Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 305679-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 77 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части изменения оснований и порядка осуществления заготовки древесины в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации),
внесенный Законодательной Думой Томской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 305679-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 77 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части изменения оснований и порядка осуществления заготовки древесины в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации), внесенный Законодательной Думой Томской области, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 29 и 77 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), в соответствии с которыми предлагается установить возможность заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для реализации направлений государственной аграрной политики в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, без проведения процедуры аукциона. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предполагается, что в указанном порядке заготовку древесины будут осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители для удовлетворения производственных потребностей.
Комитет не может согласиться с данным предложением по следующим основаниям.
Согласно части 8 статьи 29 Лесного кодекса граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Это обусловлено тем, что концепция Лесного кодекса в части развития договорных отношений в области использования лесов построена на приоритете института аренды и ограниченного применения договора купли-продажи лесных насаждений.
Применение договора купли-продажи лесных насаждений в Лесном кодексе носит исключительный характер по той причине, что на покупателя лесных насаждений не возлагается обязанностей по охране, защите и воспроизводству лесов, не требуется составления проекта освоения лесов, т.к. лесной участок по такому договору не предоставляется, а договор заключается на срок не более года. В этой связи применение договора купли-продажи лесных насаждений может быть оправдано только наличием государственных или муниципальных нужд.
С учетом изложенного, Лесной кодекс не предусматривает возможность заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины в предпринимательских целях. При этом следует иметь в виду, что нормы статьи 29 Лесного кодекса о договоре купли-продажи лесных насаждений необходимо рассматривать и применять только во взаимосвязи с другими его положениями, определяющими пределы применения данного вида договора (статьи 19, 30, 75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации).
Далее необходимо отметить, что в законопроекте не установлены четкие критерии, позволяющие однозначно определять исключительные случаи заготовки древесины, что может повлечь необоснованное применение в субъектах Российской Федерации исключения из общих правил заготовки древесины.
Безаукционный порядок предоставления лесных насаждений предусмотрен частью 1 статьи 77 Лесного кодекса только в случаях, связанных с реализацией государственных или муниципальных нужд, а также с обеспечением личных нужд граждан. Законопроект расширяет перечень указанных случаев, распространив льготный порядок заготовки древесины на сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, в то время как концепция Лесного кодекса основывается на том, что заготовка древесины признается предпринимательской деятельностью и соответствующее право должно приобретаться по результатам аукциона.
Следует также учитывать, что принятие законопроекта приведет к выпадению доходов субъектов Российской Федерации, так как в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений по нормативу 100 процентов, зачисляется в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. В этой связи предлагаемые изменения нуждаются в дополнительном обосновании и оценке.
Кроме того, вопросы установления льготных условий лесопользования для организаций, занятых ведением сельского хозяйства, оценивалась Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О. В указанном определении разъясняется, что федеральный законодатель отказался от применения льготных условий лесопользования как одной из форм поддержки сельскохозяйственных организаций. При этом, отказавшись от применения льготного порядка лесопользования в отношении сельскохозяйственных организаций, законодатель установил для них иные механизмы государственной поддержки в рамках общей государственной политики, направленной на развитие сельского хозяйства (Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства").
На законопроект поступили заключения двух Комитетов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера законопроект не поддерживает, а Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддерживает его. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации считает, нецелесообразным поддерживать законопроект.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с абзацем шестым подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента РФ от 07.05.2013 г. по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 апреля 2013 г. Правительству Российской Федерации поручено внести с законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины индивидуальными предпринимателями, предприятиями малого и среднего бизнеса с включением в цену указанных договоров расходов на защиту, охрану и воспроизводство лесов. Соответствующий проект федерального закона, предусматривающий комплексные изменения в действующее законодательство, в настоящее время подготавливается Правительством Российской Федерации к внесению в Государственную Думу.
С учетом изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 305679-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 77 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части изменения оснований и порядка осуществления заготовки древесины в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации), внесенный Законодательной Думой Томской области, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.