Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 637516-5 "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации", внесенному членом Совета Федерации В.А. Федоровым, а также М.М. Капурой в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Представленный законопроект направлен на установление законодательного регулирования основ и целей государственной регистрации транспортных средств, а также прав и обязанностей участников правоотношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств.
Одним из концептуальных положений законопроекта является установление возможности участия специализированных торгующих организаций в государственной регистрации транспортных средств.
Предлагаемое в пункте 11 статьи 2 законопроекта понятие "специализированная торгующая организация", под которой понимается "торгующая организация, уполномоченная федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на участие в государственной регистрации транспортных средств" нуждается в уточнении, поскольку под торгующей организацией в законопроекте понимаются не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели (пункт 12 статьи 2, часть 2 статьи 10 проекта). Также обращаем внимание, что понятие государственной регистрации транспортного средства (пункт 2 статьи 2) не имеет непосредственного отношения к понятию "торговля".
Считаем необходимым отметить, в настоящее время государственная регистрация транспортных средств регулируется рядом нормативных правовых актов, в том числе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 (ред. от 07.08.2013) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД России от 07 августа 2013 года N 605 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним"). Из перечисленных нормативных актов следует, что государственная регистрация транспортных средств представляет собой государственную услугу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон). В связи с этим обращаем внимание, что в Федеральном законе предусматривается возможность "участия" организаций, не являющихся ни государственными, ни муниципальными в предоставлении государственных и муниципальных услуг (часть 2 статья 1, статья 9), однако в данном случае речь идет об услугах (работах), которые являются необходимыми и обязательными для организации предоставления государственных или муниципальных услуг. При этом перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления (в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг) устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон не предусматривает возможности наделения федеральными органами исполнительной власти каких-либо организаций правом на участие в предоставлении государственных услуг.
На наш взгляд, редакция подпункта 1 части 2 статьи 9 законопроекта нуждается в уточнении с учетом требования четкости и определенности правовой нормы.
Полагаем необходимым соотнести положения пункта 10 статьи 2, пункта 3 части 1 статьи 9 и части 1 статьи 14 проекта федерального закона, поскольку снятие с государственного регистрационного учета рассматривается как регистрационное действие, предшествующее вывозу транспортного средства за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание или его утилизации, в то же время устанавливается обязанность владельца транспортного средства обратиться в соответствующий регистрирующий орган для прекращения государственной регистрации транспортного средства в течение десяти дней после утилизации или утраты транспортного средства.
В подпункте 4 пункта 2 статьи 9 законопроекта предусматривается обязанность владельца транспортного средства уплачивать предусмотренную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственную пошлину за осуществление регистрационных действий. Данное положение законопроекта представляется излишним в силу положений статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В законопроекте содержатся внутренние противоречия. Так, например, в пункте 4 статьи 9 указывается, что "государственная регистрация транспортного средства, осуществленная в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сохраняется в случае изменения регистрационных данных транспортного средства, включая сведения о владельце транспортного средства", вместе с тем исходя из положений статьи 1 и пункта 2 статьи 8 законопроекта, порядок регистрации транспортных средств данным законопроектом не предусматривается, а устанавливается Правительством Российской Федерации.
Обращаем внимание, что ряд полномочий специализированных торгующих организаций в области регистрации транспортных средств (подпункты 2, 6, 7 пункта 1 статьи 11 законопроекта), по сути, дублирует полномочия соответствующих регистрирующих государственных органов, что требует дополнительного обсуждения.
Необходимо уточнить, о каких "уполномоченных организациях" идет речь в пункте 4 статьи 14 законопроекта.
Пункт 2 статьи 22 законопроекта необходимо исключить как излишний, поскольку нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации), Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации) не должны противоречить федеральным законам, что обуславливает необходимость приведения указанных актов в соответствие с принятыми федеральными законами.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.