Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 401427-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (далее - законопроект) разработан на основании пункта 2 части 1 статьи 6, статьи 7, статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Законопроектом предусматривается возможность лицу в рамках исполнения ФМС России и ее территориальными органами Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) предоставлять документы и получать в электронном виде информацию о результатах их рассмотрения по вопросам признания вынужденным переселенцем, продления срока действия статуса вынужденного переселенца, утраты и лишения статуса вынужденного переселенца, а также получать направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить положения Закона, которые с момента его вступления в силу и до настоящего времени не применялись на практике либо утратили свою актуальность, в том числе норму о признании вынужденным переселенцем иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивших место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона, в связи с тем, что с 1993 года обращений граждан указанных категорий с соответствующим ходатайством зарегистрировано не было.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом ФМС России на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Вместе с тем в настоящее время существует пробел в законодательстве о вынужденных переселенцах в части конкретизации обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу обустроиться на новом месте жительства, которые являются основанием для принятия решения о продлении ему срока действия статуса вынужденного переселенца.
В связи с этим законопроектом устанавливается перечень оснований, при наличии которых срок действия статуса вынужденного переселенца может быть продлен территориальным органом ФМС России на один год по заявлению вынужденного переселенца.
Подпункт "б" пункта 5 статьи 1 законопроекта предусматривает срок неполучения безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 г. в связи с тем, что форма государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам в виде безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья изменена на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения (Федеральный закон от 16 октября 2010 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах").
С целью сокращения издержек со стороны граждан подпункт 3 пункта 2 статьи 6 Закона предлагается изложить в новой редакции, предусматривающей установление упрощенного порядка постановки вынужденного переселенца на учет в территориальном органе ФМС России при перемене места жительства. Предлагается внести изменение в подпункт 4 пункта 2 статьи 6 Закона в части отмены ежегодной процедуры переучета вынужденных переселенцев после истечения пятилетнего срока предоставления статуса вынужденного переселенца, так как по окончании указанного срока вынужденные переселенцы, имеющие обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства, проходят ежегодное продление срока действия статуса.
В связи с тем, что федеральным бюджетом на 2013 год и последующие годы не предусмотрено финансирование затрат на выплату вынужденным переселенцам компенсации за имущество, находящееся на территории иностранного государства, при невозможности его возвращения, а также возмещение расходов на прием и обустройство вынужденных переселенцев, предлагается слова "и нормативными правовыми актами Российской Федерации" в подпункте 2 пункта 4 статьи 7 исключить, а пункт 2 статьи 12 Закона признать утратившим силу.
Также законопроектом отдельные положения Закона приводятся в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В частности, Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при осуществлении мер социальной защиты граждан Российской Федерации. С целью предоставления компенсационных выплат гражданам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и вынужденным переселенцам, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, предлагается в подпункте 3 пункта 1 статьи 4 и в подпункте 3 пункта 1 статьи 6 Закона термин "малообеспеченные" заменить термином "малоимущие".
В соответствии со статьей 108 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок предоставления жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев устанавливается федеральным законом. В этой связи статью 11 Закона предлагается изложить в новой редакции.
При этом в случае расторжения и прекращения договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев проживающие в жилом помещении лица обязаны в месячный срок освободить его. Предлагаемый месячный срок для освобождения жилых помещений является достаточным, чтобы, с одной стороны, обеспечить проживавшим в жилом помещении лицам возможность его организованно покинуть и вывезти личное имущество, а с другой стороны, предоставить освобождаемое жилое помещение другим вынужденным переселенцам.
