Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике на проектфедерального закона N 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона N 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" предполагает введение следующих основных новаций:

1. Установление твердого размера законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электрической энергии (услуг по передаче электрической энергии). Предлагаемый размер законной неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии (услуг по ее передаче) надлежащим образом исполнять обязательства по оплате, поскольку многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, т.е. фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций, при этом начисленная сумма неустойки по договорам зачастую снижается судами.

Данный размер законной неустойки 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа (17,7%) существенно сократит мотивацию к несвоевременной оплате, поскольку ставка приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей.

Рассмотрение ставок краткосрочного кредита для физических лиц аналогичных банков по другим регионам - Краснодарский и Приморский край, не выявило расхождений в их размере.

В связи с более низкой конкуренцией между банками в других регионах, наличием меньшего количества предложений от банков по сравнению с Московским регионом, считаем, что процентные ставки в других регионах в большинстве случаев могут быть на уровне, или выше, Московского региона.

Также предложены аналогичные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, повышающие законную неустойку за неоплату предоставленных коммунальных услуг.

Следует отметить, что введение (повышение) размера законной неустойки соответствует поручениям Президента Российской Федерации (от 18 февраля 2013 г. N Пр-340, подпункт "б" пункта 1) и Правительства Российской Федерации (от 2 февраля 2013 г. N ДК-П9-21пр, раздел II, пункт 1.3)

Законопроектом предлагается уточнение действующих норм, направленных на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям ("неотключаемые" потребители). Предполагается необходимость формирования адресного списка таких потребителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующим гарантированием исполнения этими потребителями обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов.

Вносятся уточнения в положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов, увеличивается размер санкций за данную категорию правонарушений.

По предлагаемой законопроектом новелле необходимо сделать следующее замечание. Федеральным законом N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривается обязательная поставка на оптовый рынок всей электроэнергии, производимой генерирующими мощностями свыше 25 Мвт, в том числе для собственных нужд. В условиях действующего законодательства владельцы генерирующих мощностей обязаны покупать собственную уже потребленную электроэнергию у гарантирующего поставщика с оплатой фактически не оказанных услуг по передаче электроэнергии (котлового тарифа) и сбытовой надбавки.

С принятием указанной нормы положение владельцев таких генерирующих мощностей усугубится, так как законопроектом не предполагается введение равной по размеру неустойки производителю электроэнергии и не обуславливает время наступления задолженности моментом оплаты сбытовой компанией полученной электроэнергии.

Также представляется необоснованным требование законопроекта о получении в этом случае сетевой компанией дополнительной оплаты в виде неустойки за несвоевременную оплату фактически не оказываемой услуги.

Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов" при условии его доработки с учетом сделанного замечания во втором чтении.

 

Председатель Комитета

И.Д. Грачёв

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.