
-416,6 |
96,2 |
22 838,9 |
21 811,2 |
-1 027,7 |
104,0 |
24 302,1 |
20 280,2 |
-4021,9 |
93,0 |
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" |
2 487,0 |
4 884,4 |
4 640,2 |
-244,2 |
186,6 |
5 202,9 |
4 942,8 |
-260,1 |
106,5 |
5 541,1 |
4 942,8 |
-598,3 |
100,0 |
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" в 2014 году - 101 134,3 млн. рублей, в 2015 году - 100 916,7 млн. рублей и в 2016 году - 103 627,5 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы увеличены в 2014 году на 113,6 млн. рублей, в 2015 и 2016 годах уменьшены соответственно на 3 546,0 млн. рублей и на 1 275,8 млн. рублей.
Увеличение программных расходов в 2014 году на 113,6 млн. рублей произошло за счет выделения дополнительных бюджетных средств в объеме 5 969,2 млн. рублей и сокращения расходов на 5 855,6 млн.
Дополнительные ассигнования предусмотрены на :
- мероприятия, проводимые в рамках Года культуры - 3 584,2 млн. рублей;
- реставрацию фонтанов на ВВЦ - 970,0 млн. рублей;
- реализацию мероприятий по созданию инновационных культурных центров -750,0 млн. рублей;
- строительство нового здания Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова (музейно-культурный центр в городе Абакане, Республика Хакасия) - 300,0 млн. рублей;
- реализацию мероприятий по сохранению объектов культурного наследия - 365,0 млн. рублей.
Вместе с тем, сокращение расходов запланировано по следующим позициям:
- на 5% расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (расходы на проведение мероприятий в сфере культуры и туризма, реставрация объектов культурного наследия, расходы на информационно-коммуникационные технологии, расходы центрального аппарата и территориальных органов) и расходы инвестиционного характера, включая расходы на реализацию Федеральной целевой программы "Культура России" на 2012-2018 годы - 1 912,7 млн. рублей;
- уменьшение инвестиционных расходов (ГМИИ им. Пушкина - 2 973,6 млн. рублей в связи с отсутствием документации);
- на 5% расходы на предоставление субсидий (субсидии Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви на воссоздание исторического облика монастыря; мероприятия по реализации комплексного проекта "Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар"; субсидия Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество"; субсидии Международному фонду К.С. Станиславского в целях сохранения и содержания объекта культурного наследия "Усадьба К.С. Станиславского "Любимовка"; субсидии на реализацию творческих проектов и др.); гранты на государственную поддержку муниципальных учреждений культуры находящихся на территории сельских поселений и их лучших работников; гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации; премии в области литературы и искусства, образования, печатных средств массовой информации, науки и техники и иные поощрения за особые заслуги перед государством (премия Волкова) - 235,4 млн. рублей;
- на 2% расходы на предоставление субсидий бюджетным учреждениям на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели - 733,9 млн. рублей (включая сокращение суммы, предусмотренной на увеличение заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 -169,7 млн. рублей).
Основной объем выделенных дополнительно бюджетных ассигнований предусмотрен в рамках подпрограммы "Искусство", в связи с чем наблюдается рост расходов данной подпрограммы, в то время как по остальным подпрограммам идет снижение расходов: "Наследие" - на 2,5 млрд. рублей, "Обеспечение условий реализации Программы" - на 1,5 млрд. рублей, а также ФЦП "Культура России" - на 416 млн. рублей.
Объем расходов федерального бюджета по разделу "Культура, кинематография" характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||
Закон N 216-ФЗ |
Проект |
Отклонение от Закона 216-ФЗ |
Закон N 216-ФЗ |
Проект |
Отклонение от Закона 216-ФЗ |
Проект |
Отклонение от проекта 2015 года |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
6 |
7 |
8=7-6 |
9 |
10=9-7 |
Раздел "Культура, кинематография", всего |
98 689,8 |
95 568,9 |
95 981,6 |
412,7 |
99 307,3 |
95 269,1 |
-4 038,1 |
97 373,3 |
2 104,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подраздел "Культура" |
86 686,5 |
84 843,4 |
85 529,6 |
686,2 |
89 095,8 |
85 509,6 |
-3 586,2 |
87 985,3 |
2 475,7 |
Подраздел "Кинематография" |
7 396,0 |
7 196,2 |
6 857,1 |
-339,1 |
6 962,5 |
6 636,4 |
-326,1 |
6 565,2 |
-71,2 |
Подраздел "Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии" |
386,6 |
401,3 |
395,1 |
-6,2 |
403,5 |
406,3 |
2,8 |
443,6 |
37,2 |
Подраздел "Другие вопросы в области культуры, кинематографии" |
4 220,7 |
3 128,0 |
3 199,8 |
71,8 |
2 845,5 |
2 716,8 |
-128,6 |
2 379,3 |
-337,5 |
В проекте федерального бюджета на 2014 - 2016 годы по разделу "Культура, кинематография" предусмотрены бюджетные ассигнования в 2014 году в сумме 95 981,6 млн. рублей, в 2015 году - 95 269,1 млн. рублей и в 2016 году - 97 373,3 млн. рублей.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу по сравнению с 2013 годом (0,7%) в 2014 году не изменяется и составляет 0,7%, а в 2015 и 2016 годах уменьшается и составляет по 0,6 процента ежегодно.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Культура, кинематография" не изменяется и составляет в 2013 - 2016 годах ежегодно 0,1 процента.