Реализация положений законопроекта в части обеспечения жильем вынужденных переселенцев по договорам найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев будет осуществляться в рамках существующего в настоящее время фонда данных жилых помещений и не приведет к его изменению.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
N п/п |
Наименование проектов нормативных правовых актов |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки проектов актов |
Краткое описание (цель, предмет и содержание) |
Ответственные исполнители |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" |
Необходимость внесения изменений вызвана приведением норм в соответствие с принятым Федеральным законом (подпункт 1 пункта 3 статьи 7, пункт 8 статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в редакции принятого Федерального закона) |
В 2-месячный срок после принятия Федерального закона |
Уточнение порядка жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами, в том числе в части порядка учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, и принятия решения о предоставлении им жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, участия территориальных органов ФМС России в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания |
Минрегион России Минздрав России Минэкономразвития России Минфин России Минтруд России ФМС России |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 713 "О Порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан" |
Необходимость внесения изменений вызвана приведением в соответствие с Федеральным законом в части замены слов "малообеспеченные лица" на "малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин)" |
В 2-месячный срок после принятия Федерального закона |
Уточнение условий оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также компенсации малоимущим лицам из числа указанных граждан расходов на проезд и провоз багажа |
ФМС России Минздрав России Минэкономразвития России Минфин России Минтруд России Минкомсвязь России Минтранс России |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 724 "О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем" |
Необходимость внесения изменений вызвана приведением в соответствие с Федеральным законом и законодательством Российской Федерации, в том числе в части замены слов "малообеспеченные лица" на "малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин)" |
В 2-месячный срок после принятия Федерального закона |
Уточнение условий реализации права лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, и прибывших с ним членов семьи, не достигших 18-летнего возраста, на получение единовременного денежного пособия соответствующего размера на каждого члена семьи |
ФМС России Минздрав России Минэкономразвития России Минфин России Минтруд России |
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N 53 "Об утверждении Типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев" |
Необходимость внесения изменений вызвана приведением в соответствие с Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в части замены слов "малообеспеченные лица" на "малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин)" и получения направления на проживание в центре временного размещения в том числе в форме электронного документа |
В 2-месячный срок после принятия Федерального закона |
Уточнение положений, регулирующих деятельность центров временного размещения вынужденных переселенцев |
ФМС России Минздрав России Минэкономразвития России Минфин России Минкомсвязь России |
5. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" |
Необходимость внесения изменений вызвана приведением в соответствие с Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в части уточнения положений типового договора найма жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев |
В 6-месячный срок после принятия Федерального закона |
Уточнение положений типового договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев |
Минрегион России Минздрав России Минэкономразвития России Минфин России Минтруд России ФМС России |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения размера платы за жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев" |
Необходимость издания постановления Правительства Российской Федерации обусловлена наделением Правительства Российской Федерации соответствующим полномочием (пункт 9 статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в редакции принятого Федерального закона) |
В 2-месячный срок после принятия Федерального закона |
Постановлением Правительства Российской Федерации будет утвержден порядок определения размера платы за жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев |
ФМС России Минэкономразвития России Минфин России Минрегион России |
7. |
Приказ ФМС России "О внесении изменений в приказ ФМС России от 29 июня 2012 г. N 218 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия" |
Необходимость внесения изменений вызвана приведением в соответствие с Федеральным законом и законодательством Российской Федерации, в том числе положениями, связанными с осуществлением территориальными органами ФМС России государственных услуг в электронной форме и с использованием межведомственного электронного взаимодействия (пункт 3 статьи 4, пункт 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в редакции принятого Федерального закона) |
В 3-месячный срок после принятия Федерального закона |
Уточнение порядка выполнения административных процедур (действий) территориальными органами ФМС России (в том числе в электронной форме), порядка взаимодействия территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия с использованием межведомственного электронного взаимодействия |
ФМС России Минэкономразвития России Минкомсвязь России |
8. |
Приказ ФМС России "Об утверждении порядка принятия решения о предоставлении жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев членам семьи вынужденного переселенца, не имеющим статуса вынужденного переселенца, для совместного проживания с вынужденным переселенцем" |
Необходимость издания приказа обусловлена наделением ФМС России соответствующим полномочием (пункт 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в редакции принятого Федерального закона) |
В 3-месячный срок после принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" |
Приказом будет установлен порядок принятия решения о предоставлении жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев членам семьи вынужденного переселенца, не имеющим статуса вынужденного переселенца, для совместного проживания, а также признан не подлежащим применению в системе ФМС России приказ Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации от 6 апреля 2001 г. N 29 "Об утверждении нормативного акта о временном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев" |
ФМС России |
9. |
Приказ ФМС России "Об утверждении формы направления на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев и порядка его выдачи" |
Необходимость издания приказа обусловлена наделением ФМС России соответствующим полномочием (пункт 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в редакции принятого Федерального закона) |
В 3-месячный срок после принятия Федерального закона |
Приказом будет утверждена форма направления на проживание в центре временного размещения и порядок выдачи указанного направления, в том числе в форме электронного документа, а также признан утратившим силу приказа ФМС России от 20 мая 2008 г. N 125 "Об утверждении формы направления в центр временного размещения вынужденных переселенцев" |
ФМС России |
10. |
Приказ ФМС России "Об утверждении формы направления на проживание в жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и порядка выдачи такого направления" |
Необходимость издания приказа обусловлена наделением ФМС России соответствующим полномочием (пункт 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в редакции принятого Федерального закона) |
В 3-месячный срок после принятия Федерального закона |
Приказом будет утверждена форма направления на проживание в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и порядок выдачи указанного направления, в том числе в форме электронного документа |
ФМС России |
11. |
Приказ ФМС России "О внесении изменений в приказ ФМС России от 13 мая 2013 г. N 235 "Об организации деятельности территориальных органов ФМС России по принятию решения о лишении статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев, а также в случаях утраты статуса вынужденного переселенца" |
Необходимость внесения изменений вызвана приведением в соответствие с Федеральным законом и законодательством Российской Федерации, в том числе положениями, связанными с осуществлением территориальными органами ФМС России административных процедур по лишению и утрате статуса вынужденного переселенца (пункт 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в редакции принятого Федерального закона) |
В 3-месячный срок после принятия Федерального закона |
Уточнение порядка выполнения процедур (действий) территориальными органами ФМС России по утрате и лишению статуса |
ФМС России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.