Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 386184-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Досье на проект федерального закона
Изменения в Федеральный закон "О связи" (далее - Закон) предусматривают возникновение у операторов связи возможности полноценного совместного использования радиочастотного спектра, объединения полос радиочастот между операторами связи в целях улучшения качества предоставляемых услуг, временного использования операторами, которым выделены отдельные полосы радиочастот, в период проведения конверсионных работ или существования иных временных ограничений использования спектра. Для этих целей в Закон вносятся следующие концептуальные изменения:
1) Устанавливается отдельный правовой режим совместного использования спектра в виде многосубъектного использования радиочастотного спектра, подразумевающий одновременное присвоение (назначение) радиочастотного канала нескольким операторам (пользователю спектра, которому решением ГКРЧ выделена эта полоса, и субпользователям спектра).
2) Субпользователю спектра присвоение осуществляется на основании договора с пользователем спектра и соответствующего заявления пользователя, иных документов субпользователю не требуется.
3) Выдается одно разрешение на использование заявляемого радиочастотного канала (РИЧ) с указанием в нем всех операторов связи, которые могут использовать данный радиочастотный канал. РИЧ выдается в нескольких оригинальных экземплярах по количеству операторов связи, указанных в нем. В РИЧ также указывается оператор связи (пользователь или субпользователь), который будет являться фактическим владельцем РЭС - этим положением для регулятора определяется субъект для дальнейшего государственного радиоконтроля. Изменение РИЧ в части информации о перечне субпользователей и кто из операторов является владельцем РЭС осуществляется в обычном режиме внесения изменений. Все действия по получению, изменению и прекращению РИЧ осуществляются на основании заявления только пользователя.
4) Плату за радиочастотный спектр оплачивает только пользователь радиочастотным спектром.
5) Совместное использование спектра реализуется через совместное использование одного РЭС в составе нескольких сетей связи. Также предусмотрен механизм своего рода "передачи" спектра другому оператору. Это осуществляется также в правовом режиме многосубъектного использования спектра, но позволяет одному оператору собрать на одном своем РЭС полосы всех других операторов и использовать это РЭС только в своей сети.
6) Для того, чтобы институт совместного использования спектра использовался только для "объединения" полос, а не для его дальнейшей купли-продажи в Закон вносятся ограничения в части того, что совместное использование спектра может быть осуществлено только между операторами, имеющими аналогичные права на использование спектра в других полосах частот и аналогичные лицензии.
Предусмотренные Проектами правовые механизмы позволяют осуществить следующие модели организации сетей связи:
Оператор А имеет право на полосу радиочастот 1
Оператор Б имеет право на полосу радиочастот 2
Оператор В имеет право на полосу радиочастот 3
Оператор Г имеет право на полосу радиочастот 4
I. 1.1. Оператор А - владелец БС "А", использует БС "А" в своей сети
- получает РИЧ на канал в полосе 1 в качестве пользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 2 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 3 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 4 в качестве субпользователя
На РЭС используются радиоканалы в 4 полосах радиочастот (четыре РИЧ)
1.2. Оператор Б - не является владельцем БС "А", но использует БС "А" в своей сети в рамках совместного использования РЭС
- получает РИЧ на канал в полосе 1 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 2 в качестве пользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 3 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 4 в качестве субпользователя
На РЭС используются радиоканалы в 4 полосах (четыре РИЧ)
Аналогичным образом Операторы В и Г получают РИЧ в отношении радиоканала в своей полосе в качестве субпользователей, в отношении радиоканалов чужих полос в качестве субпользователей, не являются владельцами РЭС, но используют его в своей сети связи.
II. 1.1. Оператор А - владелец БС "А", использует БС "А" в своей сети
- получает РИЧ на канал в полосе 1 в качестве пользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 2 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 3 в качестве субпользователя
- получает РИЧ на канал в полосе 4 в качестве субпользователя
1.2. Оператор Б получает РИЧ в полосе 2 в качестве пользователя, но РЭС не регистрирует и не использует;
1.3. Оператор В получает РИЧ в полосе 3 в качестве пользователя, но РЭС не регистрирует и не использует;
1.4. Оператор Г получает РИЧ в полосе 4 в качестве пользователя, но РЭС не регистрирует и не использует.
В итоге БС, использующая 4 канала в четырех полосах радиочастот, эксплуатируется только в сети одного оператора А.
Для реализации представленных изменений в Закон "О связи" необходимо будет также внести соответствующие изменения в Решение Государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России от 20 декабря 2011 г. N 11-13-02 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот" в части порядка присвоения радиочастот и в нормативно-правовые акты, регулирующие Правила применения базовых станций каждого из стандартов подвижной радиотелефонной связи в части возможности совместного использования РЭС одновременно в двух и более сетях связи.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" потребует внесения изменений в следующие правовые акты:
1) Приказ Минкомсвязи России от 06.06.2011 N 129 "Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть VI. Правила применения оборудования систем базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта LTE";
2) Приказ Минкомсвязи России от 17.02.2010 N 31 "Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи. Часть V. Правила применения оборудования систем базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта UMTS с частотным дуплексным разносом и частотно-кодовым разделением радиоканалов";
3) Приказ Мининформсвязи России от 07.11.2007 N 127 "Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть IV. Правила применения подсистемы базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта 1МТ-МС-2000";
4) Приказ Мининформсвязи России от 12.04.2007 N 45 "Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть И. Правила применения подсистем базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800";
5) Приказ Мининформсвязи России от 28.11.2005 N 134 "Об утверждении Правил применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть I. Правила применения подсистемы базовых станций сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта IMT-MC-450";
6) Решение ГКРЧ при Минкомсвязи России от 20.12.2011 N 11-13-02 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.