Бюджетные ассигнования по разделу "Культура, кинематография", по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 216-ФЗ, увеличены в 2014 году на 412,7 млн. рублей, в 2015 году уменьшены на 4 038,1 млн. рублей. В 2016 году по сравнению с проектом 2015 года расходы увеличены на 2 104,2 млн. рублей.
С учетом прогнозируемого сокращения доходов федерального бюджета по сравнению с показателями, утвержденными Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", проведена системная работа по оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач, в первую очередь направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 579 (далее - Указ).
Для реализации Указа в проекте бюджета предусмотрены следующие ассигнования:
на доведение к 2018 году заработной платы работников учреждений культуры до средней в соответствующем регионе в объемах: 2014 год - 9,2 млрд. рублей; 2015 год - 12,6 млрд. рублей, 2016 год - 16,5 млрд. рублей;
на достижение целевых показателей установленных Указом в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры в объемах: в 2014 году - 3,9 млрд. рублей; в 2015 году - 3,6 млрд. рублей, в 2016 году - 2,7 млрд. рублей.
В рамках законопроекта также обеспечено выполнение рекомендаций подпункта 1 пункта 3 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона N 143344-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части реализации мероприятий по сохранению объектов культурного наследия в г. Енисейске Красноярского края (2014 г. - 0,4 млрд. рублей) и строительства нового здания Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова (2014 г. - 0,3 млрд. рублей).
Помимо вышеназванных мероприятий проект федерального бюджета обеспечивает:
- предоставление субсидий федеральным учреждениям культуры Минкультуры России, Управления делами Президента Российской Федерации, Минпромторга России, Минрегиона России, Минспорттуризма России, Россвязь, РАН, Сибирского отделения РАН, Росжелдора, Росморречфлота, Росгидромета, Российской академии образования в 2014 году в сумме 49,3 млрд. рублей, в 2015 году - 53,3 млрд. рублей, в 2016 году - 57,4 млрд. рублей;
- предоставление субсидий на поддержку производства, проката, показа и продвижения национальных фильмов в 2014-2016 годах в сумме 4,9 млрд. рублей ежегодно;
- государственную поддержку общероссийских и международных мероприятий в сфере культуры, осуществляемых в централизованном порядке, в 2014 году в сумме 8,6 млрд. рублей, в 2015 году - 4,9 млрд. рублей, в 2016 году - 6,7 млрд. рублей;
- грантовую поддержку, а также стипендии и премии деятелям культуры в 2014 году в сумме 3,6 млрд. рублей, в 2015 году - 3,8 млрд. рублей, в 2016 году - 3,8 млрд. рублей, в том числе региональным коллективам 0,6 млрд. рублей ежегодно;
- предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в 2014 году - 3,5 млрд. рублей, в 2015 году - 3,3 млрд. рублей, в 2016 году - 2,3 млрд. рублей млн. рублей;
- оказание государственной поддержки муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территории сельских поселений, а также работникам указанных учреждений в сумме на 2014-2016 годы 0,2 млрд. ежегодно.
Помимо вышеназванных мероприятий проектом федерального бюджета предусмотрено проведение в 2014 году общероссийских и межрегиональных мероприятий в рамках Года культуры на сумму 3,6 млрд. рублей.
Исходя из изложенного, Комитет по культуре считает:
1. Недопустимым и необоснованным снижение расходов по разделу "Культура, кинематография" с 98,7 млрд. рублей (2013 год) до 95,9 млрд. рублей в 2014 году, который объявлен Годом культуры.
2. Предусмотренное в законопроекте значительное уменьшение объемов бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы "Развитие культуры и туризма" в 2015 и 2016 годах соответственно на 3 546,0 млн. рублей и на 1 275,8 млн. рублей может привести к срыву достижения программных индикаторов и показателей.
Комитет по культуре не поддерживает принятие проекта федерального закона N 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в части расходов на культуру.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.