Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 402455-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" разработан в целях повышения уровня жизни граждан, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и получающих трудовые пенсии.
Проектом данного закона предлагается установить фиксированный базовой размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированные базовые размеры трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца (далее - фиксированные базовые размеры пенсий) с учетом районного коэффициента лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но для которых установлен районный коэффициент к заработной плате.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает увеличение фиксированных базовых размеров пенсий на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, только лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, на весь период их проживания в таких районах (местностях). При расчете пенсии лиц, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но относящихся к районам с тяжелыми климатическими условиями, требующим дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, районный коэффициент не применяется.
Вместе с тем необходимо отметить, что Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено применение районных коэффициентов к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями. Согласно части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате применяются районные коэффициенты в размерах, установленных федеральными органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти СССР. Так, в районах Дальнего Востока, в том числе южных (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край), был установлен и применяется районный коэффициент к заработной плате в размере от 1,2 до 1,3.
Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, уплачиваются с сумм заработной платы, начисленной с учетом районных коэффициентов. Вместе с тем механизм, заложенный в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения размера трудовой пенсии, предусматривает одинаковые фиксированные базовые размеры пенсий как в центральных районах страны, так и в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме того, следует отметить, что для пенсионеров, проживающих на территории Дальнего Востока, районный коэффициент применяется дифференцировано. В соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных, на всей территории Дальнего Востока получают пенсию с учетом районного коэффициента, тогда как получатели трудовых пенсий, проживающие на территории Дальнего Востока, за исключением районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, получают пенсию без учета районного коэффициента.
Считаем, что необходимо соблюдать единый подход к решению вопросов пенсионного обеспечения граждан, проживающих в указанных районах и местностях. Сам факт установления Правительством Российской Федерации районных коэффициентов свидетельствует о признании органами государственной власти Российской Федерации наличия дискомфортных условий для жизни людей в указанных районах и местностях. При этом следует учесть, что уровень жизни пенсионеров, проживающих на Дальнем Востоке, существенно отличается от уровня жизни пенсионеров в регионах с более благоприятными климатическими условиями. Это связано с тем, что на Дальнем Востоке с учетом тяжелых климатических условий и отдаленности территории, тарифы на тепло- и электроэнергию, расходы на транспорт, коммунальные и бытовые услуги, цены на продукты питания более высокие, чем в других регионах. Предлагаемые законопроектом меры позволят приблизить размер пенсии к прожиточному минимуму и повысить уровень жизни пенсионеров Дальнего Востока до среднероссийского уровня.
В крупных экономически активных и самообеспеченных регионах осуществляются доплаты к пенсиям за счет средств региональных бюджетов. В дотационных дальневосточных регионах такая возможность отсутствует.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года тема развития Дальнего Востока была особо акцентирована, отмечалась необходимость создания на Дальнем Востоке привлекательных условий для жизни людей.
Полагаем, что поскольку данный вопрос является крайне важным для населения Дальнего Востока, его решение повысит привлекательность территорий Дальнего Востока как места жительства населения, а также будет являться фактором для стимулирования положительной демографической динамики и уменьшения оттока населения с данных территорий.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с увеличением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированных базовых размеров трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца на соответствующий районный коэффициент лицам, проживающим в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, повлечет за собой дополнительные расходы из средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере порядка 7 432,033 млн. рублей ежегодно.
Согласно статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, установлен в размере 1,2.
По информации Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, по состоянию на 1 января 2013 года численность получателей трудовых пенсий, проживающих в районах Дальнего Востока, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и получающих трудовую пенсию без учета районного коэффициента (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край), составила 833 362 человека, из них 765 908 получают трудовую пенсию по старости, 44 973 человека получают трудовую пенсию по инвалидности, 22 481 человек - трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Расчет дополнительных расходов составлен исходя из установленного на 1 апреля 2013 года размера страховой части трудовых пенсий следующим образом.
1. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости установлен в размере 3 610,31 рубля, с учетом коэффициента 1,2 он составит 4 332,38 рубля - больше на 722,07 рубля.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату трудовых пенсий указанной категории граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 553 039 189,56 рубля; ежегодные - 6 636 470 274,72 рубля.
2. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, рассчитанный с использованием усредненного (по группам инвалидности и количеству иждивенцев) показателя, составит 6 017,19 рубля. С учетом районного коэффициента 1,2 он составит 7 220,63 рубля - больше на 1 203,44 рубля.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату трудовых пенсий указанной категории граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 54 122 307,12 рубля; ежегодные - 649 467 685,44 рубля.
3. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца, рассчитанный с использованием усредненного (по категориям: дети, потерявшие обоих родителей, или дети умершей одинокой матери;
другие нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца) показателя, составит 2 707,74 рубля. С учетом районного коэффициента 1,2 он составит 3 249,29 рубля - больше на 541,55 рубля.
Ежемесячные дополнительные расходы на выплату трудовых пенсий указанной категории граждан с учетом коэффициента 1,2 составят 12 174 585,55 рубля; ежегодные - 146 095 026,60 рубля.
Таким образом, дополнительные расходы за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составят 7 432 032 986,76 рубля в год.
Председатель |
В.В. Горчаков |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" потребует принятия федеральных законов о внесении необходимых изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Председатель |
В.В. Горчаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.