Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 392898-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее - Постановление N 5-П).
Противоречивая практика административного и судебного истолкования при определении плательщика платы за размещение отходов производства и потребления во многом связана со смешиванием понятий размещение отходов - как технологического элемента вида экономической деятельности (обращение с отходами), осуществляемой специализированными организациями, для которых отходы рассматриваются как предметы труда (сырье, материалы), служащие объектами воздействия хозяйственной деятельности и размещения отходов в окружающей среде (в понимании Федерального закона "Об отходах производства и потребления") и как вида негативного воздействия на нее (в понимании Федерального закона "Об охране окружающей среде").
В связи с этим законопроект направлен на упорядочение правового регулирования вопросов определения плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.
В целях закрепления четкой позиции в отношении установления субъектов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления вносится изменение в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды". В тексте самой статьи конкретизируется, кто является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при обращении с отходами производства и потребления.
Кроме того, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении N 5-П, необходимо внести в действующее правовое регулирование изменения, которые обеспечивали бы стимулирующую функцию пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.
Федеральным законом "Об охране окружающей среды" не устанавливаются коэффициенты, применяемые при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно части 3 статьи 16 указанного закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Наряду с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" основу нормативного правового регулирования исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе платы за размещение отходов производства и потребления, составляют постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - постановление N 632) и от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление N 344).
При внесении изменений, предусмотренных законопроектом, будет исключена возможность применения пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированных организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, что обеспечит соблюдение стимулирующей функции данного коэффициента.
Таким образом, будет обеспечено однозначное толкование норм постановления N 632 и N 344, в том числе в части применения пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.
Предлагаемые законопроектом изменения при существующей системе нормирования образования отходов производства и потребления исключат возможность на практике многократного взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду за одни и те же отходы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Внесение изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
В связи закреплением четкой позиции в отношении установления субъектов платы за размещаемые отходы производства и потребления предотвращается возврат ранее уплаченных денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации путем прекращения производства по судебным делам о возврате территориальными органами Росприроднадзора средств, уплаченных в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду по искам от плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, в части отходов производства и потребления, образованных в результате их хозяйственной и иной деятельности.
Проведенный анализ последствий возможных судебных исков о возврате ранее взысканной платы за негативное воздействие на окружающую среду со специализированных организаций, осуществляющих размещение отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, показывает, что непринятие предложенных законопроектом изменений может привести к уменьшению доходов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время, по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, удовлетворены 32 иска территориальных органов Росприроднадзора по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду со специализированных организаций на сумму 96 695 093,16 рублей, в производстве находятся 23 иска на сумму 25 604 367,22 рублей.
Таким образом, возможна подача 32 исков о возврате ранее взысканной платы за негативное воздействие на окружающую среду со специализированных организаций на сумму 96 695 093,16 рублей, в том числе из федерального бюджета на сумму 19 393 018,63 рублей и отказ в удовлетворении 23 вышеуказанных исков, что повлечет за собой недопоступление средств в федеральный бюджет в размере 5 120 873,44 рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не предусматривается признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
В целях реализации Федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" потребуется подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Срок подготовки - 3 месяца с даты принятия данного федерального закона.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного акта, - Минприроды России.
Соисполнитель - Росприроднадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.