Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 352254-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части отнесения к вопросам местного значения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных) внесен Тюменской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 352254-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенным Тюменской областной Думой, предлагается закрепить новые вопросы местного значения поселений и городских округов - организация и осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных на соответствующей территории.
В связи с данной законодательной инициативой необходимо отметить следующее.
Предложения о законодательном закреплении за органами местного самоуправления полномочий по регулированию численности безнадзорных животных неоднократно вносились в Государственную Думу (например, проекты федеральных законов N 270662-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, N 215938-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части регулирования вопроса содержания животных на территории муниципального образования), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия). Такие законодательные инициативы неизменно отклонялись Государственной Думой.
Хотя прямо полномочия по регулированию численности безнадзорных животных не закреплены за каким-либо уровнем публичной власти, в настоящее время отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как санитарно-эпидемиологические мероприятия; организация и проведение указанных мероприятий должны осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункты 9.2, 9.5 Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года N 54). Сложившаяся правоприменительная практика также исходит из того, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции и, соответственно, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2010 г. N 32-В09-22, Письмо Минфина России от 19 сентября 2011 г. N 06-04-11/01-348). Какой-либо правовой неопределенности в этом вопросе Комитетом не усматривается.
Передача данных функций на местный уровень, на наш взгляд, нецелесообразна, в частности, потому, что это повлечет увеличение расходов местных бюджетов. В условиях общеизвестного низкого уровня бюджетной обеспеченности принятие таких решений без изыскания дополнительных источников покрытия возникающих в результате них расходов недопустимо. При этом, в нарушение требования части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения данных новых для муниципальных образований видов расходных обязательств.
Также следует иметь в виду, что, согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передать полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия органам местного самоуправления, вместе с соответствующим финансированием.
Кроме того, на основе анализа действующего законодательства можно прийти к выводу, что осуществление деятельности по отлову и содержанию животных органами местного самоуправления в настоящее время не исключается, в том числе в рамках закрепленной за ними компетенции в сфере благоустройства территории. Это возможно для реализации задач, возложенных на органы местного самоуправления Гражданским кодексом Российской Федерации в сфере обращения с безнадзорными животными (статья 230), а также Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в сфере обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (абзац 3 пункта 2 статьи 2).
Положение, при котором органы местного самоуправления не обязаны, но вправе при наличии организационных и финансово-экономических возможностей заниматься отловом и содержанием безнадзорных животных, представляется оптимальным в существующих условиях. Поэтому в плане совершенствования законодательства в данной сфере представляется более перспективным рассмотреть вопрос о более четком закреплении прав органов местного самоуправления по отлову и содержанию животных (поскольку известны случаи, когда контролирующие и судебные органы не признают за ними такой возможности). Однако это не может быть осуществлено в рамках подготовки данного законопроекта ко второму чтению, т.к. представляет собой изменение концепции законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе отклонить при рассмотрении в первом чтении проект федерального закона N 352254-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Тюменской областной Думой.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.