Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект указанного федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Настоящий законопроект разработан в развитие положений законопроекта N 305389-6 "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части введения института ипотечного страхования)" (принят Государственной Думой в первом чтении 09.10.13 года), которым с целью повышения доступности ипотечных кредитов для граждан предлагается ввести в систему ипотечного жилищного кредитования механизмы страхования ответственности заемщика от риска неисполнения ипотечного договора, а также финансового риска кредитора по ипотеке от возникновения убытков, вызванных недостаточностью денежных средств, вырученных от реализации заложенного имущества.
Рассматриваемым законопроектом вносятся изменения в статьи 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) и 291 "Особенности определения расходов банков" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие определение налогового режима ипотечного страхования.
Так, законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы заемщика по договору ипотечного страхования в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням.
Кроме того, предусматривается включить в перечень расходов банков, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, суммы страховых взносов по договору ипотечного страхования кредитора.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 48.1 статьи 217 для физических лиц - заемщиков предусматривается освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде суммы задолженности по кредитному договору, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой кредитором-выгодоприобретателем за счет страхового возмещения по заключенным заемщиком договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика, а также по заключенным заемщиком договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням.
Таким образом, предусмотренное законопроектом дополнение (в пункт 48.1 статьи 217 Кодекса) перечня доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц указанием на договоры ипотечного страхования заемщика позволит создать одинаковый налоговый режим при осуществлении страховой выплаты по всем видам договоров страхования, заключаемым при ипотечном кредитовании.
Концептуально поддерживая указанный законопроект, Комитет отмечает следующее.
Поскольку в законопроекте используются понятия, которые вводятся проектом федерального закона N 305389-6 "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части введения института ипотечного страхования)", его положения следует согласовать с основным законопроектом.
Согласно предлагаемой законопроектом редакции пункта 48.1 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы заемщика, связанные с исполнением договора ипотечного страхования заемщика, в пределах не только суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, но и по начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням.
При этом не учитывается, что в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 31 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в редакции проекта федерального закона N 305389-6) по договору ипотечного страхования заемщика не подлежат возмещению причитающиеся выгодоприобретателю неустойки (штрафы, пени) вследствие неисполнения, просрочки исполнения или иного ненадлежащего исполнения обеспеченного ипотекой обязательства, проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами.
Кроме того, согласно подпункту 20.3 пункта 2 статьи 291 Кодекса (в редакции законопроекта) в перечень расходов банков, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются суммы страховых взносов по договору ипотечного страхования кредитора.
Проектом федерального закона N 305389-6 "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" допускается возможность одновременного страхования гражданской ответственности заемщика (ипотечное страхование заемщика) и финансовых рисков возникновения у кредитора убытков, связанных с невозможностью удовлетворения обеспеченных ипотекой требований (ипотечное страхование кредитора).
При этом, не учитывается то обстоятельство, что основным критерием для отнесения затрат к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, статьей 252 Кодекса признается экономическая оправданность таких затрат.
Таким образом, затраты банков на уплату страховых взносов по договорам ипотечного страхования кредитора при наличии договоров ипотечного страхования заемщика не будут отвечать указанному критерию.
Также, положения статьи 2 законопроекта, предусматривающей срок вступления в силу федерального закона, следует согласовать со статьей 5 Кодекса и синхронизировать с порядком вступления в силу проекта федерального закона N 305389-6 "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части введения института ипотечного страхования)".
По указанному законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 342973-6 "О внесении изменений в статьи 217 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения института ипотечного страхования)" при условии его доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.