Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правового регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения, оптимизацию закрепленных в законе норм, в том числе с учетом решения проблем, выявленных при разработке подзаконных нормативных правовых актов.
Законопроектом предусмотрена корректировка ряда понятий, в частности понятия водоотведения, закрепленных в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - закон).
Путем изменений, вносимых в статью 4 закона, закрепляются дополнительные полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере водоснабжения и водоотведения и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, по утверждению правил технической эксплуатации централизованных систем холодного и горячего водоснабжения. Такие правила необходимы для закрепления обязательств организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, по осуществлению обязательных технических процедур при эксплуатации централизованных систем водоснабжения и водоотведения и формирования тарифов с учетом расходов на осуществление этих процедур.
Законопроект также уточняет полномочия Минрегиона России по рассмотрению разногласий при определении плановых показателей надежности, качества, энергетической эффективности и утверждении инвестиционных программ организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
В статье 5 закрепляются полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению нормативов водоотведения по составу сточных вод, которые в настоящее время применяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предлагается введение норм, регулирующих ситуации, связанные с переходом прав собственности, иных прав, предоставляющих их обладателю правомочия владения и пользования или пользования в отношении объектов, подключенных к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, а также случаи передачи объектов, подключенных к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, во временное владение и пользование или пользование третьим лицам.
Дополнения, вносимые в часть 8 статьи 6 закона, определяют порядок вступления в силу договоров, заключенных гарантирующей организацией. Такая норма позволит синхронизировать изменение системы договорных отношений и тарифное регулирование, а также избежать ситуаций, при которых потребителям будут приходить платежные поручения от "старой" и "новой" организации, осуществляющих водоснабжение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "часть 8 статьи 6" следует читать "часть 8 статьи 7"
Законопроект вводит в закон понятие нормативов водоотведения по составу сточных вод. Такие нормативы применяются в настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, однако как сами нормативы, так и плата за их нарушение устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Законопроект предусматривает установление единых правил расчета таких нормативов и определения платы за их нарушение в составе Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Введение в закон такого понятия не создает никаких новых платежей для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение.
Изменения в статью 18 закона, регулирующую подключение (технологическое присоединение) объектов заявителя к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, направлены на предоставление заявителю права самостоятельно осуществлять работы по созданию водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них.
Корректировка статьи 20 закона ("Организация коммерческого учета"), устраняет коллизию, позволяющую абоненту не допускать организацию водопроводно-канализационного хозяйства к снятию показаний приборов учета в течение 6 месяцев без возможности предъявления санкций к таким абонентам.
Существенной корректировке подвергается глава 5 закона "Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения". Данные изменения направлены, в первую очередь, на повышение эффективности охраны водных объектов, установление более четкого порядка в отношениях между абонентами и организациями, осуществляющими водоотведение. Также законопроектом предполагается совершенствование порядка контроля состава и свойств сточных вод.
В отношении организаций, осуществляющих водоотведение, законопроектом предполагается переход к нормированию сбросов сточных вод на основе технологических нормативов. В существующей системе нормирования используются рыбохозяйственные нормативы, достижение которых не только экономически нецелесообразно, но и технологически невозможно, поскольку требования к составу сточных вод по ряду показателей более жесткие, чем требованиях санитарных норм и правил по отношению к питьевой воде.
Предлагается использовать принципы нормирования, применяемые в Европейском союзе, установив нормативы и требования по очистке сточных вод в отношении азота, фосфора, показателей биологического и химического потребления кислорода, взвешенных веществ и микроорганизмов - веществ, на удаление которых технологически рассчитаны очистные сооружения населенных пунктов. Технологические нормативы в отношении этих показателей предлагается устанавливать исходя из показателей, достигаемых с применением наилучших доступных технологий. При этом ответственность организаций, осуществляющих очистку сточных вод населенных пунктов, должна быть ограничена достижением нормативов исключительно по перечисленным показателям. В отношении других загрязняющих веществ лимиты на сброс предлагается выдавать на длительный срок, исходя из объема фактического сброса за предшествующие годы.
Также предполагается конкретизировать содержание планов по снижению сбросов, которые обязаны разрабатывать организации, осуществляющие водоотведение, установив требования в отношении строительства очистных сооружений, производящих последовательно:
биологическую очистку сточных вод;
глубокую биологическую очистку сточных вод;
биологическую очистку сточных вод с удалением азота и фосфора;
доочистку сточных вод.
Установление технологических нормативов по перечисленным веществам, на удаление которых технологически рассчитаны очистные сооружения населенных пунктов, будет привязано к реализации соответствующих этапов планов снижения сбросов.
В отношении абонентов, не относящихся к категории нормируемых (объем сбрасываемых сточных вод которых меньше 200 куб. м в сутки) предлагается установить нормативы водоотведения по составу сточных вод и определить единые правила расчета таких нормативов на федеральном уровне. Предлагается также сохранить принципы действующей системы регулирования, предполагающие возможность использования платы абонентов за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод целевым образом на модернизацию и реконструкцию объектов централизованной системы водоотведения вместо перечисления этой платы в бюджет.
В отношении крупных абонентов предполагается уточнение порядка формирования нормативов допустимых сбросов с целью исключить установление необоснованных и технологически недостижимых требований (рыбохозяйственных нормативов). В частности, нормативы допустимых сбросов и плата за их превышение будут кратно смягчаться с учетом снижения концентрации соответствующих веществ в результате очистки сточных вод на очистных сооружениях, принадлежащих организации, осуществляющей водоотведение. При установлении в отношении таких абонентов технологических нормативов, применению будут подлежать именно эти нормативы, рассчитанные с учетом технологических возможностей и целесообразности локальной очистки сточных вод.
Средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод будут использоваться целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного окружающей среде, и финансирование мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения, предусмотренных инвестиционной программой организации, осуществляющей водоотведение.
Законопроект предусматривает установление и применение нового вида тарифов - на очистку сточных вод, который раньше включался в состав тарифа на водоотведение. Выделение такого вида тарифа необходимо для регулирования организаций, которые осуществляют исключительно очистку сточных вод.
В целях расширения возможностей применения договоров об условиях осуществления регулируемой деятельности установлена возможность утвердить долгосрочные параметры регулирования тарифов и показатели надежности, качества и энергетической эффективности на весь срок действия такого соглашения, который может превышать срок действия долгосрочных тарифов. Также из закона исключено ограничение, требующее наличия утвержденной инвестиционной программы организации до подписания договора об условиях осуществления регулируемой деятельности, так как подписание такого договора должно предшествовать утверждению инвестиционной программы, а не наоборот.
В статье 39 закона предполагается предоставить возможность органам регулирования тарифов по согласованию с регулируемыми организациями устанавливать дополнительные показатели надежности, качества и энергетической эффективности, не предусмотренные федеральным законодательством.
Определен порядок рассмотрения разногласий по вопросам утверждения инвестиционных и производственных программ, а также показателей надежности, качества и энергетической эффективности организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
Продлен на 1 год срок разработки схем водоснабжения и водоотведения.
Представляется, что совокупность закрепляемых законопроектом правил и мер будет способствовать совершенствованию системы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, повышению эффективности охраны водных объектов, улучшению качества водоснабжения и водоотведения на всей территории Российской Федерации.
Статьями 2-5 законопроекта предполагается также внесение изменений в ряд иных законодательных актов.
В соответствии со статьей 23 Федеральным законом "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, являющиеся одним из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Технологические нормативы устанавливаются на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В то же время статьей 35 Водного кодекса устанавливается, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. При этом Водный кодекс не предусматривает учета при определении нормативов допустимого воздействия на водный объект технологических нормативов, вступая в противоречие с Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Таким образом, при установлении нормативов допустимого воздействия на водные объекты не могут быть учтены экономические, социальные факторы, а также технологические возможности достижения устанавливаемых нормативов.
Для устранения такой коллизии предлагается установить в Водном кодексе (в статье 35) необходимость учета технологических нормативов при установлении нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Законопроект исключается из Водного кодекса возможность запрета на сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водный объект на основании решения об отнесении водного объекта к рыбоохранной зоне или рыбохозяйственной заповедной зоне, принимаемого без учета социальных и экономических факторов и без согласования со всеми заинтересованными сторонами. При наличии необходимости установления запрета на сброс сточных вод, целесообразно обеспечивать такую возможность путем отнесения водного объекта к категории особо охраняемых водных объектов в установленном законодательством порядке.
Законопроект предусматривает исключение допускающей неоднозначную трактовку и потенциально коррупциогенной нормы статьи 60 Водного кодекса, запрещающей при эксплуатации водохозяйственной системы сброс в водные объекты вредных веществ, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. При сбросе сточных вод сверх установленных нормативов и лимитов лицо, допустившее такое нарушение, также обязано возместить вред окружающей среде. Федеральными законами не урегулирован вопрос о том, как внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду учитывается при определении размера возмещения вреда окружающей среде. Учитывая, что при сбросе сточных вод сверх установленных нормативов и лимитов расчет размеров платы и вреда производится на основе одних и тех же показателей (при этом с различными таксами), целесообразно исключить дублирование ответственности, определив, что при внесении нарушителем водного законодательства платы за негативное воздействие на водный объект размер вреда дополнительно включает в себя только фактические затраты на восстановление нарушенного состояния водного объекта, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды.
Учитывая особенности функционирования очистных сооружений населенных пунктов, а также особенности организации водоотведения сточных вод населенных пунктов, связанные с тем, что источником загрязняющих веществ являются абоненты организаций, осуществляющих водоотведение, а не сами эти организации, законопроект предусматривает утверждение порядка установления нормативов допустимых сбросов через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении". Также законопроект урегулирует отношения, связанные с водоотведением поверхностных сточных вод с территории населенных пунктов. С этой целью вносятся соответствующие уточнения в статью 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Законопроект дополняет статью 44 Федерального закона "Об охране окружающей среды" положением о необходимости учитывать при планировании и застройке городских поселений обеспечения сбора и очистки дождевых, талых, и других поверхностных сточных вод, поступающих с территории поселения в водный объект или на водосборные площади, с использованием централизованных систем водоотведения.
Статьей 47 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определяется порядок установления нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Установление таких нормативов не относится к предмету Федерального закона и вступает в противоречие с процедурами нормирования, предусмотренными Водным кодексом и Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Кроме того, применение нормативов, разработанных исключительно исходя из необходимости сохранения водных биоресурсов, не учитывает технологические возможности очистных сооружений, социальные и экономические последствия их применения. В соответствии с законопроектом особенности нормирования сбросов сточных вод, связанные с необходимостью сохранения водных биоресурсов, учитываются в общем порядке при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и установлении нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Также устраняются избыточные, допускающие необоснованно широкую трактовку и потенциально коррупциогенные нормы статьи 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" о необходимости согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, внедрению новых технологических процессов и осуществлению иной деятельности неограниченного круга лиц.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" потребует признания утратившими силу актов Правительства Российской Федерации:
постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, выпущенных в его исполнение.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" потребует внесения изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации";
типовой договор водоотведения, типовой единый договор водоснабжения и водоотведения, типовой договор транспортировки сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения";
Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод";
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения";
Порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требований к содержанию таких инвестиционных программ, порядка рассмотрения разногласий при утверждении таких инвестиционных программ и порядка осуществления контроля за их выполнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения";
Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. N 317 "Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.